Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 12. Досуг и развлечения греков и римлян

Греция. Все греческие праздники имели религиозный характер. Жертвоприношения и другие обряды часто сопровождались песнопениями, танцами, торжественными процессиями, спортивными играми и музыкальными состязаниями в честь богов. Праздники длились от одного до нескольких дней. В каждом полисе были свои праздники, но кроме них было и четыре общеэллинских: раз в пять лет Олимпийские игры в честь Зевса в роще Альтис близ Олимпии в Элиде, раз в три года Пифийские игры в честь Аполлона на Криссайской равнине под Дельфами, раз в два года Немейские игры в честь Зевса в Немейской долине недалеко от Клеон в Арголиде и раз в два года Истмийские игры в честь Посейдона в посвященном этому богу сосновом лесу близ Коринфа. Из аттических наибольшее значение имели: Панафинеи в честь Афины (раз в пять лет со времени правления Писистратидов праздновались Великие Панафинеи), Элевсинии - мистерии в честь Деметры и Коры, Дионисии (Сельские и Городские), Ленеи в честь Диониса и т.д.

В Афинах театральные представления давались во время Леней и Городских Дионисий в течение трех дней. Руководство всей постановкой и ее материальное обеспечение входило в число так называемых литургий (хорегия). Со времени Эсхила по жребию из всех желающих из числа граждан избиралось трое актеров. Хорег на свои средства нанимал учителя для актеров, пятнадцати членов хора, заказывал костюмы, маски. Трагедийные актеры использовали 25 видов масок, котурны (обувь на высокой подошве), длинную и пеструю, очень дорогую одежду. У комедийных актеров было 43 вида масок (по Поллуксу), они выступали в обычной обуви или босиком, в собственной повседневной одежде или подчеркивающей карикатурность персонажа (у Аристофана в "Осах" хор, изображавший афинских присяжных, был снабжен длинными стилями, похожими на жало ос). В сатировой драме актеры одевались в одежды для трагедий, Силен - в хитон из меховой шкуры, сатиры в козлиные и оленьи шкуры. В IV в. до н.э. появляются особые театральные сообщества, состоявшие из так называемых технитов Диониса (поэтов, актеров, хоревтов, музыкантов, лиц, дававших напрокат театральные костюмы), которые брали на себя организацию постановки. Представления длились целый день (утром - тетралогия, т.е. три трагедии и одна сатирова драма, вечером - комедии). Зрители вели себя довольно свободно в театре - обедали на своих местах, уходили и приходили, когда хотели, громко выражали свои эмоции. Вход был платным и бедным гражданам со времени Перикла выдавали так называемые театральные деньги.

Из музыкальных инструментов греки часто использовали струнные инструменты во время религиозных процессий и театральных постановок. Это были - лира, кифара, барбитон, форминга, пектида, магада, эпигоний, тригон. Они имели разное количество струн - от 5 до 40; струны изготавливались из животных жил или кишок; при игре использовали плектр из дерева, слоновой кости или металла - небольшую, заостренную с обоих концов, палочку. Из духовых можно назвать различные виды авлосов (из тростника, дерева, слоновой кости, трубчатых костей животных; отличались длиной, количеством отверстий, были двойными - с правой или мужской и левой или женской трубками), салпингу и керас (военную трубу), пастушескую сирингу (из семи или девяти тростниковых трубочек разной длины, соединенных между собой). Из шумовых инструментов, использовавшихся во время праздников в честь Диониса и Кибелы можно назвать цимбалы, тимпан, кроталы, систр, в театре использовался крупекс (римский скабелл). Римляне использовали похожие по внешнему виду на греческие музыкальные инструменты: из струнных - самбуку, из духовых - тибию, тубу, корну, литуус, буцину, из шумовых - тимпан.

Рим. Римский театр развился из ателланы, мима, пантомимы. Первоначально в театре канатные плясуны, акробаты и фокусники заполняли антракты в постановках мимов, а потом стали выступать самостоятельно. Актерами обычно были рабы и вольноотпущенники. Они составляли особые труппы под управлением директора или ведущего актера. В конце Республики некоторые любимые публикой актеры зарабатывали себе миллионные состояния. Во времена Империи некоторые артисты пантомимы приобретали огромное влияние при дворе, от них зависело благополучие, а иногда и жизнь даже состоятельных римлян. В IV в. н.э. в качестве актеров в пантомиме стали появляться и женщины. За порядком следил претор с ликторами и военной стражей, а также специальные полицейские, так как между почитателями актеров случались настоящие побоища. По внутреннему устройству римский театр почти не отличался от греческого. Римляне использовали те же театральные машины, что и греки. Первоначально актеры играли без масок, но с II в. до н.э. также стали использовать маски для усиления звука. Мимы носили пеструю лоскутную одежду, короткий плащ, обувь без каблуков, выступали в полумаске или вообще с открытым лицом. Сюжеты мимических постановок брались из городской повседневной жизни или мифологии. Обычно было несколько действующих лиц, из них два главных - первый актер и шут, их комичные диалоги сопровождались звуками тибий (духовых инструментов). Костюм пантомимов был также простым, обычно ярко-желтого цвета. Актер в танце раскрывал сюжет представляемого мифа, чаще всего, греческого, а стоящий на сцене певец или хор объяснял действие зрителям под аккомпанемент тибии или целого оркестра из тибии, лиры, кифары, кимвал и сиринги. Греческие трагедии на римской сцене не ставились, комедии - Плавт и Теренций.

Но римляне в отличие от греков предпочитали более активные, а порой и жестокие развлечения. Древнейшим видом публичных игр были бега колесниц и скачки на лошадях, проходившие в цирке или на Марсовом поле. В 364 г. до н.э. к ним были присоеденены сценические состязания. Таких ежегодных праздников во время Республики было семь: Великие Римские игры в честь трех Капитолийских богов (4-14 сентября); Плебейские игры в память уравнения в правах плебеев и патрициев после ухода плебса на Авентинскую гору (4-17 ноября); игры в честь Цереры (12-19 апреля); игры в честь Аполлона, установленные по обету об изгнании Ганнибала из Италии и сделавшиеся постоянными после эпидемии чумы 208 г. до н.э. (5-13 июля); игры в честь Великой Матери (4-10 апреля); игры в честь Флоры (28 апреля-3 мая) и игры в память победы Суллы (26 октября-1 ноября). К этим праздникам во время Империи были добавлены: игры в честь Венеры Родительницы (20-30 июля); игры в честь Марса (12 мая и 1 августа); праздники в честь Августа (3-12 октября). Во время Империи к конно-спортивным и сценическим играм по значению приравнялись гладиаторские игры. Позднее распространились так называемые греческие игры (состязания атлетов). Август ввел музыкальные игры в честь своей победы при Акции (позднее они проводились не ежегодно, а раз в пять лет). В императорское время количество различных праздников с играми еще более возросло (к IV в. н.э. - до 175). Кроме того, было много особых праздничных игр, которые иногда продолжались месяцами (так, Траян праздновал свою вторую победу над даками в течение 123 дней). Таким образом, праздники, первоначально устраивавшиеся в честь богов, постепенно стали просто способом развлечения публики.

Одним из самых любимых развлечений были игры в цирке. Со времени Августа места распределялись в зависимости от должности и сословия. При цирках существовали особые клубы во главе с председателем для организации игр (клубы белых, красных, зеленых, голубых (по цвету одежды); при Домициане появились еще клубы золотых и пурпурных). Первоначально наездниками и возницами были граждане, но впоследствии ими становились, в основном, рабы или вольноотпущенники. До начала самих игр проводилось торжественное шествие, в котором принимали участие музыканты, танцоры, юноши из сословия всадников верхом на лошадях и остальные граждане пешком, группы силенов и сатиров, несущие жертвы жрецы, статуи богов и императоров на колесницах и носилках, консулы в триумфальной одежде, магистраты различных рангов и члены жреческих коллегий и, конечно же, участники предстоящих скачек. В забеге участвовало по одной или по три колесницы от каждого клуба. В колесницу могли запрягать от двух до шести лошадей в зависимости от квалификации возницы. Один заезд состоял из семи кругов вокруг спины (примерно 42 стадия в течение получаса). После прохождения каждого круга со столбов на спине снималось по дельфину и яйцу. Таких заездов проводилось обычно десять. После пятого заезда делался большой перерыв, во время которого давались театральные представления в виде показательных заездов и костюмированной езды. Во времена Нерона скачки занимали весь день (устраивалось 24, а иногда 36 или даже 48 заездов; император Домициан устроил однажды игры, состоящие из 100 заездов). Кроме состязаний на колесницах в цирках устраивались также скачки верхом и соревнования по вольтижировке.

Гладиаторские игры развились из этрусских погребальных жертвоприношений. Первый бой трех пар гладиаторов был устроен в 264 г. до н.э. на Форуме Марком и Децием Брутами в память их отца. Позднее гладиаторские бои стали устраивать вместе с другими играми по случаю различных событий частной и общественной жизни. Первоначально гладиаторами становились военнопленные, рабы и преступники, а в императорское время громкая слава и большие гонорары привлекали в их ряды вольноотпущенников и свободных, причем иногда даже из сословий всадников и сенаторов. Группа гладиаторов составляла одну фамилию, разделенную на декурии, носившую имя ее владельца. Новичков обучали ланисты или доктора, используя сначала деревянные мечи. Многократные победители боев награждались специальными гладиаторскими тессерами и почетным мечом, что символизировало возможность освобождения.

Оружие гладиаторов несколько отличалось от боевого и было богато украшено рельефами (особенно оборонительное - щиты, поножи, нарукавники для правой руки, шлемы, которые также снабжались султанами и перьями). Иногда во время игр употреблялось захваченное у побежденных врагов оружие и гладиаторы в этом случае представляли различные этносы. Из наступательного оружия использовались - меч, копье, кривой нож, трезубец, сеть, особая веревка с петлей. Разрядов гладиаторов было много и каждый имел особенное вооружение: самниты (в шлеме с забралом и крыльями, поножах, с небольшим прямоугольным щитом и коротким мечом), фракийцы (в шлеме с перьями, с фракийским щитом, поножами, коротким загнутым мечом), ретиарии (без оборонительного вооружения, но с сетью, трезубцем и небольшим мечом), секуторы (противники ретиариев - с небольшим мечом и щитом, в гладких шлемах с забралом), мирмиллоны (первоначально назывались галлами по своему вооружению - на их шлеме было изображение рыбы), димахеры (с двумя мечами), гопломахи (с полным набором тяжелого вооружения), велиты (легковооруженные), провокаторы ("дразнители"), конные гладиаторы (в шлеме с забралом, с копьем и небольшим щитом, выезжали на лошадях верхом), есседарии (выезжали на военной колеснице британских галлов, которой правил возница, и под музыку демонстрировали различные повороты). Количество сражающихся в течение одних игр пар гладиаторов постоянно увеличивалось, превращаясь в кровавые побоища (во время четырехмесячных праздников, устроенных Траяном, сражались 10 000 гладиаторов). Победитель получал в награду пальмовую ветвь или венок, обвитый лентами, а при императорах - даже деньги, причем иногда немалые. Судьбу побежденного гладиатора, поднимавшего вверх большой палец левой руки, решал император или публика, подавая особый знак.

Звериные травли начали проводить с 186 г. до н.э. - сначала в цирке, затем - в амфитеатре (звери дрались между собой или с ними боролись так называемые бестиарии). Бестиарии были двух видов: выступавшие добровольно (с хорошим набором оружия и с прекрасной физической подготовкой) и осужденные на такой вид казни (имели только поножи и нарукавники из ремней, копье и меч). В травлях участвовали различные животные, некоторые из которых специально привозились издалека (тигры, львы, леопарды, слоны, носороги, бегемоты, крокодилы из Африки, рыси, волки и медведи из Галлии, дикие быки и кабаны). Ежегодно во время подобных травлей уничтожались сотни экзотических и тысячи обычных животных.

Основные архитектурные сооружения для развлечений - это театр, одеон, гипподром, стадий - у греков, амфитеатр и цирк - у римлян.

Первоначально театр служил местом постановки дифирамбов в честь Диониса, из которых развились трагедия и комедия. Первый каменный театр был построен в Афинах рядом с Акрополем. Здание театра состоит из трех главных частей - театрона (мест для зрителей), скены (сценического здания, заменяющего декорации), орхестры или конистры (открытого пространства между театроном и скеной, обычно в форме полукруга). На орхестру хор выходил через два прохода (пароды) справа или слева. Рядом располагались два параскения (помещения для переодевания актеров и хранения костюмов). Проскенион - место, где играли актеры. Зрительские ряды поднимались ступенями, в больших театрах они делились на 2-3 яруса широкими проходами и на сектора лучеобразно расходящимися лестницами (в афинском театре Диониса их было 14). Первый ряд мест предназначался для магистратов и почетных гостей, поэтому там сиденья имели высокие спинки. Остальные места были тоже распределены - отдельные ряды были для мальчиков, эфебов, женщин (допускались на трагедии), метеков. Подробное описание схемы театрального здания дает Витрувий в трактате "Об архитектуре". Театры могли вмещать до 30 (Афины) или 40 тысяч зрителей (Мегалополь). Во время постановок использовали театральные машины (для воспроизведения грома с молнией, для появления богов в высоте и т.д.).

Одеон в целом строился как греческий театр, но использовался только для музыкальных представлений (поэтому обычно был меньшего размера; для улучшения акустики строили куполообразную крышу; не было подвижных декораций; первый одеон построил в Афинах Перикл, позднее - Герод Аттик).

Ипподромы использовались для проведения конных состязаний. Лучше всего сохранились ипподромы в Афинах и Олимпии. Это был вытянутый прямоугольник, завершающийся полукругом. У прямой короткой стороны располагались стойла для лошадей или колесниц, выход из которых был огражден канатом, который опускали, давая старт. Лошади должны были обогнуть сему (в виде алтаря какого-либо героя на дугообразном конце ипподрома) и вернуться к месту старта. Посередине ипподрома делали насыпь, вдоль обеих длинных сторон - естественные или искусственные склоны с местами для зрителей, разделенные проходами и лестницами. Номера наездникам назначались по жребию. Если же стойла располагались не по прямой линии, а дугой - лошадей выпускали через определенный промежуток времени.

Стадии предназначались для состязаний атлетов. По своему внутреннему устройству стадий похож на ипподром - только более короткий (обычно около 185 м) и узкий. На дугообразном конце также устраивались места для зрителей. Позднее появились стадии, заканчивающиеся дугой с обеих сторон.

Амфитеатры были предназначены для проведения гладиаторских боев и строились даже в маленьких городах (в Помпеях при населении в 20 тысяч был свой амфитеатр на 15 тысяч зрителей). Римский амфитеатр в отличие от греческого театра имел арену в виде овальной площадки, которую во время игр посыпали песком (отсюда ее название, так как по латыни arena - "песок"). Под подиумом располагались клетки, в которых держали зверей и выпускали оттуда на арену через специальные отверстия, а также помещения, куда уносили убитых гладиаторов, чтобы снять с них оружие. На арену было два выхода по основной линии овала.

Цирки использовались для устройства конных ристаний. Весь комплекс цирковых построек назывался оппидум. Цирк Максентия около Аппиевой дороги похож на греческий ипподром (по узкой дугообразной стороне располагались стойла для лошадей (их число доходило до 14); посередине были сделаны большие ворота, через которые проходила торжественная процессия в начале игр; по обеим сторонам от стойл - башни и проходы для лошадей, а на крыше - балкон с перилами для знатных гостей и музыкантов). Посередине самого цирка строилась спина (стена длиной около 6 м, шириной до 2 м). Спину украшали обелисками, статуями богов, алтарями (например, богини Виктории), статуями победителей скачек. На некотором расстоянии от каждого конца спины находилась мета (три конических столба на полукруглом фундаменте), которую должны были огибать лошади. Счет заездам велся с помощью двух специальных сооружений на постаменте из 4 колонн: на одном конце спины - изображение 7 дельфинов в честь Нептуна, на другом - изображение 7 яиц в честь Диоскуров. В конце каждого заезда снималось по одному изображению. Напротив стойл, в противоположном конце цирка находились триумфальные ворота, через которые уезжал победитель, а в боковой стороне были сделаны небольшие ворота, через которые выносили раненных и погибших. Кроме цирка Максентия, в Риме были и другие - например, Цирк Максим (по преданию был основан Тарквинием Приском в долине между Палатином и Авентином; перестраивался до Траяна и затем во времена Константина; в длину имел 592 м, в ширину - 118 м; вмещал 200 тысяч зрителей; функционировал до VI в. н.э.; до нашего времени почти ничего не сохранилось), цирк Фламиния (построен в честь подземных богов в 221 г. до н.э. у Капитолия) или цирк Нерона (строительство начато Калигулой на месте современного Ватиканского дворца).

Навмахии - особые здания, состоящие из крытых портиков вокруг внутренних искусственных водоемов, которые строились для проведения навмахий (театрализованных морских сражений). Первая временная навмахия была построена Цезарем на Марсовом поле в 46 г. до н.э., в которой было показано сражение между кораблями Тира и Египта с участием 1000 воинов и 2000 гребцов. Первую постоянную каменную навмахию в Риме построил Август под Яникулом, вторую - Домициан под Ватиканом. Иногда использовались для этого и естественные водоемы - император Клавдий устроил грандиозную навмахию на Фуцинском озере с участием 50 кораблей и около 20 тысяч воинов, которые разыгрывали бой между сицилийцами и родосцами.

Дополнительная литература по теме

Дополнительная литература по теме

  • Andre J.M. L'otium dans la vie romaine. Paris, 1966.
  • Balsdon J.P.V. Life and leisure in ancient Rome. New York, 1969.
  • Deubner L. Attische Feste. 2. Aufl. Berlin, 1966.
  • Parke H.W. Festivals of the Athenians. London, 1986.

    Античный театр и музыка

  • Античная музыкальная эстетика. Собрание текстов / Сост. А.Ф.Лосев. М., 1960.
  • Булич С.К. Дельфийские музыкальные находки // ЖМНП, 1895, январь, отд.V. С.1-15.
  • Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1993.
  • Дальский А.Н. Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах. М., 1937.
  • Закс К. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков. М., 1937.
  • Кагаров Е. Древнегреческая музыка. Воронеж, 1908.
  • Музыкальная культура древнего мира / Под ред. Р.И.Грубера. Л., 1937.
  • Цыбульский С.О. Источники и пособия для исполнения произведений античной греко-римской музыки // Гермес, 1910, №2-3.
  • Fitton J.W. Greek dance // Classical Quarterly, N.S., Vol.23, 1973, №2. P.254-274.
  • Gevaert F.A. Histoire et theorie de la musique d'antiquite. Vol.I-II. Geneva, 1875-1881.
  • Reinach Th. La musique grecque. Paris, 1926.
  • Westphal R. Die Musik des griechischen Altertums. Leipzig, 1883.

    Римский цирк и гладиаторские бои

  • Данц А. День в римском цирке // Пропилеи. Кн. III. СПб., 1853. С.245-270.
  • Ляпустина Е.В. Гладиаторские бои в Риме: жертвоприношение или состязание? // Религия и община в древнем Риме. М., 1994. С.148-163.
  • Тарновский В. Гладиаторы / Пер. Б.И.Залесской. М., 1989.
  • Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиторы: Спартак у ворот Рима / Пер. с нем. М.С.Осиповой. М., 1992.
  • Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М., 1940.
  • Auguet R. Cruelty and civilization. The Roman games. London, 1994.
  • Cameron A. Circus factions. Oxford, 1976.
  • Cameron A. Porphyrius the charioteer. Oxford, 1971.
  • Dunbabin K.M.D. The victorious charioteer on mosaics and related monuments // American journal of archaeology, Vol.86, №1. P.65-89, pl.5-9.
  • Gunderson E. The ideology of the arena //Classical antiquity,Vol.15,№1,1996.P.113-151.
  • Wiedemann Th. Emperors and gladiators. London, 1995.


  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения