Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 7. Римский дом

Внутреннее устройство помпейских домов, известных на основании раскопок, и римских, восстанавливаемых по так называемому Капитолийскому плану, в целом очень похоже. Три главные части италийского дома при правильной планировке: атрий, таблинум, перистиль. Атрий - парадная часть дома; обязательными элементами атрия были: комплювий (четырехугольное отверстие в потолке посередине крыши) и имплювий (неглубокий резервуар под комплювием для стекающей с крыши воды). Основные виды атриев: этрусский (без колонн вокруг имплювия); четырехколонный; коринфский (больший по площади, в Помпеях - с 12-16 колоннами); дисплювиатум (с наклоном крыши в сторону стен атрия и навесом над комплювием); тестудинатум (похожий на атрий дисплювиатум, но без самого имплювия). В специальных нишах в стенах атрия помещались в шкафах посмертные маски и бюсты предков, представлявшие семейную родословную. Таблинум - архивный кабинет хозяина, который находился посередине дома, между атрием и перистилем; справа и слева от него шли фауцы (коридоры, соединяющие таблинум со второй половиной дома). Перистиль (или каведий) - семейная часть дома, с более широким отверстием в потолке для воздуха и света и большим количеством колонн; посередине перистиля устраивались писцина (водоем с водометом) и виридарий (небольшой садик).

Техническое устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырехскатной); окна - небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены -покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол - утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда и репагулы (бронзовые или железные замки; в Помпеях сохранились сами замки и ключи к ним очень сложной формы). В богатом доме было много помещений: вестибул (прихожая), кубикулы (спальни), триклиний (пиршественный зал), ларарий (алтарь домашних богов), экседры (гостинные), пинакотека (картинная галерея), балинея (баня), кулина (или коквина - кухня), залы различных стилей (коринфского, египетского, кизикенского и др.), кладовые, лавки, пекарни. Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности - и над атрием; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (садик); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые, отсюда другое их название - ценакулум. Двухэтажный дом, раскопанный в Геркулануме, представляет пример богатой частной застройки I в. до н.э. Некоторые одноэтажные дома были также обширны - так, например, в доме помпейского эдила Пансы площадью 60 х 30 м было около 60 комнат. Однако, в тех же Помпеях было много домов очень скромных размеров: небольшой открытый дворик и вокруг него всего 3-4 комнаты.

Освещение осуществлялось, в основном, за счет света, падающего между колоннами перистиля и через комплювий в атрии. Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные фокусы (печки с горячими углями, не дававшими дыма; использовались также для подогревания пищи, которую ставили на угли через боковую дверцу). В некоторых домах сооружают специальный дымоход, выводящий дым от очага. В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены.

В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кассетонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью. Потолок в триклинии мог быть раздвижным, через отверстие которого спускался обруч с подарками для пирующих.

Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. Греки использовали для живописи краски растительного (косточки плодов) и минерального происхождения (охра, лазурит и т.д.) четырех основных цветов: белого, красного, желтого, черного, а с IV в. до н.э. - еще дополнительно голубого и зеленого. Римляне добавили синий, кубовый, пурпуровый. В древности использовали три техники: фреску, темперу и энкаустику. Фреска - это роспись по нескольким слоям свежей штукатурки водорастворимыми красками; нижние толстые слои, постепенно высыхая, придавали верхнему тонкому слою глянцевую поверхность. Темпера - это роспись по сухой штукатурке красками на основе яичного желтка с добавлением меда. Энкаустика - это роспись только по дереву красками на восковой основе с помощью раскаленных бронзовых каутериев и кисти; использовалась, в основном, для станковой живописи (из образцов этого вида живописи сохранились так называемые Фаюмские портреты из Египта эллинистическо-римского времени), росписи корпусов кораблей и саркофагов. В Помпеях встречается много примеров фресковой живописи, несколько - темперной, и не одного - энкаустической.

В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой. Мраморная плитка использовалась четырехугольной или многоугольной формы, маленького или большого размера, одного или разных цветов; в Помпеях встречается так называемый Александрийский пол (плитки двух цветов, например, черного и красного, на белом фоне). Технику мозаики римляне, по-видимому, переняли от греков в I в. до н.э. Мозаиками украшались полы городских домов, вилл, терм, императорских дворцов. Использовались самые разнообразные сюжеты: отдельные предметы, животные (например, "Голубки" художника Соса в Пергаме, известные по двум сохранившимся копиям - в Тибуре и Помпеях), растительные и геометрические орнаменты, пейзажи (например, так называемый "Нильский пейзаж" во дворце Максимина Геркулия, соправителя Диоклетиана, в Пьяцце Армерине в Сицилии), жанровые сценки ("Битва Александра Македонского с Дарием при Иссе" в Помпеях, сцены охоты и сельской жизни, состязания атлетов, соревнования в цирке, гладиаторы и т.д.; много образцов этого вида мозаики сохранилось в римском городе I-IV вв. н.э. Тимгаде в Северной Африке), бытовые сцены (знаменитая мозаика "Неподметенный зал" художника Соса в Пергаме не сохранилась). Кроме напольных поверхностей мозаикой украшали ларарии, колонны, нимфейоны, а в императорскую эпоху - даже стены и потолки. Было два вида мозаики: из необработанной гальки (одного или разных цветов; например, сцены охоты в Пелле в Македонии) и из тессер (кубики из мрамора или смальты - особой стекловидной массы). Размеры тессер могли быть от довольно крупных до мельчайших, что позволяло передавать даже светотень при копировании в мозаике образцов античной живописи. Для окрашивания смальты использовали металлы: в синий цвет - медь, в желтый и коричневый - железо, в фиолетовый - магний.

От роскошных частных домов отличались инсулы, которые стали основным видом жилища в крупных городах с конца II в. н.э. На первом этаже располагались таберны (лавки или мастерские), остальные этажи делились на отдельные вертикальные блоки с отдельной лестницей.

Мебель. Римляне обычно использовали мебель греческого типа. Римские стулья: селла (типа греческого дифроса, часто изготавливалась из бронзы; использовалась дома, в школах; складные были у солдат), кафедра (типа греческого клисмоса, с выгнутой спинкой, без поручней), солиум (типа греческого троноса; в нем сидел, например, патер фамилиа во время приема клиентов; римские боги тоже часто изображались сидящими на солиумах), селла курулис (по-видимому, римского происхождения; небольшой стул без спинки, с сильно изогнутыми или вертикальными ножками; сначала делался из слоновой кости, затем - из меди; на нем имели право сидеть только высшие магистраты и некоторые жрецы), селла балнеарис (массивное кресло с невысокой полукруглой спинкой; использовалось для мытья в термах), биселлиум (использовался, в основном, вне Рима; стул без спинки длиной в два сиденья; на нем имели право сидеть только магистраты), субселлиа (легкие скамейки для нескольких человек; делали из дерева или бронзы; использовали в общественных местах или термах), гемициклиа (круглые устойчивые скамейки в садах). Мебель для лежания называлась лектус (типа греческой клине, но более роскошно украшенная слоновой костью, черепаховым панцырем, серебром и золотом; иногда делали полностью из бронзы или серебра; на матрасы клали подушки, набитые шерстью, и одеяла). Лектус мог быть разного вида: лектус кубикуларис (спальное ложе со спинкой в головах и по боковой стороне), лектус лукубраториус (ложе для отдыха и чтения), лектус триклиниарис (более широкое обеденное ложе, приподнятое в изголовье, на котором обычно располагалось три человека, опираясь левой рукой на разделяющие их подушки; женщины во время трапезы сидели на нижней части лектуса), лектус пуниканус ("пуническое" ложе со специальной сеткой для защиты от насекомых). В римских столовых ставили обычно три лектуса в форме буквы П, поэтому их на греческий манер стали называть триклиниями.

Римляне по греческому образцу обедали, писали и читали лежа, поэтому менса (стол) использовалась только для того, чтобы поставить на нее что-либо из посуды. В триклинии между ложами размещали только небольшой столик на трех ножках круглой (менса трипес) или полукруглой формы (менса луната), так как блюдами с кушаниями всех пирующих обносили рабы. В богатых домах столики делали из ценных пород дерева, например, туи, а ножку украшали слоновой костью и инкрустациями. В бедных домах их делали из обычного дерева на простой глиняной ножке. В подсобных помещениях использовали четырехугольные столы для хранения посуды (менса вазариа или урнариа). Своего рода поставец для демонстрации гостям дорогой посуды назывался трапезофорий (четырехугольный на одной ножке в виде звериной лапы, с небольшим поребриком по краю, из мрамора или драгоценных металлов) или менса дельфика (круглый на трех ножках в виде звериных лап, заканчивающихся головами животных; плоский или с поребриком по краю; из мрамора, бронзы, серебра или даже золота). Иногда такие столы из мрамора, используемые в перистиле у писцины, снабжали только двумя ножками вдоль всей боковой части, но их также выполняли в зверином стиле. Для хранения различных вещей римляне использовали сундуки (арки). Сундук для одежды (арка вестиариа) изготавливался из дерева и украшался резьбой, арка для денег могла быть деревянной, окованной железом, с металлическми рельефными накладками или целиком металлической. Более мелкие предметы римляне складывали в небольшие ларчики или футляры (например, украшения, свитки папируса). В более поздние времена появляются специальные шкафы с полками (армарии) для посуды, папирусных свитков, пергаменных кодексов и даже скульптурных портретов предков.

Загородные дома. У римлян они были трех видов: вилла рустика (сельская), вилла урбана (городская) и вилла субурбана (или просто субурбана - пригородная). Основной целью обустройства сельской виллы первоначально было производство сельскохозяйственной продукции (мяса, сыра, шерсти, вина, оливкового масла, зерна, меда, овощей и фруктов). Здесь же иногда устраивали специальный зверинец, где держали дикий животных (оленей, косуль, кабанов, фазанов, куропаток) до последующей отправки в город. За всеми работами следили вилик (управляющий имением раб) и вилика (рабыня, чаще всего жена вилика, отвечающая за припасы и домашнее хозяйство), хозяин же лишь изредка посещал свои владения. Постепенно производство продуктов сокращается и вилла становится просто загородным имением, которое снабжается всем покупным. В конце республики начинают строить огромные сельские виллы (например, виллы Лукулла, Помпея, Гортензия, Метелла в Байях). Подробное описание своих сельских вилл в Этрурии и Лавренте оставил Плиний Младший в письмах к одному из друзей (II, 17; V,6). Такие виллы были окружены обширными парками, украшенными скульптурой, фонтанами и декоративными деревьями и растениями, различными портиками, искусственными водоемами.

В конце республиканского периода появляются зачатки садоводческого искусства. В источниках встречаются упоминания о садовниках, которые занимаются фруктовыми и декоративными садами. Во фруктовых садах во II в. до н.э. выращивались яблоки, груши, смоквы, пунийские яблоки (гранаты), котонейские яблоки (айва). Обычно культивировалось много различных сортов, например, Плиний Старший насчитывает 30 сортов груш, отмечая как самые вкусные крустуминские, фалернские, сирийские, фунтовые. В I в. до н.э. из Армении и Понта распространяются слива, каштан, миндаль; Лукулл из Восточного похода в Понт привез вишню. Еще позднее начинают выращивать в Италии персидское яблоко (персик), армянское яблоко (абрикос), только в III в. н.э. появляется горький цитрон (вопреки нашему представлению о том, что Италия всегда была богата фруктами, заметим, что горький апельсин и лимон завозятся только в ХI в., сладкий апельсин - в ХVI в., мандарин - в ХIХ в. - поэтому изображений этих фруктов нет на помпейских фресках). В декоративных садах специально высаживаются деревья и кустарники (платаны, самшит), стены строений и стволы деревьев обвиваются плющом и аканфом, беседки украшаются виноградными лозами, вдоль дорожек высаживаются кипарис, самшит, розмарин. В императорскую эпоху появляются огромные парки, в которых устраиваются специальные ксисты (цветники), деревья и кустарники подстригаются в виде букв, террас, геометрических фигур или зверей, создаются карликовые формы кипариса и платана. В таких парках размещаются ипподромы (для прогулок верхом или на колеснице; по форме были похожи на цирк, но вместо рядов сидений для зрителей высаживались деревья), они украшаются большим количеством фонтанов, воду для которых иногда проводили по трубам издалека. Римляне выращивали большое количество цветов (розы, фиалки, нарциссы, касатики, мак), устраивали стеклянные теплицы, в которых зимой выращивали цветы и овощи (виноград, арбузы; Тиберий очень любил огурцы).

Городская вилла (вилла урбана) обычно размещалась внутри городской застройки или на ее окраинах, она повторяла планировку римского дома, но отличалась от прочих домов своими размерами и убранством (архитектурой, фресками, мозаиками). Ярким примером таких вилл среднего размера могут служить Вилла Мистерий в Помпеях или Вилла Диониса в Старом Пафосе на Кипре. Пригородные виллы (виллы субурбаны) строились вблизи Рима и служили местом отдыха от суеты большого города. По своей структуре и отделке субурбаны напоминали виллы урбаны. Небывалыми размерами (более 120 га) и роскошью отличалась вилла Адриана в Тибуре в 32 км от Рима (совр. Тиволи), построенная в 118-134 гг. На ней были воссозданы многие ландшафты и знаменитые памятники Греции и Египта, которые восхитили императора во время его путешествий (афинские Ликей, Стоя Пойкиле, статуи кариатид Эрехтейона, Темпейская долина в Фессалии, святилище Сераписа около Александрии, статуи амазонок Фидия и Поликлета и т.д.).

Помпеи, Геркуланум, Стабии. Города, разрушенные извержением Везувия в 79 г. н.э. являются ценными археологическими памятниками повседневной жизни I в. н.э. Наиболее интересны Помпеи, засыпанные пемзой, где хорошо сохранились инсула (дом, окруженный со всех сторон улицами) и городские виллы (Дом эдила Пансы, Дом Трагического поэта, Дом Веттиев, Дом Менандра, Дом Кефариста, Дом Фавна, Вилла Мистерий, Вилла Диомеда). На территории города было найдено много мебели, посуды, бытовых предметов, настенных фресок.

Дополнительная литература по теме

Римский дом и вилла

  • Кнабе Г.С. Носилки, консервативная мораль и характер культуры // Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки. М., 1986. С. 110-121.
  • Ростовцев М.И. Римский дом // Цыбульский С.О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1902. Объяснительный текст к таблице ХI.
  • Ackerman J. The villa. Princeton, 1990.
  • Bedoyere G. Roman villas and the countryside. London, 1993.
  • Clarke J.R. The houses of Roman Italy 100 B.C. - A.D.250: Ritual, space and decoration. Berkeley etc., 1991.
  • Hadrian's villa and its legacy / By W.L.MacDonald and J.A.Pinto. New Haven, 1995.
  • MacKay A.G. Houses, villas and Palaces in the Roman world. Ithaca (N.Y.), 1975.
  • Mielsch H. Die romische Villa: Architektur und Lebensform. Munchen, 1987.
  • Smith J.T. Roman villas. A study in social structure. London, 1997.
  • Tanzer H. The villas of Plyny the Younger. N.Y., 1924.

    Помпеи, Геркуланум, Стабии

  • Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. 2.изд. М., 1985.
  • Помпеи: Сгинувший город / Пер. с англ. Т.Азаркович. М., 1997.
  • Починков А. Помпеянские росписи. М.-Л., 1937.
  • Сергеенко М.Е. Помпеи. М.-Л., 1949.
  • Соболев И.Н. Градоустройство Помпей // Вопросы теории архитектурной композиции, 1958, №4. С.107-115.
  • Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. М., 1985.
  • Andrews I. Pompeii. N.Y., 1978.
  • Bisel S. The sacrets of Vesuvius. Toronto, 1990.
  • Brilliant R. Pompeii A.D. 79. N.Y., 1979.
  • Connoly P. Pompeii. London, 1979.
  • De Franciscis A. The buried cities. N.Y., 1978.
  • Eschebach H. Pompeji. Leipzig, 1978.
  • Etienne R. La vie quotidienne a Pompei. Paris,1966.
  • Grant M. Cities of Vesuvius. N.Y., 1971.
  • Grant M. Time stopped at Pompeii. N.Y., 1979.
  • Jashemski W. The gardens of Pompeii, Herculaneum and the villas destroyed by Vesuvius. New York, 1979.
  • Maiuri A. Pompei. Roma, 1961.
  • Nappo S. Pompeii: A guide to the ancient city. New York, 1998.
  • Wallace-Hadrill A. Houses and society in Pompeii and Herculaneum. Princeton, 1994.

    Мозаики, фрески

  • Чубова А.П. Древнеримская живопись. Л.; М., 1966.
  • Dunbabin K.M.D. The mosaics of Roman North Africa: Studies in iconography and patronage. Oxford, 1978.
  • Fischer P. Mosaic. N.Y., 1971.
  • Franceschini M. de. Villa Adriana. Mosaici, pavimenti, edifici. Roma, 1991.
  • Ling R. Roman painting. Cambridge; New York, 1991.
  • Reinach S. Repertoire des peintures grecques et romaines. Rome, 1970.

  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения