Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 3. Доримская Италия и древний Рим

Этруски. Этруски заселили Северную и Центральную Италию в I тыс. до н.э. Ранний период истории Этрурии (VIII-VII вв. до н.э.) изучен еще недостаточно. Архаический период (VII-V вв. до н.э.) является временем наивысшего расцвета Этрурии. В 396 г. до н.э. римляне начали завоевание Этрурии, захватив город Вейи, а в 265 г. до н.э. окончательно ее покорили, овладев последним свободным этрусским городом Вольсиниями. Как самостоятельный народ этруски перестали существовать уже в первые века Римской империи, подвергшись ассимиляции покорившими их римлянами. Их язык был забыт, культура полностью потеряла самобытность, но римляне многое заимствовали у этрусков (некоторые религиозные и светские обряды и обычаи, методы градостроения и городского благоустройства, сооружения дорог и каналов, традиции портретной и погребальной скульптуры, достижения в области торевтики и коропластики).

Основным источником реконструкции общей картины жизни этрусков в архаический период служат их некрополи, поскольку этрусской литературы, возможно, и не существовало, а сочинения латинских авторов об этом народе не сохранились (например, "История тирренов" императора Клавдия). Этруски составляли союз Двенадцати городов, каждый из которых вместе с прилегающей к нему территорией являлся самостоятельным образованием с аристократическим государственным устройством (Вейи, Цере, Тарквинии, Вульчи, Руселла, Ветулония, Воллатеры, Аретинум, Кортона, Перузий, Клузий, Вольсинии). Основой этого союза была религиозная общность, поскольку их представители собирались для свершения священных обрядов в честь богини Волтумны. Предположительно местом этого общеэтрусского празднества, во время которого решались также некоторые общие для всей Этрурии светские вопросы, было святилище богини в Вольсиниях (этот город точно не локализован).

В период расцвета Этрурии основой экономики было земледелие на плодородных почвах современной Тосканы (сохранились следы каналов для осушения заболоченных почв). Развивались также торговля и ремесло. Этрурия импортировала большое количество греческих товаров, в том числе изготовленных специально для этрусского рынка. Особенно славились в древнем мире этрусские изделия из металла, чему способствовало наличие месторождений меди, олова, свинца, железа. Специфическая этрусская глиняная посуда вывозилась в разные центры Средиземноморья. Этрусские города специализировались по различным видам ремесел (например, Вульчи славились изготовлением изделий из бронзы, особенно треножников, а Пренесте - зеркалами и цистами). Этрусская культура была тесно связана с культурами Террамар и Виллановы, но имела свои особенности.

Этруски были талантливыми строителями и инженерами (прокладывали дороги между городами, возводили мосты через реки и ущелья, в городах сооружали водопроводы и канализацию). В VI в. до н.э. вырабатывается характерный для этрусков план города, разделенного на правильные прямоугольные кварталы сетью параллельно-перпендикулярных улиц. Центральная часть улиц отводилась для повозок, несколько приподнятые боковые дорожки - для пешеходов. Вдоль них были проложены дренажные канавы, покрытые на перекрестках широкими плитами. Внешний вид домов и храмов в общих чертах может быть реконструирован по погребальным урнам соответствующей формы и по описанию Витрувия (фундамент - камень без раствора, стены- дерево, сырцовые кирпичи, глина). Города окружались мощными стенами с воротами и башнями.

Некрополи имитировали планировку городов. Гробницы были разнообразны по типам и размерам (псевдокупольные, с одной или несколькими камерами, вырубленные в скале, сложенные из каменных блоков с двускатной крышей и т.д.). В гробницу помещалась урна-канопа с крышкой в виде человеческой головы или фигуры. С конца VI в. до н.э. используются глиняные саркофаги в виде большого ложа со скульптурным изображением возлежащего на крышке умершего или супружеской четы. Иногда захоронение совершалось в прямоугольном, каменном или терракотовом, саркофаге с двускатной крышкой-кровлей и стенками, украшенными великолепными рельефами на мифологические темы. Со 2-й пол. VII в. до н.э. стены гробниц начинают покрывать фресковыми росписями, изображающими эпизоды из греческих мифов и гомеровского эпоса, погребальные игры, пиры, сцены охоты. Монументальная живопись является ценным источником для изучения быта, обычаев и обрядов этрусков. Наиболее известные погребальные комплексы - некрополь в Цере VII-VI вв., Купольная гробница в Казале Мариттимо VI в., Гробница Авгуров в Тарквиниях VI в.

Из предметов быта хорошо сохранились изделия из бронзы - зеркала, цисты, посуда, треножники, канделябры, курильницы, мелкая пластика и монументальная скульптура. Стенки цист (высоких цилиндрических шкатулок) украшались изящной гравировкой, они были с фигурными ножками и ручками на крышке в виде фигурок людей и животных. Оборотная сторона зеркал также была украшена изящной гравировкой с сюжетами из греческих мифов. Для этрусской пластики было характерно изготовление полноразмерных статуй из камня, обожженной глины и бронзы (Аполлон из Вейи - терракота VI в. до н.э.; Марс из Тоди - бронза IV в. до н.э.; так называемая голова Брута - бронза 300 г. н.э.). Этрусская керамика была разнообразна. Вазы буккеро (VII-VI вв.) воспроизводят формы металлических сосудов (глина при обжиге приобретала черный цвет, стенки украшались гравировкой или рельефами). Этрусско-коринфская керамика подражала вазам Коринфа (мастерские в Цере и Вульчи в к. VII в.). С сер. VI в. ее сменяют чернофигурные сосуды, в изготовлении которых соседствуют аттические черты и местные. В V-IV вв. использовались два стиля росписи - псевдокраснофигурный и краснофигурный. Сохранились в погребениях и великолепные ювелирные изделия (серьги и фибулы, выполненные с использованием техники зерни, филиграни, грануляции, тиснения).

Рим. Согласно римской традиции Рим был основан в 754/3 г. до н.э. (по Варрону). В истории Рима можно выделить три основных строительных периода: царский, республиканский, императорский. В царский период отмечают четыре этапа в расширении его территории: 1) так называемый "Квадратный Рим" (поселение Х-IХ вв. на Палатинском холме, окруженное рвом и валом); 2) "Город семи холмов" (в VIII в. прибавились поселения на Капитолийском и Квиринальском холмах, а затем и на других близлежащих холмах - Авентине, Целии, Виминале, Эсквилине); 3) "Город четырех округов" (в VII в. в черту возведенных из камня стен входят четыре городских участка: Субуранский (холм Целий), Эсквилинский, Коллинский (холмы Квиринал и Виминал), Палатинский); 4)"Город Сервия Туллия" (в VI в. включал в себя поселения на всех семи холмах, а также на Яникуле; однако Помериум, т.е. освященный предел города, по-видимому, ограничивался только пятью холмами - Квириналом, Виминалом, Эсквилином, Палатином, Целием. Из городских укреплений сохранились только фрагменты Сервиевой стены со следами более поздней реставрации). В VI-V вв. Рим представлял собой город с нерегулярной планировкой, узкими улицами, домами из дерева и сырцового кирпича, но в это же время сооружается сеть канализации, отстраивается первый форум, храм Юпитера на Капитолии, первый цирк (Циркус Максимус). Но в 390 г. до н.э. Рим был сожжен галлами, после чего практически застраивался заново.

В республиканский период наиболее интересные постройки были возведены во времена Суллы и Цезаря (государственный архив Табулярий, Юлиева Курия, Форум Цезаря, Юлиева Базилика, Юлиевы Ростры, храм богини Счастья и т.д.). В это время Рим перестает быть крепостью, Сервиева стена почти полностью упраздняется, здания украшаются мрамором и мозаиками, греческий стиль построек приходит на смену национальному тусканскому. Август разделил выросший город на 14 кварталов. Однако почти все эти здания были уничтожены пожарами. В императорскую эпоху наиболее способствовали украшению города архитектурой Нерон, Домициан, Траян, Септимий Север, Каракалла, Диоклетиан, Константин. Аврелиан в 271 г. н.э. вновь окружил Рим стеной с 14 воротами (окончательно ее достроил Проб - она имела в 18 км в длину, 15 м в высоту, 4 м в толщину). В этот период Рим был уже благоустроен (функционировали водопровод, канализация, общественные туалеты) и украшен грандиозными архитектурными сооружениями (термами, амфитеатрами, триумфальными арками). При императоре Константине в городе насчитывалось примерно 423 улицы, более 46 тысяч жилых домов, 1790 дворцов, 423 храма, 856 терм, 19 акведуков, 1350 водоемов, 8 мостов, 36 арок и янусов и т.д. Поскольку нет возможности даже перечислить все возведенные в Риме в разные периоды его существования здания, отметим лишь главные достопримечательности.

Город располагался на обоих берегах Тибра, в 25 км от устья. Местность была болотистой и поэтому рано была сооружена система каналов, которые отводили воду, собиравшуюся в долинах между холмами, и городские нечистоты в Клоаку Максиму, а затем в Тибр. Клоака Максима была построена в царский период и в несколько измененном виде функционирует до сих пор (длина 1 км, средняя ширина 3 м, в устье у Тибра - 6,5 м, высота сводов - до 4 м). В Риме также было много водопроводов, снабжавших частные и общественные постройки (в I в. н.э. - 9, к концу III в. н.э. - 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км, а затем по акведуку на территории самого города). Акведуки представляли собой арочные конструкции, иногда многоярусные (Анио Новус имел в высоту 33,5 м.). Вода подводилась по акведукам по деревянным, глиняным или свинцовым трубам со специальными отверстиями в верхней части, чтобы вода не задыхалась. У Садового холма при акведуке Агриппы, который он специально провел для снабжения своих терм водой, был устроен водоочистительный резервуар Вирго (4 камеры, где вода отстаивалась и очищалась перед дальнейшей подачей в водопровод).

Первый форум, так называемый Римский форум, располагался между холмами Капитолийским, Палатинским и Эсквилином. По форме это был неправильный прямоугольник. Вид форума постоянно менялся, от построек республиканского времени сохранилось мало, основные дошедшие до нас памятники - императорского периода. Первоначально форум был застроен по периметру простыми деревянными лавками с плоскими крышами, где могли размещаться зрители во время проведения на форуме каких-либо мероприятий. Позднее, когда на форуме начали строить базилики, эти легкие деревянные лавки были снесены. Мы имеем представление только о форуме императорского периода, сохранившего и некоторые постройки времени республики. На северной стороне сохранились - Мамертинская тюрьма, храм Божественного Юлия (видны следы портика и стена с бронзовой дверью с древним замком), храм Антонина и Фаустины, базилика Константина; все остальные постройки можно лишь восстановить по литературным источникам - это курия Гостилия (в ней заседал сенат; позднее сенаторы собирались в курии Помпея, а затем в Юлиевой курии, которая была позднее построена на месте курии Гостилия), базилики Эмилия Павла и Порция Катона, храм Священного города, храм Венеры и Ромы. На северо-западной и западной стороне форума располагались: Табулярий (Государственный архив), огромный храм Конкордии (Согласия), храм Веспасиана, портик Двенадцати богов. На южной стороне - храм Сатурна, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, священный участок Весты (с круглым храмом Весты и Атриумом Весты), так называемая Региа (дом Великого Понтифика), храм Божественного Августа. Главная постройка на восточной стороне - храм Божественного Юлия на месте сожжения тела Цезаря 19 марта 44 г. до н.э. На самом форуме стояли: Гробница Ромула (из раскопок которой происходит Черный камень с древнейшей латинской надписью), храм обожествленного Цезаря, Ростральная колонна, храм Януса, Большие ростры и арка Септимия Севера, через которую шла Священная дорога на Капитолий (от арок Августа, Тиберия, Фабиана почти ничего не осталось).

Римские форумы, которые строили в императорскую эпоху, имели чаще всего форму прямоугольника. Они по периметру были окружены портиками, иногда двухэтажными, а также базиликами. По своему устройству римский портик похож на простую греческую стою. Самый знаменитый римский портик - построенный Августом портик Октавии на Марсовом поле, богато украшенный живописью, в нем была устроена библиотека вокруг храма Юпитера и Юноны. Пример форума такого типа хорошо сохранился в Помпеях (ширина 44 м, длина 155 м; выложен большими мраморными плитами и украшен статуями, от которых дошли только базы; нижняя колоннада портика выполнена в дорическом, верхняя - в ионическом стиле). В Риме форумы были выстроены в честь Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Кроме того сохранялись и форумы - торговые площади (Бычий, Зеленной и Свиной рынки). Они также были окружены со всех сторон табернами и портиками, в которых и размещались торговцы.

Базилики служили для проведения судов и торговли. Могли иметь от одного до пяти нефов, но обычно состояли из трех нефов, средний заканчивался с одной или обеих сторон абсидой, где было возвышение с местами для судей. Примером такого строения может быть базилика Максентия, достроенная затем Константином, базилика Юлия на Римском форуме, базилика Ульпия, построенная Траяном (одна из самых знаменитых - 5 нефов, 2 абсиды, металлическая крыша, остатки которой сохранились до наших дней). Первую базилику в Риме построил Марк Порций Катон на государственные деньги в 184 г. до н.э. около римского форума. При Константине базилики были превращены в христианские церкви, абсида стала использоваться как алтарная часть. В дальнейшем при строительстве христианских храмов продолжали придерживаться плана базилики.

Временные деревянные театры в Риме начинают строить с 191 г. до н.э., некоторые из них были огромны, например, в театре Марка Скавра могли одновременно собираться до 80 тысяч зрителей, на его сцене было установлено 360 колон, он был украшен 3000 бронзовых статуй. Первый каменный театр был построен в 55 г до н.э. Помпеем, он вмещал 40 тысяч зрителей. Частично сохранился театр Марцелла, построенный Августом в 13 г. до н.э.

Амфитеатр - исконно римский тип здания овальной формы, в котором устраивались звериные травли и гладиаторские бои. Первое подобие амфитеатра построил в 50 г. до н.э. народный трибун Гай Скрибоний Курион - это были два полукруглых деревянных театра на огромных валах. Утром в них давали театральные представления, а после полудня поворачивали на этих валах, сцены убирали и в получившемся таким образом амфитеатре устраивали гладиаторские игры. Первый стационарный амфитеатр - деревянный с каменным фундаментом, построил в 29 г. до н.э. Статилий Тавр, а затем в 46 г. до н.э. - Гай Юлий Цезарь (оба сгорели во время пожара при Нероне). Самый знаменитый амфитеатр - это амфитеатр Флавиев, получивший свое второе название "Колизей" из-за Колосса - огромной статуи Нерона (30 м в высоту), стоявшей на этой площадке и которую Адриану пришлось с помощью 24 слонов переместить в сторону. Располагается он между Целием и Велием на месте Золотого дома Нерона. Начал строительство Колизея Веспасиан, закончил Домициан, частями он перестраивался вплоть до VI в. н.э., последнее представление было дано в 523 г. Размеры эллипса - 177 м на 140 м. Внешняя стена высотой 48 м сделана в виде ярусов открытых круговых портиков с 80 арками каждый, причем первый ярус украшен колоннами дорического, второй - ионического стиля, третий - полуколоннами, а четвертый (открытая галлерея наверху) - пилястрами коринфского стиля. Амфитеатр построен с учетом современной ему техники безопасности - по его 4 главным и 76 узким лестницам в случае необходимости все 50 тысяч зрителей могли быстро покинуть здание. Арена была устроена так, что ее можно было заполнять водой из источников на холме Целии и устраивать морские бои.

Разновидностью амфитеатров были навмахии - специальные сооружения для устройства морских сражений, поэтому сиденья или крытые портики для зрителей располагались вокруг искусственного водоема. Первая временная навмахия была построена Цезарем в 46 г. до н.э. на Марсовом поле, первая каменная - Августом во 2 г. н.э. в садах Цезаря на правом берегу Тибра у подножия Яникула.

Из множества римских храмов подробнее рассмотрим лишь один. Пантеон - купольное сооружение с портиком под двускатной крышей с северной стороны, с фасада храма был расположен пространный прямоугольный двор, окруженный портиками с пропилеями и триумфальной аркой посередине (сохранившееся здание самого храма сейчас является христианской церковью Санта Мария Ротонда). Строительство храма Юпитера Мстителя начато в 25 г. до н.э. Марком Агриппой, затем достраивал его Август и посвятил его всем богам, откуда и произошло название Пантеон. В нынешнем виде храм был построен в 118-128 гг. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским по замыслу Адриана (высота здания - 43 м, диаметр купола - 43 м). В стенах сделаны ниши для статуй богов (в первом ряду - 7 больших и 8 меньшего размера, во втором - 12). Огромный купол изнутри выложен 140 кассетонами в 5 кругов, в центре сделано световое окно (диаметром 9 м), крышу некогда покрывали позолоченные черепицы.

Частично сохранились термы Тита, Каракаллы и Диоклетиана (самые большие термы - открыты в 306 г. н.э., занимали площадь около 50 тысяч кв.м). Термы Каракаллы начал строить еще его отец Септимий Север и они были одним из самых великолепных зданий Рима, вмещавшим одновременно до 1600 человек. К примеру, его тепидарий имел площадь 50 на 25 м, окруженный колоннами диаметром 1,5 м. Все здание было роскошно украшено множеством колонн, мраморных плит, мозаик, статуй, картин (например, грандиозная скульптурная группа, т.н. Фарнезский бык, была найдена на территории терм).

Первые триумфальные арки были поставлены на Римском и Бычьем форумах в честь победы над Испанией во II в. до н.э. В Риме было возведено много арок, но часть из них были не триумфальными, а только архитектурными памятниками. Кроме арок строили так называемые янусы (или тетрапилы - четырехстолпные аркады, обычно равнофасадные, сооруженные при выходе улицы на площадь или на перекрестках, например, хорошо сохранившийся Янус Квадратный). Из триумфальных арок сохранилось всего три - арки Тита и Константина примыкают к Римскому форуму с восточной стороны, арка Севера построена на самом форуме. Арка Тита поставлена в 81 г. н.э. в честь покорения Титом Иудеи (один пролет, высота 14 м, украшена рельефами со сценами триумфа императора и перенесения святынь Иерусалимского храма в Рим). Арка Севера воздвигнута в 203 г. н.э. в честь победы Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над парфянами (три пролета, высота 21,5 м, украшена барельефами, изображающими военные подвиги римлян; наверху некогда стояла колесница со статуей императора, запряженная шестью лошадьми, и четыре конные статуи по углам). Арка Константина поставлена в 311 г. н.э. после победы Константина над Максенцием (три пролета, высота 20 м).

Из Рима выходило несколько дорог, связывавшие его с самыми важными областями Италии. Важное значение имели Аппиева дорога (в Брундизий), Валериева (в Сабинию) и Фламиниева (в Умбрию). На Древнем форуме Август поставил мильный камень в виде конуса, обитого позолоченной бронзой, обозначавший начало всех римских дорог. Поскольку Рим располагался на разных берегах Тибра, было построено 7 мостов, некоторые из которых действуют до сих пор. Например, Элиев мост через Тибр состоял из 3 больших и 4 малых арок (Адриан соединил свой Мавзолей с его помощью с Марсовым полем; сохранилось три арки), Фабрициев мост был построен Луцием Фабрицием в 62 г. до н.э. от Марцеллова театра на Тибрский остров.

Дополнительная литература по теме

Этруски

  • Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки в Эрмитаже. Л., 1972.
  • Мир этрусков / Сост. Л.И.Акимова и др. Л., 1989.
  • Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990.
  • Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.
  • Этруски: Италийское жизнелюбие / Пер. с англ. О.Соколовой. М., 1998.
  • Banti L. Die Welt der Etrusker. Zurich, 1960.
  • Bloch R. L'art et la civilisation etrusques. Paris, 1955.
  • Heurgon J. La vie quotidienne chez les Etrusques. Paris, 1961.
  • Pallotino M. Etruscan painting. Geneva, 1952.
  • Richardson E. The Etruscans. Their art and civilization. Chicago; London, 1967.
  • La terre des etrusques de la prehistoire au moyen-age / Sous la dir. de S.Settis. Milan, 1994.

    Рим

  • Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима. М., 1938.
  • Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. СПб., 1915.
  • Кнабе Г.С. Вода, община и боги. Городская теснота и архитектурная революция // Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки. М., 1986. С. 30-84, 153-174.
  • Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. Т.Азаркович. М., 1997.
  • Ростовцев М.И. Древний город Рим // Цыбульский С.О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1902. Объяснительный текст к таблицам ХV а и ХV б.
  • Черняев П.Н. Краткий очерк топографии античного Рима. Варшава,1913.
  • Шуази А. Строительное искусство древних римлян. М., 1938.
  • Brown F. Roman architecture. New York, 1986.
  • Coarelli F. Monuments of civilization Roma. London, 1972.
  • Grant M. The Roman Forum. New York, 1970.
  • Grimal P. Roman cities / Transl. and ed. by G.M.Woloch. Madison, 1983.
  • James S. Ancient Rome. New York, 1990.
  • Lugli G. The Roman Forum and the Palatine. Rome, 1961.
  • Nash E. Pictorial dictionary of ancient Rome. Vol. 1-2. 2nd ed. New York, 1961-1962.
  • Platner S., Ashby Th. A topographical dictionary of ancient Rome. Oxford; London, 1929.
  • Richter O. Topographie der Stadt Rom. 2.Aufl. Munchen, 1901.
  • Stambaugh J.E. The ancient Roman city. Baltimore, 1988.

  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения