Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Тема 2. Греческий город на примере Афин V-IV вв. до н.э.

Афины были главным городом Аттики, который был окружен горами и расположен в 5 км от моря и 8 км от их главного порта Пирея. Афины состояли из двух частей - собственно города и гаваней. В черту городских стен входили: административно-религиозный центр (Акрополь), поселения ремесленников и торговцев (район Керамик и Пирей), центры общественной жизни (Агора, Пникс). Фемистокл окружил всю городскую территорию стеной длиной более 30 км, в которой было сделано 11 ворот: Дипилонские, Священные, Всаднические, Пирейские, Мелитские, Итонские, Эгеевы, Диохаровы, Диомейские, Курганные, Ахарнские. Территории за городской стеной также были застроены (например, Ликург возвел там Панафинейский стадий, впоследствии Герод Аттик отделал его пентеликонским мрамором). В IV в. до н.э. по приблизительным подсчетам в городе было около 10 тысяч домов и 100-180 тысяч жителей. В районах жилой застройки улицы были узкими и кривыми, большинство домов были построены из дерева и необожженного кирпича. Почти в самой середине города возвышается выступ материковой скалы (высота 156 м, размер верхней площадки - 300 х 130 м), на котором был построен Акрополь (называвшийся при пелазгах Кранаей, при Кекропе - Кекропией, при Эрехтее - Афиной).

Акрополь был доступен только с западной стороны (непреступная крепость на территории была во многих греческих городах и иногда носила специальное название: в Фивах - Кадмея, в Коринфе - Акрокоринф, в Аргосе - Лариса). В пределах городской территории было еще несколько возвышенностей: Ареопаг (с судом Ареопага, храмом Эриний, могилой Эдипа), Мусейон, Пникс (место народных собраний с ораторской трибуной), Холм нимф. Между Акрополем, Ареопагом, Мусейоном и Пниксом располагалась агора.

Акрополь был центром религиозной жизни города. Почти все постройки были уничтожены во время Греко-Персидских войн, поэтому строительная программа Перикла предполагала их восстановление. Парфенон (храм Афины Девы) был возведен архитекторами Иктином и Калликратом в 447-432 гг., внутри была установлена 12-метровая статуя Афины работы Фидия, сделанная в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости). Заднее помещение Парфенона служило для хранения священной казны богини Афины и государственной казны. В 407 г. был окончательно восстановлен в ионическом стиле древнейший храм Акрополя, посвященный Афине Полиаде. В 437-431 гг. по проекту Мнесикла были построены Пропилеи с пятью проходами, в левой пристройке которых находилась Пинакотека (картинная галерея). Между 448 и 424 гг. по проекту Калликрата был построен храм Афины Ники (или Афины Аптерос). В 421-406 гг. был возведен Эрехтейон с портиком кариатид с южной стороны; рядом находились предполагаемая могила Кекропа, источник соленой воды, дарованный некогда афинянам Посейдоном; священная маслина, посаженная самой Афиной). Кроме того, на Акрополе размещались и другие храмовые сооружения, а также всевозможные посвящения (например, колоссальная, 7-ми метровая, хрисоэлефантинная статуя Афины Промахос перед Парфеноном работы Фидия). У склона Акрополя находились театр Диониса и Одеон Перикла (для музыкальных представлений с деревянной крышей в виде шатра). На восток от Акрополя располагался Олимпейон - храм Зевса Олимпийского (начал строить Перикл, закончил Адриан).

Город, окружавший Акрополь, состоял из нескольких демов (в том числе - Керамика на северо-западе, Скамбонид, Кейриад, Мелиты на западе, Койлы, Коллиты на юго-западе, Кидафиней на юге, Диомеи на востоке; сама Аттика после реформ Клисфена состояла примерно из 100 демов, объединенных в 10 фил). Афины были благоустроены - в IV в. существовало несколько водопроводов (даже сохранились фрагменты VI в. до н.э. - возможно времени Писистрата).

Первоначально на агоре проводились народные собрания, но впоследствии, когда количество граждан возросло, их перенесли на холм Пникс. Но афинская агора не стала только рыночной площадью, т.к. она осталась средоточием общественной, религиозной и политической жизни города. На агоре были построены театрообразный Булевтерий (место заседаний Совета Четырехсот), Пританей (место заседаний пританов - дежурной части Совета), так называемый Толос, Стратегий (место заседаний стратегов), храм Великой Матери богов (Метроноом). Агора была украшена статуями богов, героев и политических деятелей. Во время Перикла на вершине ближайшего Рыночного холма был построен Гефестион, у которого заканчивалась лампадедромия (эстафетное состязание в беге афинских фил во время Панафиней и других праздников, начинавшееся от алтаря Прометея в Академии). На агоре были также построены Царская стоя или стоя Зевса (здание для архонта басилевса), Алтарь двенадцати богов, храм Аполлона Патрооса, стоя Зевса Элевтериоса.

Кроме того, в V-IV вв. до н.э. агора была центром мелочной торговли, контроль за которой осуществляли агораномы, рыночная полиция, ситофилаки, метрономы, прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах с дощатыми или камыщовыми перегородками под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Стоя - один из любимейших греческих архитектурных элементов. Были различные виды стои: простая стоя - кровля, опирающаяся на два ряда колонн, причем иногда вместо одного ряда колонн строили сплошную стену; двойная стоя - два ряда колонн по обе стороны от стены или вместо стены - третий ряд колонн; в Пирее была Стоя Макра с пятью рядами колонн - этот вид стои стал праобразом римской базилики, получившей свое название от афинской Царской стои. Стою часто возводили вокруг храмов, гимнасиев или других зданий, но она могла быть и самостоятельным украшением общественных мест. Стоя служила местом бесед философов, собраний граждан или просто отдыха в тени. Самая известная из них - это Стоя Пойкиле на агоре. Свое название она получила из-за того, что внутренняя часть стены была расписана талантливыми художниками: Полигнот изобразил сцену взятия Трои, Микон - сцену битвы афинян под предводительством Тезея с амазонками; об авторстве самой знаменитой картины со сценой Марафонского сражения спорят (называют Микона, Полигнота или Панена, брата Фидия).

Из памятников более позднего времени следует назвать: Стою Аттала II Пергамского на агоре (II в. до н.э.); Башню Ветров, построенную в I в. до н.э. Андроником из Кирры (восьмиугольное сооружение с двумя портиками; внутри располагались водяные часы; башню венчала медная статуя Тритона, которая при вращении указывала на рельефные символические изображения восьми ветров, помещенные на фризе в верхней части); круглый храм Ромы и Августа на Акрополе (I в. н.э.); Одеон Герода Аттика (II в. н.э.); Библиотеку Адриана и новые городские стены, построенные в связи с увеличением территории Афин (II в. н.э.).

Порт Афин располагался на полуострове Пирей на Сароническом заливе. Гавани со времени Кимона были соединены с городом так называемыми Длинными стенами. В 456 г. до н.э. было начато строительство Северной (до северной стены Пирея) и Южной (до Фалера) стен. Через 12 лет была построена еще Средняя (также до Пирея для сообщения с гаванью в случае захвата неприятелем одной из стен), после чего Южная была заброшена. Гавани Мунихий и Зея - это естественный бассейн, соединяющийся проливом с морем. Зея вмещала до 200 кораблей. С другой стороны полуострова - залив Канфар, составляющий часть Пирейской гавани. Обширная бухта Фалерон яавлялась общим рейдом для военных кораблей. Пирей был застроен как городская территория и имел свои храмы, театры, жилые дома. Но там были и специальные сооружения: Дейгма (большой склад для товаров), скеуотека Филона (магазин), верфи для 400 кораблей.

Дополнительная литература по теме

  • Брунов Н.И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.
  • Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  • Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М., 2000.
  • Сидорова Н.А.Афины. 2.изд. М., 1984.
  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
  • Фармаковский Б.В. Художественный идеал демократических Афин. Пгр., 1918.
  • Boersma J.S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C. Groningen, 1970.
  • Camp J.M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. New York, 1986.
  • Judeich W. Topographie von Athen. Munchen, 1905.
  • Travlos J. Pictorial dictionary of ancient Athens. New York, 1971.

  • (c) 2005 г. Е.В.Никитюк
    (c) 2005 г. Центр антиковедения