Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 14. Погребальные обычаи и обряды в Греции и Риме

У древних греков и римлян забота о надлежащем погребении умерших считалась священным долгом. Обычай обязывал забирать тела погибших с поля боя и даже в случае необходимости вступать за них в новое сражение с врагом. Существовало два основных способа погребения - трупоположение и трупосожжение, которые чередовались в различные периоды древней истории. Некрополи (в переводе с греческого "города мертвых) являются важнейшим источником сведений для изучения истории, религиозных культов, этнического и социального состава населения. Раскопки некрополей дают большое количество памятников прикладного искусства прекрасной сохранности (ваз, ювелирных украшений, оружия и т.д.). По обычаю греков и римлян некрополи располагались за стенами города или вдоль дорог. Но в некоторых дорических полисах некрополь был в черте города (Спатра, Мегары, Тарент). Иногда кладбищами служили частные сады или поля. В Афинах был государственный некрополь в районе Керамика у Дипилонских ворот, где хоронили афинских граждан, погибших на войне. Римляне обычно располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живущим о подвигах предков (например, вдоль Аппиевой дороги).

Греция. В Микенах раскопками Г.Шлимана были открыты два типа погребений: шахтовые гробницы (глубиной до 5 м, с богатым инвентарем, в том числе оружием и золотыми масками) и купольные гробницы (огромные ссоружения; так называемая Сокровищница Атрея была высотой в 14 м с диаметром основания 14 м). Но среди древних погребений были и простые -небольшая яма в земле и невысокий земляной холм, вокруг которого, согласно Гомеру, могли посадить деревья. Обряд погребения знатного воина Гомер описывает в 24 песне "Илиады".

В исторические времена появляются погребения в вырубленных в скалах склепах, вход в которые имитирует фасад дома или храма (в Ликии, на островах Эгейского моря). При погребении в городском некрополе погребальные памятники (стелы) были обычно прямоугольной формы, высокие и узкие. Верхняя их часть была украшена рельефными пальметками или фронтоном; на средней части помещалось рельефное изображение погребенного, сцена заупокойной трапезы или сцена прощания с семьей; внизу высекалось имя, иногда небольшой текст - имя отца погребенного, откуда он родом, данные о его жизни, наставления живым, проклятия потенциальным грабителям и т.д. В Афинах существовало государственное постановление, ограничивающее роскошь погребального памятника - он должен был быть не дороже того, который за 3 дня могли построить 10 мастеров. Но в IV в. до н.э. появляются надгробные стелы, украшенные резьбой и росписью, некоторые из них представляют высокохудожественные памятники. На них вместо одинокостоящей фигуры (в раннее время - обычно юноши с венком, позднее - пожилого мужчины с бородой, но, в любом случае, только мужского персонажа) появляются целые сюжетные композиции. Например, на памятнике Дексилею изображен воин на коне, поражающий копьем поверженного врага, упавшего под копыта его коня; часто встречаются и женские изображения - например, на стеле Фрасиклеи помещена сцена прощания матери с дочерью - сама Фрасиклея сидит на высоком стуле, дочь припала к ее коленям, рядом стоит служанка с открытой шкатулкой. В эллинистическое время иногда использовали саркофаги (в переводе "пожирающие плоть"), сделанные в виде храма, боковая сторона которого украшалась рельефом с сюжетной композицией (Сидонский, так называемый Саркофаг Александра).

Богатые гробницы строились в виде храма (например, гробница около Ксанфа в Ликии в виде храма ионического стиля на высоком фундаменте и с колоннадой, основание сооружения, все фронтоны и фризы покрыты рельефами). Самый знаменитый памятник в виде храма - Мавсолей, который причисляли к семи чудесам света. Построен он был в Галикарнасе карийскому царю Мавсолу его женой Артемисией (более 30 м в высоту и 30 м по каждой стороне основания). Украшен Мавсолей был скульптурами Скопаса, Бриаксия, Тимофея, Леохара, от которых сохранились значительные фрагменты.

В некоторых областях погребение совершалось в керамических гробах, составленных из отдельных дугообразных плит (на Эвбее, в Аттике), детей хоронили в амфорах (некрополь в афинском Пирее). Могли совершать захоронение в земляной могиле или неглубоком, выложенном камнем, склепе. Если тело не было найдено (т.е. кто-то умер на чужбине, утонул в море, погиб в бою), то устраивали символическое погребение - кенотаф(ий).

Обычно в Аттике в день рождения, день смерти и в день общего поминовения мертвых 5 боедромиона у стел совершались обряды возлияния (смесью вина и воды, оливкового масла и меда, меда и молока), бескровных и кровавых жертвоприношений. Как во время похорон, так и во время поминовения, все присутствующие были одеты в траурную темную одежду.

На периферии греческого мира обряд погребения воспринял некоторые местные черты. Так, на Боспоре усопших хоронили в каменных склепах, стены которых были покрыты росписью по штукатурке. Над погребениями представителей местной эллинизированной знати сооружали огромные земляные курганы, в погребальную камеру которых помещали дорогие золотые, серебрянные, электроновые сосуды и украшения (курганы Царский, Змеиный, Золотой, Куль-Оба и т.д.). Интересный памятник представляет так называемая Виргинская гробница в Македонии, которая, возможно, является погребением Филиппа II.

Рим. У этрусков некрополи напоминали настоящие поселения с улицами, переулками, могильными домами-курганами. Некрополи в Цере были подземными, вырубленными в скалах, с фасадом в виде храма. В раннее время римляне по примеру этрусков иногда также сооружали подземные некрополи в холме (гробницы в Риме семьи Сципионов при Аппиевой дороге, семьи Назонов при Фламиниевой дороге). Если останки покойного нельзя было доставить в Рим, то по греческой традиции сооружения кенотафов римляне устраивали тумули хонорарии (почетные могилы). Когда вошел в употребление обряд кремации, стали строить помещения со сводчатыми потолками и специальными нишами - большими для саркофагов и маленькими для урн. Урны или замуровывали в стену или просто ставили в нишу, а рядом помещали табличку с именем покойного. Урны были керамические, стеклянные, бронзовые, мраморные. Надпись иногда помещали на плоской четырехугольной крышке или на боку. Саркофаги могли быть каменные (из мрамора, известняка) и деревянные, украшенные рельефами и росписью, обычно прямоугольные или овальные со сложным декором.

Гробница только для урн называлась колумбарий (в переводе - "голубятня"). Колумбарии были различных размеров и видов - небольшие фамильные (например, гробница Неволеи Тихи в Помпеях) или общественные (богатых граждан или императоров для своих вольноотпущенников, которые были включены в фамилию; например, колумбарий, построенный супругой Августа Ливией). Иногда колумбарии строились предприимчивыми частными лицами для продажи ниш по отдельности бедным гражданам или возводились в складчину римскими похоронными сообществами для всех своих членов. Были и очень большие колумбарии - по нескольку сотен ниш, в каждой из которых находилось по две урны.

Богатыми римлянами сооружались надземные гробницы разного вида - в виде конуса, цилиндра, башни, пирамиды, греческого храма; внутри в стенах этих построек были сделаны ниши для саркофагов или урн, а также для погребального инвентаря. Внутри или снаружи оборудовалось специальное помещение для совершения погребального обеда, иногда даже в виде триклиния. Здесь же рядом была небольшая комната для одного из вольноотпущенников усопшего, который там постоянно жил и следил за сохранностью погребения.

Иногда место захоронения превращалось в огромный погребальный комплекс с общирным парком и многочисленными портиками (именно такой построил Август для себя и своих потомков). На правом берегу Тибра Адриан воздвиг роскошную гробницу по образцу Мавсолея в Карии (папская крепость, известная как замок св. Ангела). Это было огромное круглое здание на квадратном фундаменте, завершаемое куполом и окруженное колоннами в несколько ярусов и многочисленными статуями.

Дополнительная литература по теме

  • Гайдукевич В.Ф. Некрополи некоторых боспорских городов // Материалы и исследования по археологии СССР, №69, 1959.
  • Кулаковский Ю.А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев, 1899.
  • Миронов А.М. Картины загробной жизни в греческой живописи на вазах. М., 1895.
  • Morris I. Death-Ritual and social structure in classical antiquity. Cambridge, 1992.
  • Peek W. Griechische Grabgedichte. Berlin, 1960.
  • Richter G.M. The Archaic Gravestones of Attica. London, 1961.
  • Robert C. Die antiken Sarkophag-Reliefs. Vol.1-5. Roma, 1969.
  • Romische Sarkophage / Hrsg. von K.Zimmermann u. I.Saverkina. Berlin, 1979.


  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения