Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

А.Ф.ЛОСЕВ. ПРОКЛ (ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ)
А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Последние века. Книга II. М., 1988, стр. 23-336



предыдущая к оглавлению следующая
§ 1. Жизнь и сочинения
1. Общие сведения


б) После Плотина Прокл - самая крупная фигура во всем четырех-вековом [стр. 25] неоплатонизме. Да и Плотину он уступает только в новизне и оригинальности своих идей, поскольку Плотин созидал новую систему философии, Прокл же только углублял и детализировал эту систему. Однако в этом последнем отношении он безусловно превосходит Плотина; и это превосходство резко бросается в глаза в связи с огромной аналитической силой его ума, большим разнообразием его интересов, мастерством микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона, куда нужно прибавить еще очень четкий философский язык, местами доходящий до изложения в виде геометрических теорем и доказательств и часто удивляющий какой-то юридической отчеканенностью выставляемых положений.

Кроме всего этого, размеры дошедших до нас материалов Прокла представляют собой нечто уникальное во всей античной литературе. При сравнительно небольшом количестве названий дошедшие до нас трактаты Прокла обнимают в общей сложности несколько тысяч страниц, что превосходит по объему не только сочинения Платона или Аристотеля, но во много раз превосходит и все то, что мы вообще имеем от классической греческой литературы.

Это привело к тому, что Прокла всегда весьма мало издавали и весьма мало комментировали, не говоря уже о том, что это зависело также и от духовной чуждости буржуазных исследователей религиозно-философским взглядам Прокла. Блестящим исключением явились в науке последние два десятилетия, когда, собственно говоря, уже было приступлено к изучению Прокла (об этом у нас ниже). Но Прокл так огромен и так мало изучен, что даже такие обстоятельные работы, как труды В. Байервальтеса (1965), Г. Сефри и Л. Г. Вестеринка (1968-1978), являются, можно сказать, пока еще только началом подлинного и адекватного анализа его творчества [Прим. 1].
[Прим. 1] Таким образом, большинство наших упреков в отставании западной науки в изучении Прокла, формулированных в нашем сборнике "Статьи по истории античной философии для IV-V томов "Философской энциклопедии" (М., 1965, с. 70 [см. переиздание 1998 г.]), в настоящее время являются устаревшими.