Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

РУДОЛЬФ БОЙТЛЕР. ПРОКЛ
R. Beutler. Proklos. - RE, XXIII, 1, 1957, coll. 191 - 208


[в начало статьи]

предыдущая B. Сочинения. следующая
[...стр. 190] Удивительная ученость Прокла в различных сферах науки в соединении с его работоспособностью, которую подчеркивал Марин, вылились в несметное количество сочинений. Однако, не смотря на весьма разнообразные сферы деятельности, центром его философии постоянно остается Платон, даже если принять во внимание его увлеченность Халдейскими оракулами. Его метод, состоящий в возведении высказываний самого различного происхождения к Платону, как некоему центру, заимствован от Порфирия (см.: Ueberweg-Praechter12, 616 сл.). В первых строках своего сочинения о богословии Платона Прокл показывает, что вполне отдает себе отчет том значении, кторое имеент для его философии Платон:
"Посвящение в божественное было открыто богами через того, кто был в состоянии в то время его вместить, а именно через одного-единственного мужа (sc. Платон). Я, пожалуй, верно считаю его наставником в истинном посвящении и разоблачителем неизменного Образа, которому он был соучастником, для всех тех, кто стремится к истинной мудрости и счастливой жизни. Теперь, эти таинства, которые через него впервые как бы засверкали в святом храме, были сокрыты в святилищах и оставались там неизвестными для подавляющего большинства посетителей до тех пор, пока в назначенный срок истинный Жрец не выступит и не посвятит всех".
Способ последующей группировки сочинений Прокла имеет внутренним основанием исключительно рассматриваемые в них темы.

Собрания сочинений
a) P. Opera e cod. mss. bibl. reg. Paris. nunc prim. ed. V. Cousin, Paris 1820-1827 (содержание: de decem dub., de provid., de malorum subsist., in Alc. I, in Parm)
b) P. Opera inedita quoae primus olim e cod. mss. Paris. Italisque vulg. nunc scc. cur. em. et aux. V. Cousin, Paris, 1864 (содержание: Marinos. v. Procli, de dec. dub., de prov., de mal. subsist., in Alc. I, in Parm., выдержка из "Богословия Платона", Гимны).
Оба издания недостаточно обоснованы.

перевод А.В.Петрова