Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 5. Семья и брак у греков и римлян

Греция. В Аттике брак считался законным только в том случае, если и муж и жена обладали полными гражданскими правами (по закону Перикла о гражданстве 451 г. до н.э. требовалось обладать ими на протяжении трех поколений). Если это условие не соблюдалось, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и были ущемлены в правах (например, после смерти отца они не становились наследниками, а могли претендовать только на 1000 драхм). Обручение происходило на основании брачного договора, в котором обязательно указывался размер приданного невесты (денег, одежды, украшений, рабов), которое должно было составлять не менее 1/10 стоимости всего имущества ее отца; муж мог пользоваться только доходами с него, в его полную собственность оно не переходило. При разводе приданное возвращалось в семью родителей бывшей жены. Особенно выгодными невестами были эпиклеры (наследницы клера в случае отсутствия в семье прямых наследников мужского пола; их старались выдать за дальних родственнников, чтобы все же оставить землю в роде). Если семья погибшего за отечество гражданина была не в состоянии обеспечить невесту приданным, то это иногда делала или община или сообща несколько богатых граждан. По-видимому, афинскими законами возраст для вступления в брак не оговаривался, но обычно девушки выходили замуж с 15 лет, юноши женились после 20 лет. После смерти мужа жена имела право на повторный брак, но более почетным считалось вдовство. Муж мог, умирая, назначить ей нового мужа, чтобы сохранить семью и обеспечить детей. Развод был возможен - при этом муж просто отсылал жену к ее родителям, жена же должна была подать письменную жалобу на мужа архонту. Но в Афинах случаи разводов в V-IV вв. были редким явлением.

Свадьбу праздновали обычно в месяце гамелионе (середина января - середина февраля), посвященном богине Гере как покровительнице законного брака и семьи. Совершались особые обряды жертвоприношения и очищения. В доме невесты, украшенном ветвями лавра и маслины, справлялся свадебный пир, который имел важное значение как свидетельство законности брака. Невеста была в белом хитоне и обязательно с покрывалом на голове (отсюда термин, обозначающий невесту - нимфе у греков, нюпта - у римлян). Женщины на свадебном пиру присутствовали, но сидели отдельно, вместе с невестой. Жених и его друзья были одеты в белые хитоны и гиматии, с венками на головах. После пира они отводили или отвозили невесту на колеснице в дом жениха. Процессия шествовала медленно, под звуки авлосов и кифар. За молодыми шла мать невесты с факелом, зажженным от очага родного дома. Дом жениха также был украшен ветвями лавра и маслины. У дверей невесту встречала свекровь с факелом, зажженнным от своего очага. Таким образом, невеста переходила под покровительство богов домашнего очага мужа. В знак своих будущих обязанностей она вносила в дом мужа сковороду и сито, при этом ее осыпали смоквами, орехами, сладостями. Свадебные обряды отличались в разных греческих государствах - в Беотии, например, сжигали дышло свадебной колесницы, символизируя невозможность возвращения невесты в семью родителей.

В обязанности жены входило ведение домашнего хозяйства, контроль за работой рабынь, забота о детях, приготовление пищи, изготовление одежды (прядение, ткачество, украшение одежды вытканными и вышитыми геометрическими и растительными узорами, иногда целыми сценами из жизни богов и героев). На вазах есть изображения вышивальщиц с прямоугольными пяльцами, прях и ткачих; во время раскопок были найдены бронзовые ножницы и наперстки, серебряные и костяные веретена с пряслицами. Муж-горожанин занимался государственными делами, посещал гимнасии и театры, служил в войске; в сельской местности - занимался земледелием и скотоводством. В домашней жизни греческие женщины были достаточно независимы, решая многие хозяйственные вопросы по своему усмотрению. Но их общественная жизнь ограничивалась участием в некоторых религиозных праздниках (например, в Афинах - в Великих Панафинеях, Элевсинских мистериях). Так, одним из эпизодов Панафиней было посвящение Афине пеплоса, который ткали в опистодоме Парфенона в течение года десять женщин из самых знатных афинских семей; в священной процессии во время Панафиней незамужние дочери метеков должны были нести зонтики над головами знатных гражданок; на фризе Парфенона также изображены женщины, участвовавшие в торжествах в честь Афины. Допускались женщины и в театр, но только на постановки трагедий; участвовали они и в похоронах близких родственников. Жизнь женщин из бедных семей была более свободной, хотя бы из-за того, что они в силу обстоятельств должны были ходить на рынок, а иногда и торговать на нем. В комедиях Аристофана в качестве действующих лиц выступают торговки зеленью, отличающиеся острым языком и бурной жестикуляцией. В исторические времена патриархальные обычаи не позволяли хозяйке дома присутствовать на обеде, если в доме были посторонние, в остальных же случаях вся семья обедала вместе.

В Афинах отец сразу же после рождения ребенка брал его на руки, тем самым признавая свое отцовство. На пятый день совершали очистительные обряды и амфидромию (обнесение вокруг очага), устраивали пир. На седьмой или десятый день отмечали ономатесию (наречение имени) - приносились жертвы богам и устраивался пир, ребенку гости дарили игрушки, матери - расписные вазы. Двери дома в зависимости от пола ребенка украшали масличным венком в знак гражданской храбрости или шерстяным - в знак женского трудолюбия. В ближайший праздник Апатурий имя ребенка вносили в список фратрии его отца и устраивали жертвоприношение. В богатых семьях заботу о ребенке поручали кормилице. У детей было много игрушек, они развлекались подвижными играми, слушали сказки и басни, в том числе Эзопа. Мальчиков воспитывали дома до 6 лет, девочек - до выхода замуж. В 7 лет мальчик начинал посещать мусическую школу, где обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальном инструменте. С 10 лет мальчики начинали посещать еще и гимнастическую школу, занимаясь в частных палестрах. С 16 лет юноши посещали государственные гимнасии. В школу его сопровождал раб-педагог, который оставался при нем до совершеннолетия (т.е. до 18 лет). С 18 до 20 лет молодые афиняне были эфебами (в первый год они изучали военные дисциплины и занимались спортом, во второй - выполняли функции почетного экскорта для афинских магистратов и гостей высокого ранга и охраняли границы Аттики). В эллинистическое время крупные гимнасии были не только в Афинах (Академия, Ликей, Киносарг, Птолемеев), но и в Пергаме, Эфесе, Приене, Сесте, Кизике и т.д. Из найденных там надписей видно, что их деятельность была четко организована, в курс обучения входила также литература, философия и некоторые другие науки, для чего при гимнасиях были библиотеки. Основной целью афинской системы воспитания было гармоничное развитие душевных и физических качеств. Но такой полный курс обучения могли позволить себе только дети состоятельных родителей, остальные же ограничивались элементарными знаниями. После 20 лет желающие могли и дальше продолжать свое образование у философов, софистов и риторов. К III в. до н.э. в понятие всестороннего образования были включены: грамматика, литература, риторика, философия, арифметика, геометрия, астрономия, география, этнография, рисование. Этот круг необходимых дисциплин у греков переняли римляне и затем он сохранял свое значение до ХVIII века.

В Спарте женщины отличались от других гречанок большей свободой в повседневной жизни. Молодые спартанки до выхода замуж носили короткий дорийский хитон, даже не скрепленный по бокам. Они вместе с мальчиками участвовали в некоторых состязаниях и религиозных процессиях. Вместо брачного договора совершался обряд похищения невесты с согласия родителей. Молодые некоторое время жили у какой-нибудь пожилой родственницы и только затем брак официально признавался родителями. После замужества спартанка уважительно именовалась деспойна (госпожа). Сочинение Плутарха "Высказывания спартанских женщин" демонстрирует их ум, чувство юмора и большую ответственность за судьбу своего государства. В отличие от Афин воспитание в Спарте было намного строже - так как прежде всего требовалось развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости. Обучение письму и чтению ограничивалось лишь элементарными навыками, обучали также игре на форминге. Из новорожденных после осмотра Советом старейшин только здоровые дети передавались родителям для воспитания. До 7 лет мальчик получал строгое воспитание дома, затем в агелах и илах под контролем пайдонома (руководителя воспитанием), бидиеев (его помощников), мастигофоров (кнутоносцев). Мальчики спали на подстилке из тростника, купались только в холодной воде, даже зимой носили один трибон (плащ) без хитона. Каждый год заканчивался агоном (испытанием), а в 16 лет - сечением у алтаря Артемиды Ортии, где мальчики должны были продемонстрировать свою выносливость и терпение. С 18 до 20 лет юноши участвовали в криптиях против илотов, в 20 лет становились воинами, в 30 лет обязаны были жениться и обзавестись собственным хозяйством. Холостые мужчины не пользовались никаким уважением и даже более молодые имели право не уступать им место.

Рим. По римскому праву существовало два вида брака: matrimonium justum ("законный") и matrimonium injustum (т.е. "незаконный" - несмотря на название законом признавался, но не был подтвержден необходимыми религиозными обрядами). Законный брак также был двух видов: 1) matrimonium justum cum manu (жена переходила из-под власти отца или опекуна под власть мужа; приданное становилось его собственностью; муж возвращал приданное только в случае, если брак расторгался по его инициативе; наследство жены переходило в собственность мужа; жена называлась mater familias и причислялась к его роду); 2) matrimonium justum sine manu (жена оставалась под властью отца; муж не имел права на его имущество, кроме приданного). Законный брак мог заключаться: посредством исполнения специального религиозного обряда конфарреации, посредством обряда коемпцио, посредством узус, посредством договора. Конфарреацию совершал Великий понтифик и фламин Юпитера в присутствии десяти свидетелей; новобрачные при этом съедали часть особого пирога из полбы (по-латыни - far), другую часть приносили в жертву богам, покровителям семьи. Первоначально этот обряд исполнялся при заключении браков во всех патрицианских семьях, впоследствии он сохранился только при заключении нерасторжимых браков жрецов. В период Республики вместо конфарреации исполнялся, в основном, обряд коемпцио - символическая покупка невесты у ее родителей за символическую плату - жених бросал на весы весовщика всего один сестерций. Брак, заключенный посредством узус, считался законным в силу давности совместного проживания в течение года; но уже по законам ХII Таблиц отсутствие дома более трех дней освобождало жену от власти мужа; жена в таком браке называлась matrona или uxor, а не mater familias, поскольку оставалась под властью своего отца или опекуна; она могла свободно распоряжаться своим состоянием и наследством от отца, но не могла быть наследницей мужа. В период империи самым распространенным был брак, заключенный посредством договора - жена оставалась самостоятельной и свободно распоряжалась своим имуществом под контролем отца или опекуна, но не переходила под власть мужа.

Заключение законного брака изобиловало символическими обрядами - невеста снимала тогу претексту и посвящала ее богине Фортуне Девичьей, одевала пояс из овечьей шерсти, на голову фламмей (покрывало огненного цвета), желтую тунику, богатые золотые украшения; в свадебной процессии за ней шли два мальчика, чьи родители были еще живы, и еще один, который приносил жертвы; дверные косяки невеста обвивала шерстяной повязкой, чтобы показать символически свою невинность, и намазывала свиным жиром, чтобы отвратить чародейства.

Девочки получали домашнее образование, иногда очень хорошее. Среди римлянок были писательницы и поэтессы. Мальчики или также получали начальное образование дома или посещали школы низшего уровня (школы люди). Сыновья состоятельных родителей продолжали свое образование в грамматических и риторических школах. Подробное описание школьной системы дает Квинтилиан в сочинении "Воспитание оратора".

Греческие и римские имена собственные. У греков было только одно личное имя. Какого-либо специального имени для обозначения принадлежности к роду они не использовали. В гомеровских поэмах часто вместо имени или наряду с личным именем употреблялся патронимикон, т.е. имя отца - так Агамемнона и Менелая Гомер называет Атридами (сыновьями Атрея), Ахилла - Пелидом (сыном Пелея). В отличие от римлян у греков не было списка установленных имен, их придумывали произвольно родители, причем довольно часто это были имена, связанные с определенными обстоятельствами (характерной чертой при рождении, качествами, которые родители хотели видеть в своем отпрыске в будущем). Почти все греческие личные имена значимые - их можно целиком или по частям перевести на русский язык (например, Гиппократ - сильный конями). Детей часто называли в честь деда и бабки или отца или матери. Много было имен производных от имени богов и богинь - например, Диодор (дар Зевса), Аполлодор (дар Аполлона), Диоген (происходящий от Зевса) и т.д. Было много имен с окончанием на -кл (по-гречески на -клес) с восхвалением каких-либо качеств - Софокл (славный мудростью), Фемистокл (славный справедливостью), Гиерокл (славный святостью). Некоторые имена заканчивались на -фан, что указывало на проявление каких-то качеств - Аристофан (проявляющий лучшие качества), Ксенофан (почитающий иностранцев). С помощью особого суффикса -ид было также образовано много имен - Аристид, Каллипид. В соответствии с этим же принципом подбирали имена и девочкам: Елена (светлая), Евклия (славная добрыми качествами). Иногда греки получали за свои какие-то особые качества прозвища, под которыми и становились известными, имя же данное при рождениии постепенно забывалось - например, Аристокл (славный своим совершенством) сейчас всем известен как Платон (Широкий). Поскольку имена довольно часто повторялись, то для более точного указания иногда добавляли к имени название родного города - Диоген из Синопы (или синопский или синопец), Алкивиад из Афин (или афинский или афинянин). В официальных документах, например надписях с различными постановлениями или на надгробных стелах, часто указывалось имя отца - Перикл, сын Ксантиппа; Фукидид, сын Олора. Кроме того, после реформ Клисфена в Афинах в официальных документах было обязательным указание на дем или филу, к которой человек был приписан, например - Аксиох, сын Алкивиада, из дема Скамбониды.

Римская антропонимическая номенклатура была намного сложнее греческой. Первоначально римляне имели два имени: преномен (личное имя) и номен гентиле (имя рода). В республиканский период добавляется третье имя - когномен (имя семьи), а иногда еще четвертое и даже пятое - агномен (прозвище в соответствии с каким-то характерным внешним признаком или совершенным деянием - Бородатый, Азиатский; впоследствии потеряло значение личного прозвища). Например, Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (получил такой агномен после битвы при Заме в 202 г. до н.э.) или Марк Порций Катон Цензор (получил такой агномен после своей цензуры в 184 г. до н.э.).

Личных имен было немного, поэтому их часто писали в сокращенной форме: А. - Авл, App. - Аппий, C. - Гай, Cn. - Гней, D. - Децим, Q. - Квинт, L. - Луций, Mam. - Мамерк, M'. - Маний, M. - Марк, N. - Нумерий, P. - Публий, Sex. - Секст, Ser. - Сервий, Sp. - Спурий, Tib. - Тиберий, T. - Тит. Первые когномены появились в семьях патрициев и были связаны с почетным в то время занятием земледелием или просто отмечали какую-либо отличительную черту родоначальника семьи - Цицерон ("Горох"), Катон ("Ловкий"), Брут ("Туповатый"), Сцевола ("Левша"). По закону 49 г. до н.э., изданному Цезарем, в официальных документах требовалось указывать три имени гражданина, имя его отца, название одной из 35 римских триб, к которой он принадлежал, например, Марк Туллий, сын Марка, из трибы Корнелия, Цицерон.

Дочерей называли родовым именем отца в женском роде - например, дочь Марка Туллия Цицерона звали Туллией. Иногда добавляли и преномен, образованный, главным образом, от числительных - Терция (Третья), Квинтилла (Пятая). Выходя замуж женщина сохраняла обычно свое родовое имя, но к нему прибавлялось семейное имя мужа в родительном падеже - Теренция, дочь Теренция, Цицерона.

В императорский период очень широко распространилась адоптация - включение в чужой род путем усыновления. В этом случае человек принимал все три имени своего усыновителя, а свое собственное родовое имя сохранял как второй когномен с прибавлением суффикса -ан (по-латыни - анус), например, Павл Эмилий после усыновления получил имя Публия Корнелия Сципиона Эмилиана. Иногда в имени сына сохранялось и родовое имя матери, так Сервий Корнелий Долабелла Петроний носил номен гентиле и когномен отца, Корнелия Долабеллы, и когномен матери, которую звали Петрония.

Вольноотпущенники получали имя (родовое, иногда вместе с личным) своего бывшего хозяина, свое же собственное сохраняли как когномен - например, грек из Тарента Андроник после освобождения стал называться Луцием Ливием Андроником по имени своего господина Ливия Салинатора.

Дополнительная литература по теме

  • Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.
  • Ляпустин Б.С. Женщины в ремесленных мастерских Помпей // Быт и история в античности / Отв. ред. Г.С.Кнабе. М., 1988. С.69-87.
  • Смирин В.М. О некоторых характерных чертах римского брака // Историческая демография докапиталистических обществ Запада и Востока. М., 1988.
  • Фридлендер Ф. Картины из истории римских нравов. СПб., 1873.
  • Argetsinger K. Birthday rituals: friends and patrons in Roman poetry and cult // Classical Antiquity, Vol. 11, №2, 1992. P.175-194.
  • Balsdon J.P. Roman women. Their history and habits. London, 1962.
  • D'Avino M. The women of Pompeii. Naples, 1967.
  • Lacey W.K. The family in classical Greece. London, 1968.
  • Pomeroy S.B. Goddesses, whores, wives, and slaves: women in classical antiquity. N.Y., 1975.
  • Samter E. Familienfeste der Griechen und Romer. Berlin, 1901.

  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения