Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

А.Ф.ЛОСЕВ. ПРОКЛ (ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ)
А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Последние века. Книга II. М., 1988, стр. 23-336



предыдущая к оглавлению следующая
§ 11. Заключительная характеристика
5. Личность Прокла


а) Марин рисует Прокла как совершенство всех человеческих добродетелей и даже как совершенство в физической области. Прославляются безущербность и правильность всех его чувственных ощущений и среди них зрения и слуха, физическая сила и выносливость как в случаях зноя, холода или недостаточного питания, так и в отношении всяких трудов, болезней и напряженных молитвенных состояний (гл. III). Болел Прокл мало, но и свои немногие болезни переносил стойко. Стойкость проявлял он и при всяких неожиданных и тяжелых житейских обстоятельствах (гл. XX). Специально Марин распространяется о физической красоте Прокла, которая, по его мнению, состояла из уравновешенности и согласованности всех частей тела, а также из соответствия всех его физических совершенств его душевному строю, тоже всегда уравновешенному и сосредоточенному (гл. III).

В отношении всех людей Прокл всегда отличался правдивостью, справедливостью и учтивостью.
"Он привлекал собеседников учтивостью и веселостью без утраты достоинства, так что люди расходились от него ободренные" (гл. IV - V).
Для Прокла были характерны щедрость и великодушие (гл. XIV), а его заботливость проявлялась даже в уходе за больными и их лечении (гл. XVII). В тесной связи с этим находилась также и его всегдашняя общественно-политическая настроенность, заставлявшая его участвовать в разных собраниях, подавать благие советы правителям, заботиться о справедливых отношениях между гражданами, содействовать делу просвещения, жертвовать в пользу общества и даже завещать свое имущество не только близким, но и государству (гл. XIV-XVI). Что ему совсем не было свойственно, это состояние гнева, который он либо совсем преодолевал, либо превращал в разумное поведение (гл. XX). В спорах если он и гневался, то очень быстро успокаивался, быстро делался податливым; и если было нужно, то за своих спорщиков заступался перед правителями (гл. XVI).

От брака воздерживался (гл. XVII ; гл. XX). Дни и ночи проводил в постах и молитвах, обязательно исполняя, кроме того, еще и религиозные омовения, очищения и вообще всякие религиозные обряды (гл. XVIII -  XIX, XX).

Общее мнение Марина о бытовом поведении Прокла сводится к тому, что Прокл решительно отвергал все низменное и во всем преследовал только цели преуспеяния в мудрости (гл. IV). Это и заставляет Марина сказать о душе Прокла:
"Было в ней разумение - не житейское разумение, помогающее управлять тем, чем можно и не управлять, а иное, чистейшее мышление, обращенное само на себя и не скованное представлениями тела" (гл. XXI).
Чистое мышление, обращенное к самому себе,- вот в чем заключалась, по Марину, вся личность и вся жизнь Прокла.

До сих пор мы приводили те черты личности Прокла из биографии Марина, которые можно считать более или менее позитивными. А дальше начинаются чудеса и фантастика, которые для объективного историка [стр. 316] тоже обладают некоторого рода реальностью, хотя уже и в специфическом смысле.