Публикации Центра антиковедения СПбГУ


Е.В.Никитюк
Религиозное законодательство классических Афин в зарубежной историографии ХIХ-ХХ вв.


Мавродинские чтения - 2004: Актуальные проблемы историографии и исторической науки. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета СПбГУ (12-14 октября 2004 г.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004, с.128-129.

Вопрос о степени разработанности греческого и, в том числе, афинского законодательства в сфере религии вызывал и до сих пор вызывает живой интерес исследователей ввиду того, что религия была одной из самых важных и одновременно консервативных сфер жизни античного общества. Тем не менее, специальных работ по этой тематике немного, что связано, прежде всего, с неудовлетворительным состоянием источниковой базы. Отечественная историография уделяла мало внимания этому вопросу, поэтому мы проанализируем некоторые итоги исследовательской работы зарубежных антиковедов в этом направлении. Рассмотрим три сюжета, лучше других представленных в источниках.

1) Применение устных и фиксированных законов в аттической юридической практике. Начало планомерной разработки письменного законодательства и, в том числе в религиозной сфере, относится ко времени Солона. Однако, как показали в своих исследованиях об аграфос номос немецкие антиковеды Г.Диссен (1838) и Р.Хирзел (1900), даже в IV в. до н.э. продолжали пользоваться многими законами, принятыми еще в VI-V вв. до н.э., в том числе и устными. Более широкий взгляд на эту проблему представляет работа англичанина Р.Томаса, посвященная соотношению устной традиции и письменной фиксации в классических Афинах (1989). Отдельные этапы фиксации священного права также разрабатывались зарубежной историографией - пересмотр законов при архонте Эвклиде в 403 г., после которого было запрещено пользоваться неписанными законами (в работах М.Хансена (1980), К.Клинтона (1982), С.Дау (1959)), деятельность комиссии Никомаха в 403 г. (в работах Д.Оливера (1935) и В.Фергюсона (1936)). Большинство исследователей придерживается мнения, что даже в такой традиционно консервативной сфере общественной жизни, как религиозная, к IV в. до н.э. главные установления божественного права подверглись фиксации и лишь отдельными неписанными установлениями продолжали пользоваться жрецы определенных культов (например, Керики в Элевсине).

2) Регламентация деятельности самих культов. Религиозные юридические нормы, представленные различными актами (древними законами на кирбах и аксонах, новыми установлениями на стелах, календарем жертвоприношений на синграфах), рассматриваются в работах Р.Страуда (1979) и Н.Робертсона (1986), местные установления при отдельных храмах - в работе Ж.Рудхарда (1960). Особый интерес представляет серия статей американского антиковеда С.Дау (1937-1963) об афинской коллегии анаграфеев и о так называемых стелах Никомаха, на которых был высечен афинский календарь жертвоприношений после пересмотра законов в 403 г. Таким образом, на основании эпиграфического материала исследователи еще раз подтверждают преимущественное использование писанных законов в религиозной сфере.

3) Выработка законов, по которым преследовалось религиозное нечестие (асебия). Старые фундаментальные исследования немецких антиковедов по греческим правовым древностям не потеряли своего значения и сейчас. Это ставшие классическими труды Ю.Липсиуса по афинскому праву (5 т., 1905-1915), М.Майера и Г.Шоманна - о функционировании различных судебных инстанций (2 т., 1883-1887), Э.Платнера - об аттическом судопроизводстве (2 т., 1824-1825). Наряду с общими вопросами эти авторы рассматривают процедуру проведения процессов по обвинению в асебии. Значительный вклад в разработку этой темы был сделан датчанином М.Хансеном (1975-1980), американцем М.Оствальдом (1986), англичанами П.Родсом (1972-1991) и Д.МакДауэллом (1978). Ж.Рудхардт в своей работе уточняет дифиницию проступков, классифицируемых как асебия (1960). Дискуссионный вопрос о времени и сфере применения специального закона графе асебиас затрагивают в своих исследованиях Ж.Рудхардт (1960), Д.МакДауэлл (1978), М.Оствальд (1986) и Р.Бауман (1990). Большое значение имеют также монографии французского антиковеда Э.Деренна (1930), немецкого антиковеда Ф.Якоби (1959) и итальянской исследовательницы Г.Мараско (1976), а также отдельные статьи Ж.Николь (1910), Ж.Бертероя (1913), Д.Дависона (1953), Д.Мансфельда (1979), посвященные самым известным процессам V-IV вв. по обвинению в асебии. Серия специальных работ 30-90-х гг. ХХ в. была посвящена делу гермокопидов и профанаторов мистерий (Б.Меритта, Д.Атцфельда, Д.Когана, К.Паулла, Д.Марра, Д.Льюса и др.). В этих исследованиях наряду с анализом обвинения против конкретных персонажей, затрагиваются вопросы выработки афинским законодательством юридических оснований для судебного преследования подобных преступлений.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что даже нынешнее состояние источников делает возможным дальнейшую разработку данной тематики.


(c) 2004 г. Е.В.Никитюк
(c) 2005 г. Центр антиковедения