Е.В.Никитюк
Быт античного общества

Учебно-методическое пособие по спецкурсу

Сакт-Петербург, 2005

Введение

Спецкурс "Быт античного общества" читается на I курсе для студентов кафедры истории древней Греции и Рима исторического факультета. В общих курсах по истории Греции и Рима нет возможности уделять достаточное внимание конкретным вопросам, в том числе повседневной жизни древних народов, в то время как игнорирование этого сюжета приводит к однобокому ознакомлению с историей античности. Актуальность публикации данного пособия заключается также в том, что книга Ф.Ф.Велишского "Быт греков и римлян" (Прага, 1878), где материал излагался подробно и рационально, уже давно стала библиографической редкостью, а ее переиздание в 2000 г. было осуществлено неудачно (допущено много опечаток в написании терминов, пропуски абзацев делают текст невразумительным).

Важность изучения повседневной жизни для более полного понимания процесса развития античной цивилизации несомненно, тем более, что при чтении курса описываются не только сами предметы - посуда или одежда, но анализируются и важнейшие явления общественной жизни (например, театр греков, цирк римлян, погребальные обряды и т.д.). Бесконечное множество интереснейших мелочей бытового уклада помогает восстановить общую картину социальной, политической и культурной жизни. Традиции повседневной жизни не только тесно связаны с историей общества, но и сами могут быть использованы как источник при ее изучении. Тем не менее, иногда при изучении цивилизации какого-либо периода и, в том числе, античного, проводят границу между "высокими" сюжетами, связанными с государством, правом, войной и т.д. и "низкими", имеющими отношение к культуре, искусству, быту. В лучшем случае эти темы допускаются в качестве некоего фона, что представляется в корне неправильным.

На самом же деле эти стороны жизни имели большое значение для древних, поскольку и по отношению к ним можно применить высказывание "бытие определяет сознание". Повседневный быт и исторический процесс неразрывно связаны, ни одна из этих сфер без другой до конца непонятны, но методы и критерии при их изучении должны быть различны. Культурные традиции не были постоянны, и даже у римлян, которые отличались своей консервативностью, они часто изменялись соответственно политическому и социальному развитию общества. Бытовой фон создавал психологическую атмосферу, в которой жил человек античности, от которой зависели порой его устремления и поступки.

Бытовые предметы и явления могут иметь два значения - прямое и косвенное. Прямое значение заключается в том, что любая вещь является источником разнообразных сведений, получить которые, используя только сочинения античных авторов, оказывается невозможно. Например, по материалу металлической посуды можно судить, насколько была совершенна технология выплавки металла, по местам находок амфор с клеймами проследить торговые пути, по посуде определить системы веса и объема, по ювелирным украшениям уточнить датировки т.д. Косвенное значение бытовых предметов и явлений быта можно видеть в том, что именно они определяли культурную специфику эпохи в целом, давали яркую характеристику отдельных социальных слоев и явлений. Для человека быт, т.е. организация окружающего микромира, являлся демонстрацией определенной системы ценностей - как своей собственной, так и своего ближайшего социального круга. Бесспорно, сам предмет быта служит для удовлетворения конкретных жизненных потребностей. Однако ему принадлежит и знаковая семантика, которая оказывается очень важной в конкретной социальной среде определенной исторической эпохи. И это прекрасно понимали уже сами древние. Так, например, Ливий, чтобы подчеркнуть эллинизованность Публия Сципиона, пишет, что он "ведет себя не по-римски и даже не по-военному: разгуливает в греческом плаще и сандалиях по гимнасию, занимается упражнениями и книжонками, и весь его штаб, такой же изнеженный и ленивый, наслаждается прелестями Сиракуз" (ХХIХ,19,11). Из подобного контекста можно было даже сделать вывод о том, что Сципион плохой гражданин, патриот и возможно даже ненадежный полководец, раз в Сицилии ведет себя подобным образом в разгар войны с Карфагеном. Можно привести и другой пример: Петроний, описывая в "Сатириконе" пир Тримальхиона характеризует с помощью бытовых деталей целый социальный слой современного ему Рима - это богатые вольноотпущенники, получившие свои состояния с помощью сомнительных манипуляций, необразованные, поражающие своей безвкусицей и нахальством. Таким образом, быт, специфика которого обусловлена особенностями своей эпохи, требует специального рассмотрения.

Для изучения повседневной жизни греков и римлян можно привлекать разнообразные источники: литературную традицию и памятники материальной культуры. В сочинениях античных авторов встречается множество отдельных фактов, из которых складывается общая картина. Так, быт в древнейший период можно изучать по "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, традиции симпосиумов - по "Пиру" Ксенофонта, "Пиру" Платона и "Застольным беседам" Плутарха, проблемы семьи и воспитания - по трагедиям Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедиям Аристофана, эмоционально-психологический портрет греков - по "Характерам" Феофраста, жизнь римского общества в разные периоды - по эпиграммам Марциала, "Письмам" Плиния Младшего, комедиям Плавта, бытовому роману "Сатирикон" Петрония. Об уровне медицины можно судить по сочинениям Гиппократа, а о развитии архитектурных стилей - по сочинению Витрувия. "Пирующие софисты" Афинея и "Естественная история" Плиния Старшего являются неисчерпаемым источником разнообразных сведений по быту. Но основными источниками все же можно назвать памятники материальной культуры, количество которых ежегодно возрастает благодаря археологическим раскопкам. Это и остатки городской жилой застройки, архитектурные сооружения, памятники изобразительного искусства (скульптура, древняя живопись, античная глиптика, керамика, мелкая каменная, керамическая и металлическая пластика), монеты, различные предметы повседневного быта.

Несколько слов о структуре пособия. Весь материал распределен по 14 темам, отражающим наиболее важные стороны повседневной жизни древних греков и римлян. Поскольку при обучении необходимо сформировать профессиональную речь будущего специалиста, при изложении материала приводятся необходимые для данной темы греческие и латинские термины, которые даются в русской транслитерации курсивом. Из различных обозначений модификаций одного и того же предмета выбрано только одно, наиболее характерное. От студентов, специализирующихся по данной кафедре, требуется знание этих терминов для того, чтобы сохранять специфику изложения античного материала, чтобы не получилось, что впоследствии дипломированный античник будет называть одежду греков и римлян не хитоном или туникой, а просто платьем, а изящную амфору или гидрию - горшком. Ведь за каждым термином, русским, греческим или латинским, стоит свой образ. Даже при минимальном знании древних языков по такой транслитерации можно восстановить оригинальное написание термина.

Библиография приводится в двух местах: в конце пособия дан список работ общего плана, словарей, энциклопедий, иллюстрированных изданий, после каждой темы - список специальной литературы по конкретным аспектам. Поскольку библиография по каждой теме обширна, приводится далеко не полный ее список, но выбираются издания на трех основных европейских языках, что дает возможность написания добротного реферата или первоначального подбора литературы для курсового сочинения по теме быта или какой-либо из конкретных тем. Для того, чтобы студентам I курса было легче соориентироваться в еще не очень знакомом им пока материале, в конце пособия дается список тем рефератов.

Пособие может быть рекомендовано студентам I курса и студентам, проходящим педагогическую практику в школе, для подготовки материала уроков, а также учителям школ для проведения уроков по истории древнего мира.


(c) 2005 г. Е.В.Никитюк
(c) 2005 г. Центр антиковедения