Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

Ю.А.ШИЧАЛИН. ПРОКЛ
Философский энциклопедический словарь. М., 1983, стр. 538-539



ПРОКЛ (ProkloV), Д и а д о х (8.2.412, Константинополь - 17.4.485, Афины), древне-греческий философ-неоплатоник. О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином ("Прокл, или О счастье"), а также из фрагментов "Жизни Исидора" Дамаския. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы платоновской Академии; сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Прокл составил комментарий ко всем 12 диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комментарии к "Алкивиаду", "Кратилу", "Государству", "Тимею" и "Пармениду". Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также "Орфическую теологию", "Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами" и наставление по аллегорическому толкованию мифов "О мифических символах". Прокл составил комментарий к Плотину, введение к философии Аристотеля и комментарий к трактату "О пяти общих понятиях" Порфирия, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящён отдельным проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой "Начала физики" и "Начала теологии" (рус. пер. - "Первоосновы теологии", 1972). Систематический характер носит "Теология Платона".

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского "Парменида": сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского "Филеба" (23 с-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень - демонические "просто души": ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Ещё ниже - "частичные души", одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевлённые тела. В эту расчленённую иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует "природа", бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которыерые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божеств, красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. По свидетельству Марина, Прокл говорил, что философ должен быть "иереем целого мира" (см. в кн.: Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979, с. 485). Философия Прокла- наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).

Издания сочинений:
In Platonis Rempubllcam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1-2, Lpz., 1899-1901; In Platonis Timaeum Comenentaria, ed. E. Diehl, t. 1-3, Lpz., 1903-1906; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L. G. Westerink, Amst., 1954, Elementa-tio physica, ed. H. Boese, В., 1958; Tria opuscula, ed. H. Boese. В., 1960; Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. V. Cousin, Hildesheim, 1961; Elements of theology, transl. introd., comm. by E. R. Dodds, Oxf. 19633; Theologie platonicienne, livres 1-3, texte et trad. par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968-78.

Литература:
Rosan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1948: Beutler R., Proklos der Neuplatoniker, в кн.: RE, Hlbbd. 45, 1957, col. 186-247; Belerwaltes W., Proklos. Grund-zuege seiner Metaphysik, Fr./M., 1965; Trouillard J., L'un et l'ame selon Proclos, P., 1972.