Публикации Центра антиковедения СПбГУ


О. В. Кулишова
Античная религия и мифология


Учебно-методическое пособие по спецкурсам:
"Культ Аполлона в жизни античного общества"
"Дельфийский оракул в жизни древнегреческого общества"
"Афинские культы богов и героев - покровителей города (Тесей)"

Санкт-Петербург, 2005 г.

Введение

Изучение проблем античной мифологии и религии составляет важную часть антиковедческого и, в целом, классического гуманитарного образования. На кафедре истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета обращение к этим проблемам традиционно осуществляется в нескольких формах, которые обусловлены различными методическими и образовательными целями, связанными с совершенствованием подготовки студентов на разных этапах обучения.

Безусловно, проблемы античной религии и мифологии являются важной составляющей при изучении общих курсов по истории древней Греции и Древнего Рима в первый год обучения студентов, а также ряда специальных дисциплин на последующих курсах ("Историография античности", "Античная цивилизация" и другие). Если иметь в виду углубленное обращение к этим вопросам, то, во-первых, необходимо указать на курс "Античная религия и мифология", предлагаемый студентам-первокурсникам в списке специальных дисциплин кафедры. В ходе изучения этого курса в соответствии с преобладающим значением обряда в античной религии студенты знакомятся, прежде всего, с важнейшими формами культа (молитвой, жертвоприношением и другими), главными религиозными праздниками, культами богов и героев, а также с особенностями мифологических систем древних греков и римлян, важнейшими циклами мифов греко-римского мира.

Более углубленное изучение отдельных проблем античной мифологии и религиозной жизни студентами продолжается в течение всего обучения в рамках спецкурсов, набор которых варьируется. В данном учебно-методическом пособии предлагаются программы и методические материалы трех спецкурсов, прочитанных автором в 2002-2005 годах. Они связаны с важнейшими направлениями, разрабатываемыми на кафедре истории древней Греции и Рима СПбГУ при изучении проблем античной религии и мифологии. Прежде всего, это обращение к важнейшим культам греко-римского пантеона ("Культ Аполлона в жизни античного общества"). Далее, это проблемы истории и функционирования крупнейших святилищ, а также их значения, как в религиозной, так и в политической сфере ("Дельфийский оракул в жизни древнегреческого общества архаического и классического времени"). Наконец, это особенности религиозной жизни той или иной общины ("Афинские культы богов и героев - покровителей города").

Материалы по спецкурсам предлагаются по единой схеме: программа, список источников, а также основной и дополнительной литературы, тематический план, вопросы к экзамену или зачету. Кроме того, в материалах спецкурса по истории Дельфийского святилища приводится список примерных тем рефератов или докладов. Целесообразность формы работы самостоятельной работы студентов по выбранной теме - устных сообщений или письменных работ - определяется в соответствии с годом обучения и уровнем подготовки студенческой группы, а также зависит и от формы контроля работы студентов (экзамена или зачета).

Культ Аполлона в жизни античного общества

Программа

Введение. Цели и задачи спецкурса. Структура курса.

I. Этимология имени Аполлона; проблема происхождения культа.
1. Этимология имени бога. Попытки древних авторов (Платона, Плутарха и др.) разгадать значение имени Аполлона, современные решения этого вопроса в работах западных и отечественных исследователей (В. Буркерта, Ю. В. Откупщикова и др.).
2. Теории происхождения культа Аполлона: малоазийская, северная и др. Теория В. Буркерта о трех важнейших составляющих культа Аполлона: северо-западном (дорийском), крито-микенском и восточном (сиро-хеттском) элементах.

II. Аполлон в античных мифах.
Родители Аполлона: Зевс и Лето. Рождение близнецов Аполлона и Артемиды на Делосе. Убийство Аполлоном Пифона и основание святилища в Дельфах. Аполлон и убийство великана Тития. Аполлон в титаномахии и сражении с гигантами. Помощь Аполлона троянцам в Троянской войне. Наказание Ниобы и убийство ее детей Аполлоном и Артемидой. Аполлон и гипербореи. Музыкальное состязание Аполлона и сатира Марсия. Аполлон и греческие герои. Борьба с Гераклом за дельфийский треножник. Покровительство Тесею и другим героям. Возлюбленные Аполлона. Миф о любви Аполлона к Дафне. Потомство Аполлона. Асклепий. Прорицатели Бранх и Сибилла. Важнейшие атрибуты божества (лук и кифара). Священные растения (лавр и др.) и животные (дельфин, волк и др.) Аполлона.

III. Святилища и оракулы Аполлона.
1. Оракулы Аполлона в Малой Азии: в Кларосе, Колофоне и др. Оракул Бранхидов в Дидимах (Милет). Дидимейское святилище и колонизация Причерноморья. Судьба святилища в период персидского наступления на малоазийских греков.
2. Святилища Аполлона в Балканской Греции. Почитание Аполлона на Пелопоннесе. Почитание Аполлона на Делосе. Храм Аполлона на Делосе как религиозно-политический центр Делосского союза греческих полисов. Оракул в Дельфах - важнейший центр культа Аполлона. Основные этапы истории святилища в Дельфах. Дельфы как центр Пилейско-дельфийской амфиктионии. Процедура прорицания. Служители культа: пифия, профеты, госии. Важнейшие праздники Аполлона в Дельфах: Теофании, Теоксении, Пифийские игры.

IV. Значение культа Аполлона в религиозной, социально-политической и интеллектуальной жизни Эллады.
Разнообразие функций Аполлона, сочетание а его образе губительных и благодетельных функций, мрачных и светлых сторон. Архаические и хтонические черты в культе олимпийского бога. Эпитеты и эпиклезы Аполлона в античной литературе. Основные функции Аполлона. Стреловержец-губитель и Отвратитель. Очиститель, исцелитель, пророк. Аполлон-прорицатель. Аполлон - покровитель искусств, Мусагет. Аполлон Феб.
Покровительство Аполлона земледелию и скотоводству. Аполлон Номий. Празднества в честь Аполлона, связанные с земледельческим культом: Гиакинфии и Карнеи у дорийцев, Пианопсии и Таргелии в Афинах.
Связь Аполлона с государственным устройством, темой гражданства, эфебией и инициациями (праздник Гимнопедий в Спарте). Значение Аполлона как устроителя организатора-устроителя в социально-политической жизни Греции, а также в области морали, искусства и религии. Идея гармонии, тема меры, традиционного знания и рационализма в культе Аполлона. Аполлон и тема мудрости, Дельфы и канон семи мудрецов. Вопрос об аристократическом характере культа. Тема агона в мифах об Аполлоне, Аполлон и военная агонистика.
Соединение в культе Аполлона рациональной ясности и мистического начала. Аполлон и Дионис, их противостояние и сближение в Дельфах.

V. Культ Аполлона в Риме. Проникновение культа Аполлона из греческих колоний в Италии в Рим. Аполлон в римской мифологии и религии. Культ Аполлона в религиозной политике и официальной пропаганде императора Октавиана Августа. Вековые игры в честь Аполлона. Храм Аполлона близ Палатина в Риме.

VI. Воплощение образа Аполлона в культурной традиции Европы.
1. Образ Аполлона в античной скульптуре и вазописи. Скульптурные изображения Аполлона архаической эпохи: "Аполлон из Беотии" (VIII в. до н.э.), "Аполлон Тенейский" (первая половина VI в. до н.э.), "Аполлон Птойос" из Фив ( VI в. до н.э.), "Аполлон из Вей" (около 500 г. до н.э.). Аполлон в пластике классической эпохи: известные по римским копиям работы Фидия ("Аполлон Парнопиос"), Праксителя ("Аполлон Сауроктон"), Леохара ("Аполлон Бельведерский"), Канаха ("Аполлон из Пьомбино"), статуя середины V в. до н.э. ("Аполлон из Помпей"), Филиска ("Аполлон Кифаред") и др. Образ Аполлона в украшении крупнейших греческих святилищ - в Олимпии и Дельфах. Мифы об Аполлоне в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, гибели детей Ниобы и др.
2. Образ Аполлона в художественной и музыкальной традиции Европы в последующие эпохи. Аполлон в книжной миниатюре средневековья: языческий бог и его атрибуты. Аполлон в искусстве Возрождения и нового времени как воплощение идеала мужской красоты. Аполлон в живописных творениях Рафаэля, Л. Лотто, Тинторетто, П. П. Рубенса, Э. Делакруа и др. Аполлон в европейской пластике XVI-XVII вв.: "Аполлон" Я. Сансовино, "Аполлон и Дафна" Л. Бернини. Традиции классицизма и искусство нового времени: "Аполлон" О. Родена. Музыкальные произведения на сюжеты античной мифологии Аполлона (И. С. Баха, В. А. Моцарта, К. В. Глюка, И. Стравинского).

Заключение

Основные источники и литература

ИСТОЧНИКИ
1. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича; Изд. подг. А. И. Зайцев. Л., 1990.
2. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского; Под ред. И. М. Троцкого. М., 1935.
3. Гомеровские гимны // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М., 1963 (// Эллинские поэты VII-III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1999. С. 125-176).
4. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С. П. Кондратьева. В 2 т. Л., 1938-1940 (новое издание под ред. Э. Д. Фролова - СПб., 1996).
5. Страбон. География в 17 книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1964 (М., 1994).

ЛИТЕРАТУРА
а) основная
6. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 267-590.
7. Лосев А. Ф. Аполлон // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Глав. ред. С. А. Токарев. Т. I. М., 1980. С. 92-96.
8. Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche (Die Religion der Menschheit; Bd. 15). Stuttgart; Berlin; Koeln; Mainz, 1977 (Burkert W. Greek Religion: Archaic and Classical / Transl. by J. Raffan. London; Cambridge, Mas, 1985).
9. Farnell L. R. The cults of the Greek states. Vol. IV. Oxford, 1907.

б) дополнительная
10. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918 (Киев, 1993).
11. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Пг., 1922.
12. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М., 1975.
13. Латышев В. В. Очерк греческих древностей / Под науч. ред. Е. В. Никитюк; Вступ. статья и общ. ред. Э. Д. Фролова. В 2 ч. СПб., 1997.
14. Откупщиков Ю. В. (мифолого-этимологический этюд) // Античный мир: Проблемы истории и культуры. Сб. статей к 65-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. СПб., 1998. С. 35-42.
15. Селиванова Л. Л. Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях в античности) // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 363-397.
16. Der Neue Pauly: Enzyklopaedie der Antike / Hrsg. Von H. Cancik und H. Schneider. Bd. I-XV. Bd. I: A-Ari, s. v. Apollon. Stuttgart; Weimar, 1996. Sp. 863-870.
17. Roscher W. H. Ausfuehrliches Lexicon der griechischen und roemischen Mythologie. Hildesheim, 1965 (reprograf. Aufl. Leipzig, 1884-1921). Bd. I-VII. Bd. I: Aba-Evan, s. v. Apollon. Sp. 422-468.

Тематический план (32 ч)

1. Введение в спецкурс. Основная литература по курсу.
2. Этимология имени Аполлона; проблема происхождения культа.
3. Важнейшие мифы, связанные с Аполлоном.
4. Важнейшие мифы, связанные с Аполлоном (продолжение).
5. Аполлон и греческие герои. Потомство Аполлона.
6. Важнейшие атрибуты божества. Священные растения и животные Аполлона.
7. Святилища и оракулы Аполлона в Малой Азии и Балканской Греции.
8. Делосское святилище. Оракул Аполлона в Дельфах.
9. Основные функции Аполлона.
10. Основные функции Аполлона (продолжение). Эпитеты и эпиклезы Аполлона в античной литературе.
11. Связь культа Аполлона с государственным устройством, темой гражданства, эфебией и инициациями.
12. Аполлон и Дионис.
13. Культ Аполлона в Риме.
14. Образ Аполлона в античной скульптуре и вазописи.
15. Образ Аполлона в художественной и музыкальной традиции Европы в последующие эпохи.
16. Заключение.

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Этимология имени Аполлона. Теории происхождения культа в современной исследовательской литературе.
2. Важнейшие античные мифы, связанные с Аполлоном.
3. Главные атрибуты божества. Священные растения и животные Аполлона.
4. Аполлон и греческие герои. Потомство Аполлона.
5. Основные функции Аполлона в греческом пантеоне.
6. Особенное значение Аполлона в государственной и интеллектуальной жизни древних греков.
7. Святилища и оракулы Аполлона в Малой Азии. Оракул Бранхидов в Дидимах близ Милета.
8. Почитание Аполлона на Делосе. Святилище Аполлона на Делосе как религиозно-политический центр Делосского союза.
9. Святилище и оракул Аполлона в Дельфах. Дельфы как центр Пилейско-дельфийской амфиктионии.
10. Важнейшие праздники, посвященные Аполлону, в Дельфах, Спарте и других полисах Греции.
11. Культ Аполлона в Риме.
12. Образ Аполлона в античной скульптуре и вазописи.
13. Образ Аполлона в художественной и музыкальной традиции Европы в последующие эпохи.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Основные теории происхождения культа Аполлона.
2. Миф о рождении Аполлона и Артемиды (по данным "Гомеровского гимна к Аполлону").
3. Аполлон и Дионис.
4. Аполлон и гипербореи
5. Аполлон и древнегреческие герои.
6. Аполлон - покровитель прорицаний
7. История Дельфийского святилища Аполлона
8. Культ Аполлона в Малой Азии.
9. Святилище и оракул Аполлона в Дидимах
10. Процедура прорицания в Дельфах.
11. Особенности почитания Аполлона в Риме.
12. Мифы об Аполлоне в греческой вазописи.
13. Образ Аполлона в европейской культуре.

Дельфийский оракул в жизни древнегреческого общества архаического и классического времени

Программа

Введение. Актуальность и научная значимость темы спецкурса. Задачи и структура спецкурса.

I. Дельфы в античной традиции и современных исследованиях.
1. Источники. Поэтическая традиция: героический эпос ("Илиада" и "Одиссея"), "Теогония" Гесиода, Гомеровский гимн к Аполлону, эпиникии Пиндара, произведения классической греческой драмы и др. Труды классической греческой историографии (Геродота, Фукидида, Ксенофонта). Дельфы в поздней греческой традиции (у Диодора Сицилийского, Страбона, Полиэна, Павсания, Афинея, Элиана, Диогена Лаэртского и др.). Дельфийская тема в творчестве Плутарха. Лексиконы греческих авторов римского и византийского времени. Эпиграфические материалы, их крайняя малочисленность для периода до начала IV в. Основные публикации надписей из Дельф. Значение нумизматического материала. Произведения греческого искусства. Археологические данные и ранняя история Дельфийского святилища.
2. Историография. Зарубежная историография. Начало дискуссии о роли Дельф в жизни греческого общества в конце XIX в. (Р. Пёльман, Э. Курциус). Г. Парк и первая попытка воссоздать общую картину истории Дельф. Издания 1950-х гг. о Дельфах (труды Ж. Дефрада, М. Делькур, У. Форреста, Г. Цайльхофера, Р. Краэя, П. Амандри, М. Нильссона). Изучение важнейших проблем дельфийской истории во второй половине XX в. (работы Дж. Фонтенроуза, Х. Ллойд-Джоунса, У. Форреста и др.) и т. д. Оживление интереса к дельфийской проблематике в конце XX в. Отечественная историография. Изучение проблем истории Дельфийского оракула в дореволюционной России (специальные исследования о Дельфах П. И. Люперсольского и А. В. Никитского, рецензия Ф. Ф. Соколова на труд А. В. Никитского). Исследование проблем древнегреческой религии в советское время (работы Л. М. Глускиной). Формирование новых подходов к изучению общественной жизни и рост интереса к религиозной тематике в отечественном антиковедении последних десятилетий. Итоги исследования темы Дельф в конце XX - начале XXI в.

II. Культ Аполлона и начальные этапы истории Дельфийского оракула.
1. Культ Аполлона в архаической и классической Греции. Вопрос о происхождении имени и культа Аполлона. Утверждение Аполлона в греческом пантеоне в Темные века. Особенное значение Аполлона в эпоху архаики и сохранение им ведущей роли в греческом пантеоне в классический период истории Эллады. Комплекс первоначальных функций Аполлона и его связь с темой гражданства и государственного устройства. Важнейшие аспекты культа Аполлона в связи с темой Дельф: функции, связанные со сферой общественного и стремлением к гармонизации (устроитель общественных дел, Мусагет), пророческие функции, являющиеся частью древнего комплекса очиститель - исцелитель - пророк.
2. Древнейшая история святилища в Пифо и рост его значения в VIII в. до н.э. Святилище в Дельфах микенского времени, почитание там женского божества Матери Земли, проблема мантического характера микенского культа. Упадок святилища в период Темных веков, находки XI-IX вв. до н. э. на территории микенского поселения. Подъем этого религиозного центра с начала VIII в. до н. э. Утверждение Аполлона в Дельфах в период Темных веков. Предание о борьбе бога со змеем - порождением и воплощением Земли - в античной традиции (Гомеровский гимн к Аполлону, Эсхил, Еврипид). Археологические данные и свидетельства традиции о связи Дельф с греческими областями к середине VIII в. до н. э. Особенности развития религиозного центра в начальный период его истории, тенденция к развитию в качестве межрегионального центра. Дельфы как географический и сакральный центр Эллады.
3. Оракульная практика в Дельфах: пифия и жречество. Состояние письменной традиции о процедуре прорицания в Дельфах. Структура процедуры обращения к оракулу: ритуальное очищение, жертвоприношение, внесение соответствующей платы и т. д. Вопрос о времени дельфийских консультаций, составе вопрошавших и порядке обращения. Дискуссия о причинах и характере пророческого вдохновения дельфийской пифии. Священнослужители, входившие в дельфийскую жреческую коллегию: жрецы-профеты, госии. Служебный персонал.

III. Становление Дельф как панэллинского центра в архаическую эпоху.
1. Роль Дельф в складывании основ полисного устройства в Элладе. Непререкаемый авторитет Дельф в религиозной сфере: роль Дельф в установлении очистительных обрядов, объединяющее значение для религиозной практики греков обращения в Дельфы по вопросам установления новых культов и отправления уже существовавших и др. Платон о Дельфах как высшей инстанции в вопросах культа в своем идеальном государстве. Дискуссия о роли Дельф в политической жизни Эллады. Дельфы и Великая греческая колонизация. Неоспоримый приоритет святилища в религиозных вопросах в качестве исходного фактора влияния Дельфийского оракула на греческую колонизацию. Установление почитания богов в новом поселении, освящение божественным авторитетом деятельности ойкиста. Практическая значимость обращения к оракулу (античная традиция об основании ранних греческих поселений в Южной Италии и Сицилии - Наксоса, Занклы, Регия, Сиракуз, Кротона, Тарента, Гелы). Дельфы как своеобразный консультационный центр колонизационного движения. Дельфийский оракул и законодательная реформа в архаической Греции. Свидетельства античной традиции об обращении в Дельфы законодателей архаической эпохи. Дельфы и утверждение основ государственной жизни Спарты: Ликург. Дельфийский оракул в контексте законодательной деятельности Солона в Афинах. Дельфы и преобразования Клисфена Афинского. Дельфы и канон семи мудрецов. Дельфийский оракул и старшие тираны. Неприятие режима личной власти в дельфийских изречениях, касающихся темы тирании: составленные ex eventu оракулы, предсказывающие рождение будущих тиранов и предрекающие гибель тиранических правлений (оракулы Эетиону и Бакхиадам о Кипселе, Дейномену о сыновьях, прорицание на рождение Орфагора, советы Поликрату и брату эпидаврского тирана Прокла). Примеры благожелательного отношения Дельф к тиранам (напутствие афинянину Килону и оракул коринфскому тирану Кипселу) и факторы, объясняющие такую позицию. Общая негативная позиция Дельф в отношении тирании как общественного явления. Роль оракула в падении афинской тирании.
2. Становление Пилейско-дельфийской амфиктионии. Особенности амфиктионий - союзов, создававшихся вокруг общего религиозного центра - среди прочих видов межплеменных и межгосударственных объединений. Новейшие исследования К. Таузенда, Ф. Лефевра, П. Санчеса о Пилейско-дельфийской амфиктионии. Дискуссия относительно времени возникновения, первоначальном составе членов, целях создания этого объединения племен. Устройство Амфиктионии, синедрион и гиеромнемоны, роль пилагоров. Два центра Пилейско-дельфийской амфиктионии - храм Деметры в Антеле, близ Фермопил, и храм Аполлона в Дельфах. Время и обстоятельства инкорпорации Дельф в Амфиктионию, ее последствия для устройства и характера Амфиктионии. Вопрос о взаимоотношениях амфиктионов и дельфийского полиса, разделение между ними функций в отношении святилища Аполлона.
3. Первая священная война и укрепление позиций храмового центра в Дельфах. Особенности античной традиции о Первой священной войне. Причины войны против Крисы, состав амфиктионов, собственные цели ее активных участников (Фессалии, Сикиона и Афин) и их позиция в отношении Дельф. Итоги войны, ее последствия для статуса Дельф. Отношения Дельф с амфиктионами после окончания войны, активизация отношений Дельфийского оракула со Спартой. Рост авторитета Дельфийского оракула в VI в. до н. э.: строительство нового храма Аполлона, учреждение амфиктионами панэллинских состязаний в Дельфах - Пифийских игр.

IV. Дельфы накануне и в период Греко-персидских войн.
1. Дельфы и варварский мир перед началом Греко-персидских войн: дельфийское жречество и лидийские правители. Контакты святилища с могущественными восточными правителями в VII в. до н. э.: Дельфы и фригийский царь Мидас. Начало связей Дельфийского святилища с лидийской династией Мермнадов: приношения Гигеса и Алиатта и их посвящения в Дельфы. Основа повышенного интереса Мермнадов к Дельфийскому святилищу. Дельфы и Крез. Особое место Дельфы в контексте отношений греческого мира с варварским.
2. Позиция оракула в греко-персидском конфликте. Проблема медизма Дельф в историографии. Свидетельства традиции (прежде всего оракульные ответы из Дельф) о позиции Дельф в Греко-персидских войнах. Неудача поддержанного Дельфами предприятия Креза и изменение взгляда Дельф на перспективы борьбы с персами для самих греков (прорицания Книду и Милету). Пессимистические настроения в дельфийских пророчествах в начальный период персидского вторжения в Балканскую Грецию (оракулы Аргосу, Криту, первый из двух оракулов, адресованных Афинам, и пророчество Спарте). Надежды на победный исход противостояния с персами (второй оракул афинянам и прорицание дельфийцам). Отказ Дельф от сдержанной политики в отношении антиперсидского союза (оракул перед сражением при Платеях). Клятва союзников, консультации у Аполлона Пифийского относительно жертвоприношений в честь победы, щедрые посвящения греков Аполлону в Дельфы. Позиция амфиктионов и Дельфы.

V. Дельфы в межгосударственных отношениях V в. до н.э.
1. Дельфы и Амфиктиония в период Пятидесятилетия (478-431 гг. до н.э.). Ситуация в Амфиктионии после Греко-персидских войн: противоречия между Спартой и большинством членов союза. Дельфы в их отношении к Афинам и Спарте в период 478-458 г. до н.э. Традиционно активные контакты Дельф со Спартой, дельфийское жречество и спартанские цари. Захват фокидянами при поддержке Афин Дельф в 458 г. до н.э. Попытки спартанцев в 457-447 гг. до н. э. проводить политику поддержки формальной автономии Дельф. Вторая священная война. Изгнание фокидян из Дельф.
2. Оракул в период Пелопоннесской войны. Кульминация сближения Дельф со Спартой и безусловная поддержка оракулом действий Лакедемона накануне войны. Правовое закрепление независимости и общегреческого значения Дельфийского святилища в договоре о перемирии 423 г. до н. э. и договоре о мире 421 г. до н. э. Попытки Дельф укрепить свое общеэллинское значение после Пелопоннесской войны, сохранение ориентации на Лакедемон. Оракулы и их интерпретация в качестве важнейшего средства политической борьбы как внутри крупнейших греческих полисов - Афин и Спарты, так и между ними.

Заключение. "Золотой век" Дельф и причины упадка влияния святилища Аполлона в общественной жизни греко-римского мира в последующие периоды.

Основные источники и литература

ИСТОЧНИКИ
1. Гомеровские гимны // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М., 1963 (// Эллинские поэты VII-III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1999. С. 125-176).
2. Геродот. История в 9 книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972 (М., 1993).
3. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С. П. Кондратьева. В 2 т. Л., 1938-1940 (новое издание под ред. Э. Д. Фролова - СПб., 1996).
4. Плутарх. Об "Е" в Дельфах / Пер. Н. Б. Клячко // ВДИ. 1978. № 1. С. 233-252; О том, что пифия больше не прорицает стихами / Пер. Л. А. Фрейберг // ВДИ. 1978. № 2. С. 231-253.
5. Страбон. География в 17 книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1964 (М., 1994).

ЛИТЕРАТУРА
а) основная
6. Глускина Л. М. Дельфы в период Первой священной войны // ВДИ. 1951. № 2. С. 213-221.
7. Глускина Л. М. Из новой литературы о Дельфах // ВДИ. 1961. № 4. С. 153-162.
8. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.). СПб., 2001.
9. Parke H. W., Wormell D. E. W. The Delphic Oracle. Vol. I-II. Oxford, 1956.

б) дополнительная
10. Глускина Л. М. Эзоп и антидельфийская оппозиция в VI в. до н. э. // ВДИ. 1954. № 4. С. 150-158.
11. Глускина Л. М. Дельфы как экономический центр древней Греции // УЗ ЛГПИ им. Покровского. Л., 1956. Т. 13. Исторический факультет. Вып. 2. С. 146-165.
12. Глускина Л. М. Политические тенденции Гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому // ВДИ. 1956. № 4. С. 13-24.
13. Никитский А. В. Дельфийские эпиграфические этюды. Вып. I-VI. Одесса, 1894-1896.
14. Пальцева Л. А. Дельфы и колонизация (Из истории вопроса) // Античное общество и государство. Межвуз. сб. / Под ред. Э. Д. Фролова. Л., 1988. С. 29-41.
15. Приходько Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999.
16. Шарнина А. Б. Пифийские игры в Дельфах // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей / Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 1997. С. 63-73.
17. Forrest W. G. G. Delphi 750-500 B. C. // CAH. Vol. III2. Pt. 3. 1982. P. 305-320.
18. Guide de Delphes: Le site / Ed. par J.-F. Bommelaer, D. Laroche. Paris, 1991; Guide de Delphes: Le musеe / Ed. par O. Picard. Paris, 1991.
19. Maass M. Das antike Delphi. Orakel, Schaetze und Monumente. Darmstadt, 1993.

Тематический план (32 ч)

1. Введение. Источники и историография (3 ч ).
2. Культ Аполлона в архаической и классической Греции (2 ч).
3. Древнейшая история святилища в Пифо и рост его значения в VIII в. до н. э. (2 ч).
4. Оракульная практика в Дельфах: пифия и жречество (4 ч).
5. Роль Дельф в складывании основ полисного устройства в Элладе (4 ч).
6. Становление Пилейско-дельфийской амфиктионии (3 ч).
7. Первая священная война и укрепление позиций храмового центра в Дельфах (2 ч).
8. Дельфы и варварский мир перед началом Греко-персидских войн: дельфийское жречество и лидийские правители (2 ч).
9. Позиция оракула в греко-персидском конфликте (2 ч).
10. Дельфы и Амфиктиония в период Пятидесятилетия (2 ч).
11. Оракул в период Пелопоннесской войны (2 ч).
12. Заключение (2 ч).

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Античная традиция о Дельфийском святилище Аполлона.
2. Проблемы истории Дельфийского оракула в современной историографии.
3. Особенности культа Аполлона в архаической и классической Греции.
4. Древнейшая история святилища в Пифо и рост его значения в VIII в. до н. э.
5. Процедура прорицания в Дельфах: пифия и жрецы.
6. Дельфы и Великая греческая колонизация.
7. Дельфы и законодательная реформа в архаической Греции.
8. Дельфийское жречество и старшие тираны.
9. Становление Пилейско-дельфийской амфиктионии.
10. Первая священная война и укрепление позиций храмового центра в Дельфах.
11. Дельфийское жречество и лидийские правители.
12. Дельфы в эпоху Греко-персидских войн.
13. Дельфы и Амфиктиония в период Пятидесятилетия.
14. Оракул в период Пелопоннесской войны.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Культ Аполлона в архаической Греции.
2. Аполлон и религиозная жизнь в Спарте.
3. Аполлон, Дельфы и канон семи мудрецов.
4. Основание Дельфийского святилища (по свидетельствам Гомеровского гимна к Аполлону).
5. Дельфийский оракул в сочинении Геродота.
6. Отношение к традиционной мантике в трагедиях Еврипида.
7. "Пифийские" трактаты Плутарха как источник по истории Дельфийского святилища.
8. Пифия и жречество в Дельфах.
9. Дельфы и колонизация: проблема аутентичности дельфийских пророчеств.
10. Древние законодатели и Дельфийский оракул.
11. Лидийская династия Мермнадов и Дельфы.
12. Дельфийское пророчество Крезу о гибели великого царства и позиция оракула накануне Греко-персидских войн.
13. Спартанские цари и Дельфы (Клеомен).
14. Политические лидеры Спарты в их отношении к Дельфийскому оракулу (Павсаний, Лисандр).
15. Дельфийский оракул о "деревянной стене" и военные планы Фемистокла.
16. Борьба за контроль над оракулом в середине V в. до н. э.
17. Дельфийское святилище в договорах времени Пелопоннесской войны (по свидетельству Фукидида).
18. Священные войны в истории Пилейско-дельфийской амфиктионии.
19. Филипп II Македонский и Дельфийская амфиктиония.

Афинские культы богов и героев - покровителей города (Тесей)

Программа

Введение. Цели и задачи спецкурса. Структура курса. Основная литература.

I. Тесей в античной литературе и искусстве: проблема источников.
1. Античная традиция о Тесее (общая характеристика). Аттидографы о подвигах Тесея (Гелланик, Клидем, Филохор). Тесей у лирических поэтов (Алкман, Стесихор, Сапфо, Пиндар, Симонид, Вакхилид). Образ Тесея в классической драме (трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида). Аристотель о Тесее. Свидетельства Диодора. Биография Тесея у Плутарха как важнейший источник. Тесей в "Библиотеке" Аполлодора. Данные о Тесее у Павсания.
2. Археологический и эпиграфический материал о почитании Тесея в Аттике. Образ Тесея в древнегреческой живописи (греческой вазописи классической эпохи, помпеянских фресках и др.) и пластике.

II. Боги и герои - покровители Афин в контексте представлений греков о началах истории Аттики.
1. Аполлон Отчий. Представления об Аполлоне как устроителе государственной жизни и покровителе городов.
2. Афина. Важнейший аттический культ - почитание Афины. Этимология имени. Основные функции божества. Мифы, связанные с Афиной. Особенности почитания культа Афины в Аттике. Парфенон. Праздники, посвященные божественной покровительнице Афин. Великие Панафинеи. Культовое животное Афины - сова - в государственной символике Афин (нумизматические свидетельства). Священное растение богини - маслина.
3. Ряд древнейших афинских царей, рожденных Геей или воспитанных Афиной. Первый афинский царь Кекроп. Миф о споре Посейдона и Афины за обладание Аттикой. Предание об Эрехтее и установлении им культа Афины в городе. Особое место фигуры Тесея в преданиях о ранней афинской истории.

III. Тесей в древнегреческой мифологии.
1. Тесей в ряду греческих героев. Общее значение образов героев в древнегреческой мифологии. Тесей и Геракл. Проблема "афинского Геракла" в античной традиции и современной исследовательской литературе.
2. Важнейшие мифы, связанные с Тесеем. Рождение и родословная героя. "Двойное отцовство" (морского божества Посейдон и афинского царя Эгея) как характерная черта представлений о древнегреческом герое. Юношеские подвиги Тесея. Приход героя в Афины, Тесей и Медея. Борьба с Паллантидами. Путешествие на Крит и убийство Минотавра. Тесей и Ариадна. Возвращение героя в Афины и смерть Эгея. Объединение Аттики и государственная деятельность Тесея в Афинах. Покровительство Аполлона, Тесей и святилище Аполлона в Дельфах. Организация Тесеем Истмийских игр. Афинский герой в битве с кентаврами. Война с амазонками. Ипполит и Федра. Похищение Елены. Путешествие с Перифоем в подземный мир и похищение Персефоны (Коры). Смерть Тесея.

IV. Тесей и древнейшая история Афин.
1. Тесей как историческая личность и государственный деятель. Античная традиция о Тесее как государственном деятеле и политическом реформаторе. Важнейшие преобразования Тесея. Тесей и синойкизм Аттики. Первое социальное деление граждан Афин (на евпатридов, геоморов и демиургов). Тесей как учредитель новых культов и праздников (гекалесий, панафиней, синойкий).
2. Миф и история в предании о Тесее. Рационализация мифа о Тесее у античных авторов (на примере биографии Тесея у Плутарха). Политическая актуализация мифа о Тесее в античной традиции. Проблема мифа как исторического источника в современной литературе по истории и мифологии.

V. Почитание Тесея в Афинах.
1. Героизация Тесея и его культ в Афинах. Складывание представлений о Тесее как герое - покровителе Афин в классическую эпоху. Образ героя в период Греко-персидских войн (явление Тесея афинским воинам перед Марафонским сражением 490 г. до н.э.). Перенесение останков Тесея со Скироса в Афины в 476 г. до н.э. Героон Тесея в Афинах. Исторические места и памятники Аттики, связанные с именем героя.
2. Важнейшие афинские праздники, посвященные Тесею. Празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодежи от Минотавра). Ежемесячные праздники в честь Тесея как сына Посейдона по восьмым числам. Связь культа Тесея с темой государственного устройства, гражданством и эфебией.

Заключение. Роль культов божественных покровителей города в организации государственной жизни греческой общины. Влияние мифа о Тесее на формирование элементов "римского мифа" (мифа о Ромуле).
Развитие образа Тесея в поздней античной и последующей европейской традиции (исторических сочинениях, литературе, искусстве).

Основные источники и литература

ИСТОЧНИКИ
1. Геродот. История в 9 книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972 (М., 1993).
2. Софокл. Драмы / Пер. Ф. Ф. Зелинского; Изд. подг. М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо. М., 1990.
3. Еврипид. Трагедии / Пер. с греч. И. Анненского и С. Шервинского. В 2 т. М., 1969 (1980).
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. / Изд. подг. С. П. Маркиш, С. И. Соболевский, М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1961-1964 (2-е изд. М., 1994).
5. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подг. В. Г. Борухович. М., 1972.

ЛИТЕРАТУРА
а) основная
6. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории Л., 1990.
7. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
8. Латышев В. В. Очерк греческих древностей / Под науч. ред. Е. В. Никитюк; Вступ. статья и общ. ред. Э. Д. Фролова. В 2 ч. СПб., 1997.
9. Тахо-Годи А. А. Тесей // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Глав. ред. С. А. Токарев. Т. II. М., 1980. С. 502-504.

б) дополнительная
10. Грейвс Р. Мифы Древней Греции: Пер. с англ. / Под ред. и с послеслов. А. А. Тахо-Годи М., 1992.
11. Захарова И. Н. "Тесей" Плутарха: к вопросу об источниках биографии героя // Труды кафедры древних языков (К 50-летию кафедры) / Отв. ред И. С. Чичуров (Труды исторического ф-та МГУ: Вып. 15; Сер. III. Instrumenta studiorum: 6). СПб., 2000. С. 77-85
12. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М., 1975.
13. Лурье С. Я. История Греции / Сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов. Спб., 1993.
14. Немировский А. И. Политическая актуализация мифа о Тесее // Античность и современность. Доклады конференции Всесоюзной Ассоциации Антиковедов, Москва, 30 октября - 2 ноября 1989 г. М., 1991. С. 35-41.
15. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 3-е изд. СПб., 2004.
16. Parke H.W. Athenische Feste. Mainz am Rhein, 1987.
17. Parker R. Athenian Religion: A History. Oxford, 1996.
18. Robertson N. Festivals and Legends: The Formation of Greek Cities in the Light of Public Ritual. Toronto, 1992.

Тематический план (20 ч)

1. Введение в спецкурс. Основная литература по курсу (2 ч)
2. Тесей в античной литературе и искусстве: проблема источников (2 ч)
3. Боги и герои в контексте представлений греков о началах истории Афин (Аполлон Отчий, Афина, Эрехтей, Кекроп) (2 ч)
4. Тесей в ряду греческих героев (Тесей и Геракл) (2 ч)
5. Важнейшие мифы, связанные с Тесеем (2 ч)
6. Тесей как историческая личность и государственный деятель (2 ч)
7. Тесей как историческая личность и государственный деятель (продолжение) (2 ч)
8. Миф и история в предании о Тесее (2 ч)
9. Почитание Тесея в Афинах(2 ч)
10. Заключение (2 ч)

Вопросы к экзамену (зачету) по спецкурсу

1. Античная традиция о Тесее (общая характеристика).
2. Боги и герои - покровители Афин (Аполлон Отчий, Афина, Кекроп, Эрехтей).
3. Тесей и Геракл. Общее значение героев в доевнегреческой мифологии.
4. Важнейшие мифы, связанные с Тесеем: происхождение и юношеские подвиги.
5. Важнейшие мифы, связанные с Тесеем: путешествие на Крит и возвращение в Афины.
6. Женские образы в мифологии Тесея (Медея, Ариадна, Федра и др.).
7. Тесей как историческая личность и государственный деятель. Проблема синойкизма Аттики.
8. Миф и история в предании о Тесее: интерпретации античных авторов и современных исследователей.
9. Героизация Тесея и его культ в Афинах.
10. Важнейшие афинские праздники, посвященные Тесею.
11. Образ Тесея в античном и позднейшем европейском искусстве.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Парфенон: история и современность.
2. Атрибуты богини Афины в государственной символике Афин.
3. Почитание Аполлона в Афинах.
4. Предание о древнейших афинских царях.
5. Эволюция образа героя в древнегреческой мифологии.
6. Тесей и Геракл: проблема "афинского Геракла".
7. Тесей у Плутарха.
8. Тесей и Аполлон.
9. Тесей как государственный устроитель.
10. Тесей в критском цикле древнегреческих мифов.
11. Тема агона в мифологии Тесея.
12. Установление героического культа Тесея в Афинах.
13. Образ Тесея в античном искусстве.

(c) 2005 г. О. В. Кулишова
(c) 2007 г. Центр антиковедения