Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 6. Греческий дом

Первые дома греков, как и прочих народов на определенной ступени развития, были очень просто устроены (земляночного и полуземляночного типа; раскопаны на месте первых поселений греков VII-VI вв. до н.э. в колониях на берегах Понта Евксинского). В крито-микенскую эпоху (III-II тыс. до н.э.) было два основных типа построек - дворцовые комплексы (в Кноссе, Пилосе, Микенах и т.д.) и рядовые сельские поселения. Раскопанный в 1900 г. А.Эвансом дворец в Кноссе представляет собой лабиринт различных помещений (жилые комнаты были украшены великолепными фресками, в хозяйственных - были найдены огромные пифосы для продуктов).

Богатый дом гомеровского (ХI-IХ вв. до н.э.) можно представить по описаниям дворцов Алкиноя и Одиссея в поэмах Гомера и по археологическим данным - раскопкам дворцов крито-микенского времени, многие черты которых восприняли и более поздние постройки. Так, дом Одиссея обнесен высокой и широкой стеной с зубцами, в ней сделаны большие двустворчатые ворота с крепким засовом. По внешней стороне стены располагались каменные скамейки, на которых мужчины собирались для бесед. Ворота вели во внутренний двор (ауле), вокруг которого были сараи, хлев, помещения для рабов. По передней и задней стороне двора шли портики. Портик по задней стороне двора назывался продомосом, в него выходили комнаты для гостей. По боковым сторонам двора располагались бани для мужчин, кладовые, комнаты с ручными мельницами. Посередине двора стоял алтарь Зевса. Затем через протирон (коридор) можно было попасть в собственно домос (дом), разделенный двумя колоннадами на три части. Средняя из них называлась мегароном и служила залом для пиров и развлечений хозяина дома и его гостей. Поэтому мегарон был богато украшен различными породами дерева и росписями. Здесь же был очаг для приготовления пищи, дым от которого выходил в открытое пространство на потолке, который поддерживали четыре колоны. Преимущественно мегарон считался мужским залом, но туда могли приходить и женщины (Пенелопа, Гелена, Арета у Гомера). Следующая за мегароном часть дома считалась женской - здесь располагались таламосы (спальни) хозяина и хозяйки, незамужних дочерей, купальни для женщин, комнаты для рабынь. В доме Одиссея над этой частью дома располагался второй этаж, куда вела лестница из мегарона. По словам Гомера, в комнатах второго этажа Пенелопа проводила большую часть времени. В этой же части дома был подвал, где хранились ларнаки (сундуки) с сосудами из драгоценных металлов и одеждой, запасы муки, масла и вина.

В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. Подробных литературных свидетельств об устройстве дома исторических времен не сохранилось, поэтому при его реконструкции мы можем опираться только на материалы археологических раскопок. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывала пропилон с двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались мастерские, конюшни, хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двери андрона (мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы), экседры (столовой для приема гостей), коитона (спальни хозяев), апотеки (кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался пастад (или простад или парастад). Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом, и поэтому был одной из либимых комнат дома. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламос и амфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называлась гинекеем, здесь хозяйка жила сама и руководила работой рабынь. Мужчина же большую часть дня проводил вне дома - на агоре или в гимнасии, поэтому он вполне мог довольствоваться помещениями, предназначавшимися для жены и семейства. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ - статую Аполлона Агиея (покровителя дорог), герму (прямоугольный столб с навершием в виде головы Гермеса) или ящик Гекаты. Во дворе стоял алтарь Зевса - покровителя дома, а в пастаде - круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

Позже, в конце V - начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второй перистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил название андронитиса (мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. В больших домах он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались различные хозяйственные помещения (лавки, конюшни, мастерские). Пастадный же двор был полностью отдан в распоряжение хозяйки и носил название гинеконитиса (женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагались оптанион (кухня), апотеки (кладовые с продуктами), комнаты для рабынь, где они под присмотром хозяйки пряли и ткали.

Внутреннее устройство домов пастадного и перистильного типов было однотипным. Крыши были или плоские или двускатные. Дома обычно строили на каменном фундаменте со стенами из сырцового кирпича и дерева. В Спарте же по закону, принятому еще Ликургом, дома граждане должны были строить исключительно из дерева и только при помощи топора и пилы. С наружной стороны кирпичные стены покрывали белой или цветной штукатуркой. Пол на первом этаже первоначально представлял собой только утрамбованную землю, а с IV в. до н.э. пол некоторых помещений, прежде всего, андрона, начинают украшать мозаикой. Окон в комнатах нижнего этажа обычно не было, поэтому в сторону улицы были обращены только глухие стены. Освещались они светом, падающим между колоннами перистиля. Использовались также глиняные светильники (металлические получают распространение только в римское время). Иногда окна были над дверьми и закрывались деревянными ставнями. Второй этаж обычно располагался только над пастадной частью двора, иногда он выдавался в сторону улицы и тогда опирался на деревянные столбы. Если комнаты второго этажа сдавались внаем, то в них вела специальная лестница с улицы. Дверей в греческом доме было немного - входная, между первым и вторым дворами, в комнатах, где хранилось что-либо ценное, остальные дверные проемы по южному обычаю занавешивали белыми или цветными тканями. Двери запирались на замки, с внешней стороны вешался коракс (деревянная колотушка), на стук которой в богатых домах открывал привратник. Отапливали дома с помощью специальных переносных жаровень с горячими углями. В конце V в. появляются и специальные дымовые трубы, выводящие дым от очага на кухне. В каждом доме имелся лаккос (колодец или цистерна), кроме того, воду приносили женщины из общественных источников, подобные сцены можно встретить в вазовой живописи. По свидетельству античных авторов первый водопровод в Афинах был построен Писистратом, и действительно, остатки какого-то водопровода архаического времени обнаружены археологами. В некоторых домах был также погреб для хранения продуктов.

Но это описание идеального дома, в реальной жизни дома строились в зависимости от условий местности и возможностей хозяина. Интересный материал предоставляет Олинф на полуострове Халкидика, погибший под ударами армии Филиппа II в 348 г. до н.э. и получивший название "греческих Помпей" из-за того, что эта территория осталась незаселенной и памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась так называемая гипподамова система (правильная планировка с параллельно-перпендикулярным расположением улиц; введена архитектором Гипподамом из Милета). Следы такой застройки (V-III вв. до н.э.) прослеживаются в македонской Пелле, в Ольвии, Херсонесе и других античных городах Северного Причерноморья. По материалам раскопок, пастадный дом выглядел иногда совсем по другому - это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности квадратный, прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Но андрон и в этом случае был самой богато украшенной частью дома, пол которого обычно выкладывали мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона - 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. В соответствии с принципом жилой застройки по гипподамовой системе, квартал мог состоять из двух рядов по пять домов, образуя таким образом жилой блок в среднем 36 х 90 м, отделенный от соседних домов проездом; четыре главные и три поперечные улицы делили жилые кварталы на равные земельные наделы, одновременно застраивавшиеся). Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем (особенно много таких домов было в торговых городах, например, в афинском Пирее).

Мебель. В качестве стульев использовались: дифрос (низкий табурет без спинки с четырьмя вертикальными или крестообразно соединенными ножками; мог быть складным, с сиденьем из ремней), клисмос (похож на дифрос, только с выгнутой спинкой), тронос (большое кресло с высокой спинкой, с подлокотниками, со скамеечкой для ног; из дерева в домах и из мрамора в общественных местах, например, тронос для жреца Диониса в афинском театре; тронос для статуи Зевса работы Фидия в Олимпии был богато украшен золотом и слоновой костью). Спали и обедали на ложах различного вида: клине (типа вытянутого дифроса; иногда было складным), анаклитрон (ложе с прямыми ножками и спинкой в изголовье), клине амфикефалос (ложе с прямыми ножками и спинкой в изголовье и в ногах), скимпус, аскантес, краббатос (ложа, отличающиеся деталями). Ложа делали из дерева, спинки и ножки украшали различными породами дерева, серебром, слоновой костью. Постель состояла из овчин, и одеял, уже Гомер упоминает льняные простыни. Укрывались плащами, шерстяными покрывалами, мехами; позднее стали использовать матрас, набитый шерстью. Обедали, начиная с VI в. до н.э., лежа, опираясь левым плечом на клине; только в Спарте и на Крите продолжали долгое время сохранять старинный обычай есть сидя. Для удобства на стулья и ложа клали подушки, а сверху - покрывала. В андроне обычно стояли длинные клине, на которых возлежали во время симпосиумов обычно два, реже три, человека. Стол (трапедза) обычно был низеньким, его ставили около ложа и использовали для того, чтобы поставить во время пира кубок или небольшое блюдо. Писали и читали греки также сидя или лежа, поэтому и необходимости в больших столах не было. Трапедза могла быть с четырехугольной столешницей на четырех ножках или с круглой или овальной - на трех или одной ножке. Греки основное внимание при украшении столов уделяли ножкам - их делали из драгоценных пород дерева, слоновой кости, бронзы. От греческих столов сохранились только фрагменты, поэтому их внешний вид можно восстановить только по вазовым рисункам. О ларнаках (сундуках) для хранения одежды упоминает уже Гомер, употребляя эпитеты, которые говорят об их богатом убранстве с помощью резьбы, накладок, гвоздиков. Широкую славу приобрел ларнак коринфского тирана Кипсела из кедрового дерева, украшенный рельефами на мифологические сюжеты из слоновой кости и золота. В более поздних источниках упоминаются кандитины (шкафы для одежды) и гиматиофориды (вешалки). Запирались ларнаки с помощью кожаных шнурков, концы которых запечатывались глиной или воском, сохранность гарантировалась оттиском кольца-печати. В римское время греки также начинают использовать металлические замки с ключами как для домов, так и для ларнаков.

Дополнительная литература по теме

  • Ванин С.И., Ванина С.Е. О мебели древних народов // Труды Лесотехнической Академии им. С.М.Кирова, 1938, №50. С.21-68; №52. С.53-84.
  • Евдокимова Е.И. Архитектурная композиция жилого дома в Греции V-IV вв. до н.э. (по материалам раскопок города Олинфа) // Вопросы теории архитектурной композиции. Вып.4. М., 1958.
  • Лямер Г. Греческий дом // Цыбульский С.О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. 2.изд. СПб., 1906. Объяснительный текст к таблице Х.
  • Цыбульский С.О.Греческий дом // Цыбульский С.О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1896. Объяснительный текст к таблице Х.
  • Excavations at Olynthus / Ed. by D.M.Robinson. T.I-XII. Baltimore, 1930-1946.
  • Pfuhl E. Malerei und Zeichnung der Griechen. Bd. 1-3. Rome, 1969.
  • Robertson M. La peinture grecque. Geneve, 1978.

  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения