Публикации Центра антиковедения СПбГУ


Е.А. Захарова
К вопросу о хтонической сущности культа Ахилла в Северном Причерноморье


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.
- 349 -

Образ древнегреческого героя Ахилла, а также связанные с ним многочисленные мифы или религиозная практика, неоднократно находились под пристальным вниманием исследователей. В научной литературе приводятся различные точки зрения на происхождение мифического образа героя, его трансформации на протяжении длительного времени, а также об особенностях культа Ахилла в Древней Греции и в колониях Северного Причерноморья. Наибольшие дискуссии вызывает древнейшая сущность Ахилла. Немецкий исследователь Х. Хоммель1 высказал гипотезу о том, что Ахилл в доолимпийской мифологии был богом мертвых. Позднее В. Н. Топоров2 доказал хтонически-змеиную подоснову этого образа. Существует мнение о том, что Ахилл являлся морским божеством (в отечественной историографии ее развивает А. А. Курбатов).3 Однако подобная точка зрения разделяется далеко не всеми исследователями - по их мнению, Ахилл изначально являлся героем и лишь в поздний период приобрел божественную суть. Такого мнения придерживаются Л. С. Клейн,4 А. С. Русяева,5

- 350 -

П. Д. Диатроптов.6

Предметом дискуссий стали и вопросы, связанные с культом Ахилла в Северном Причерноморье. Одна из таких спорных проблем касается происхождения культа Ахилла. Некоторые считают, что культ героя имел местную основу. При этом каждый из исследователей видел в этой основе различные местные доэллинские божества. Так, М. И. Ростовцев предполагал, что на о. Левке мог существовать культ местного фракийского божества.7 Еще одну сходную версию выдвинула Н. В. Пятышева.8 Концепцию о связи культа Ахилла со скифской мифологией и религией выдвинул М. Ф. Болтенко.9 С критикой этих идей выступали А. С. Русяева, а также И. А. Емец,10 который отмечал, что не существует бесспорных доказательств связи культа Ахилла с культом близких по функциям фракийского, скифского или какого-либо другого варварского божества. Однако С. Б. Охотников и А. С. Островерхов11 предполагают, что чисто эллинские по своему происхождению и характеру культы и святилища все-таки могли ассоциироваться у варварского населения с соответствующими местными божествами и сакральными местами. Подобной точки зрения придерживается и И. Ю. Шауб.12

- 351 -

Большинство исследователей культа Ахилла не сомневается в его греческом происхождении. Такого мнения придерживались многие известные исследователи, среди которых - Л.Р.Фарнелл,13 В.В.Латышев,14 Дж.Хирст,15 И.И.Толстой,16 А.С.Русяева, М.В.Скржинская,17 Х.Хоммель и многие другие.

Таким образом, многие вопросы, связанные с мифическим образом Ахилла и его культом требуют дальнейшего решения. Здесь мы хотели бы затронуть проблему, связанную с хтонической сущностью культа Ахилла в Северном Причерноморье. Для этого необходимо рассмотреть хтонические черты образа Ахилла в мифологии и религии Древней Греции, а также проследить их проникновение, укоренение и трансформацию в культе героя в Северном Причерноморье.

Согласно мифологическим сведениям, родителями Ахилла были сын царя мирмидонян Эака Пелей и морская богиня Фетида, дочь Нерея (Ароllоd.,III,13,6). Нерей18 же считался сыном Геи и Понта и принадлежал к старшему поколению богов. Таким образом, предки Ахилла относились к морским божествам-титанам, что указывает на несомненную древность самого образа героя. Эак, дед Ахилла по отцовской линии, скорее всего, был в доолимпийском пантеоне владыкой подземного мира.19 Все эти сведения дают основание полагать, что Ахилл уже в доолимпийской религии мог иметь божественные функции.

- 352 -

Мотив Ахилла-бога хорошо прослеживается у Гомера. Одиссей во время своего путешествия в Аид, обращаясь к Ахиллу, говорит ему, что "pri;n me;n ga;r se zwo;n ejtivomen i\sa qeoi`sin" ("живого тебя мы как бога бессмертного чтили") (Od. XI. 484). Божественность Ахилла прослеживается также по его эпитетам и патронимам в "Илиаде": qeoeivkelo" - богоподобный (I. 131; XIX. 155 и др), qeoi`" ejpieivkelo" - подобный богам (IX. 485, IX. 494 и др.), di`o"- божественный (I. 7; V 788 и др.), qea`" govno" - потомок (дитя) богов (XXIV. 59), to;n ajqavnath tevke mhvthr - дитя бессмертной матери (X, 404). Исходя из этого можно предположить, что Ахилл в сознании греков гомеровского периода сохранял черты доолимпийского божества. В таком случае, вполне закономерен вопрос: каковы же были его функции? В "Одиссее" Ахилл дважды именуется царем над всеми мертвыми (XI. 488-491, 492).20

Вероятно, Ахилл в то время еще сохранял свою древнейшую функцию владыки мертвых, а может быть, и всего подземного мира. Эта мысль находит подтверждение и в "Илиаде". Там Ахилл неоднократно именуется Эакид, т. е. потомок, сын, наследник Эака (Il. IX. 191; XVII. 426 и др.). Как уже отмечалось, Эак в доолимпийской мифологии являлся владыкой подземного царства. Этим еще раз подчеркивается принадлежность Ахилла к подземному, хтоническому миру.

У Гомера, однако, выделяются и черты нового мировоззрения, по которому Ахилл это земной герой. Так, Ахилл утверждает, что ему лучше быть последним из смертных, чем владыкой в подземном царстве (Od. ХI , 488-490). Вероятно, превращение Ахилла из бога в героя связано с утверждением олимпийской мифологии. Он потерял свою божественную сущность и свое место в подземном царстве. Однако, став героем в новой мифологии, Ахилл вместе с тем не утратил связи с богами.

- 353 -

В эпосе Ахилл обладает всеми чертами, присущими истинному герою - божественным происхождением, набором доблестным качеств и прекрасной внешностью. Однако в образе Ахилла на первый план выходят и его отрицательные функции. Герой постоянно несет смерть и разрушения окружающим. Недаром среди эпитетов Ахилла встречаются такие как ktavn - "убивающий" (Il.XXI.236) и pelwvrio" - "чудовищный" (Il.XXI.527; XXII.143). Подчеркивается, что даже сердце у Ахилла губительное, убийственное - " jAcillh`o" ojloo;n kh`r" (Il. XIV.139). Его главным подвигом стало убийство троянского героя Гектора (Il., ХХII). Кроме того, Ахилл разорял города и нес смерть или плен их обитателям (Il., II,688-692;VI 397; IХ 129; ХIХ 291-294; ХХI 34-43). Это подтверждают и такие его эпитеты как ptolivporqo" - "разрушитель городов" (Il.XV.77; XXI.550 и т.д.); rJhxh`nwr - "сокрушитель мужей" (Il.VII.228; XIII.324 и т.д.).

Сведения о культе Ахилла, дошедшие до нашего времени, немногочисленны. Известно, что культ Ахилла был общегреческим; в большинстве местностей он почитался как бог, а в некоторых - и как бог, и как герой. При этом часто подчеркивалась его связь с морем (в Спарте рядом с мысом Тенар находилась гавань Ахилла, на Сигейском мысе в Троаде находилась гробница Ахилла и поселение Ахиллейон с храмом и культовой статуей Ахилла, в Ионии был довольно распространен культ Ахилла, Фетиды и нереид, некоторые города (Paus., II, 1 ,8) посвящали нереидам целые участки у морских заливов, где поклонялись и Ахиллу). Это свидетельствует о хтоническом, связанным со стихией воды, аспекте культа Ахилла (вода обладала, по представлению греков, очистительными функциями и являлась границей между мирами живых и мертвых). В пользу такого предположения говорит и сообщение Павсания о траурных обрядах элейских женщин с самобичеванием в честь Ахилла, совершаемых в начале праздника при заходе солнца (III, 24,5). Вероятно, что Павсаний описывал лишь начало церемоний, следовательно, их окончание происходило после наступления темноты, когда полагалось приносить жертвы

- 354 -

героям21 и божествам, связанным с подземным миром. Следовательно, в Древней Греции, начиная с гомеровского периода Ахилла почитали как героя-бога, прочно связанного с подземным миром и морской стихией. Кроме того, он был также связан с функцией покровительства и врачевания. Именно такой герой был нужен колонистам, переселявшимся в новые неизведанные места.

Одним из регионов, подвергшимся колонизационному процессу, являлось Северное Причерноморье. Можно предположить, что первое проникновение эллинов в эти земли происходит уже в VII в. до н.э., но в то время это явление еще не было массовым. Все новые греческие колонии основывались на берегах морей или рек, т.е. путешествие переселенцев в осваиваемые земли шло исключительно по воде. Поэтому колонистам необходима была помощь и покровительство божеств, непосредственно связанных с морской стихией. Подобная черта и была характерна для культа Ахилла; мы можем также предположить, что именно в условиях Великой Греческой колонизации она могла стать преобладающей.

Но грекам было известно о существовании Понта задолго до колонизационного процесса.22 Об этом свидетельствуют мифы о посмертном существовании Ахилла. Согласно им, герой был перенесен после своей смерти в Северное Причерноморье на остров Левку, где он становится богом (Dion Chr. Borysth., 36). Вполне закономерен вопрос о том, почему именно на этом острове Ахилл вновь предстает перед нами как божество? Вероятно, когда колонизация берегов Понта только начиналась, Северное Причерноморье считалось краем ойкумены и началом неизвестности. Поэтому остров Левка изначально мог представляться как земля, расположенная за пределами ойкумены и предназначенная для мертвых. По сообщению Филострата, Фетида просила Посейдона поднять из моря остров,

- 355 -

т. е. ничем не запятнанную землю, чтобы на нем мог поселиться Ахилл. При этом живым людям запрещалось ночевать на острове и строить там жилища (Филострат. О героях. XIX. 16).

Согласно сообщению Плиния Старшего, восходящему к Арктину Милетскому, "остров Ахилла называется еще и... Макарон" (IV. 93). Выражение "Makavrwn nh`soi" означает "Острова Блаженных". По мнению некоторых исследователей, Левка Арктина Милетского - это чисто мифическая страна, в которой по воле богов живут герои, т.е. Элизиум, остров Блаженных.23 Другие связывают сообщение Арктина с ранним проникновением милетян в Понт.24 Различие в толковании свидетельства Арктина в большой степени была связана с первоначальной ранней датировкой его жизни (первая половина VIII в. до н.э.), когда еще не было систематических плаваний к берегам Понта. В настоящее время считается, что поэт жил в середине VII в. до н.э.25 Именно к этому периоду относится первоначальное освоение греками данной территории. Это подтверждается находками наиболее ранних образцов керамики (конец VII в. до н.э.) на острове Левке и на Березани.26 Следовательно, в этот период эллинам уже был известен остров Левка. Можно предположить, что в силу уединенного положения острова на краю мало известной им тогда ойкумены они и стали отождествлять его с островом Блаженных, где обитали после смерти герои. Позднее же остров стал связываться только с Ахиллом, как главным из героев.27

- 356 -

С таким предположением увязывается сообщение Пиндара (Олимпийские Оды. II. 142-143) о том, что Фетида перенесла своего сына после его смерти на острова Блаженных. Итак, Ахилл почитался на острове Левка в своей посмертной ипостаси.

На прочную связь с подземным миром указывает и посмертное присутствие рядом с Ахиллом в Северном Причерноморье, а точнее на о. Левке, его супруги. В качестве спутницы Ахилла античная традиция выбирала различных женщин - Елену, Ифигению, Медею и Поликсену. Подобно Ахиллу, все они оказались на этом острове после своей смерти. Следует отметить, что все эти женщины в своей земной жизни были так или иначе связаны с убийствами, подвергались гонениям, несчастьям, а иногда и сами несли их - т.е. они имели нечто общее в земной жизни с Ахиллом (представляли собой его женскую ипостась). При этом, по информации античных авторов, кроме Медеи все остальные женщины имели то или иное отношение к Ахиллу еще при их земной жизни. Вопрос о том, какая из паредр более древняя, остается до сих пор дискуссионным Дж. Хирст отдает предпочтение Медее.28 И. И. Толстой и X. Хоммель считают таковой Елену.29 Нам кажется более убедительной последняя версия, и вот почему. Еще М. Нильссон считал, что Елена - это доэллинское божество, тесно связанное с царством мертвых.30 Он предположил, что в истории о похищении Елены Тесеем она выступает в качестве двойника владычицы подземного мира Персефоны, которую Тесей тоже однажды пытается увести.31 Отсюда следует, что именно Елена была, по-видимому, первоначальной паредрой Ахилла.

- 357 -

На острове Левка располагались святилище и храм Ахилла. Святилище было основано еще в конце VII - начале VI в. до н. э.32 Храм же был сооружен в конце VI в. до н. э и просуществовал на острове вплоть до IV в. до н. э.33 Таким образом, культ Ахилла на острове отправлялся почти 10 веков, что дает веские основания думать, что именно Левка была главным святилищем героя в Северном Причерноморье. Вероятно, здесь Ахилл почитался главным образом как божество, связанное с подземным миром и мореплаванием, а также врачеванием и спортивными состязаниями. Однако, по всей видимости, две последние функции относятся не к колонизационной эпохе, а к более позднему времени. Так, на о. Левке были найдены терракоты с изображением сидящего мальчика кабира, обломок мужской статуэтки и терракота петуха,34 который в древнегреческой религии был атрибутом Коры-Персефоны и, в частности, катахтонических божеств (Диониса, Плутона, Асклепия, Гермеса и др.).35 На покровительство Ахилла плодородию указывает наличие зернотерок и, возможно, гирь.36 Об этом же свидетельствует и находка на Левке терракотовой кедровой шишки, а также есть упоминание о плоде кедра в качестве подношения Ахиллу в надписи, найденной на Кинбурнской косе в роще Гекаты.37Это также позволяет сделать вывод о том, что в культе Ахилла хвойные растения играли определенную роль. В греческой мифологии хвоя ассоциировалась со смертью, погребальными обрядами, загробным миром.38 Вообще

- 358 -

хвойные растения посвящались хтоническим божествам, в том числе и Ахиллу.39 Кроме того, кедровая шишка одновременно является и символом плодородия, тесно связанным с подземным миром. Это еще раз указывает на принадлежность Ахилла к загробному царству. Можно предположить, что именно связь с подземным миром была изначально заложена в культе Ахилла в Северном Причерноморье.

Однако изначально культ Ахилла появился не на о. Левке. Данные археологических источников свидетельствуют о том, что исходной точкой распространения культа Ахилла в Северном Причерноморье был о. Березань, поскольку именно отсюда началось освоение греками Северо-Западного Причерноморья.40 Первоначально именно жители Березани в VII - VI вв. до н.э. осуществляли контроль над островом Левкой и основанным святилищем, ставшим впоследствии главным местом почитания героя.

Наряду с Левкой существовали и другие святилища на территории ольвийской хоры - на Березани, в Бейкушском поселении, в Большой Черноморке, на Кинбурнской косе.41 Все эти культовые места (за исключением Кинбурнской косы) были

- 359 -

основаны в VI в. до н.э., и функционировали на протяжении одного или полутора столетий, после чего перестали существовать (поклонение герою в этих святилищах возобновилось впоследствии во II - III вв. н.э., но в другой форме - как Ахилла Понтарха).42 Почитание же героя в этих святилищах имело, главным образом, магический характер, связанный с защитными функциями героя. Однако рисунки на граффити в этих святилищах (изображение воды, змеи, корабля - особенно на Бейкуше и Березани) указывают на связь Ахилла с морской стихией и подземным миром. Вероятно, в этих священных местах культ героя был также связан главным образом с хтоническими силами природы.

К V в. до н.э. контроль над островом Левкой переходит к Ольвии - об этом свидетельствует большинство свидетельств древних авторов о посмертном существовании Ахилла и об острове Левке, а также самые ранние монетные находки (афинские серебряные монеты, ольвийский асс V в. до н.э.).43 В этот период происходит упорядочивание Ольвией обрядовой стороны культа - все основные религиозные церемонии отправлялись, вероятно, лишь на Левке, вне ее - на Тендровской косе - проводились только агоны.44 В этот же период, вероятно, происходит появление новых культовых функций, связанных с врачеванием и спортивными состязаниями. Хтонические же черты

- 360 -

культа Ахилла сохраняются, но перестают быть единственными. Представление о связи Ахилла с подземным миром продолжает существовать и в более поздний период. Об этом свидетельствует культ Ахилла Понтарха II - III вв. до н.э. В этот период на первое место выходит связь героя с водой, а также охранительная функция Ахилла.

Таким образом, изначально Ахилл являлся божеством, связанным с подземным миром. В гомеровской мифологии он приобретает черты героя, который, тем не менее, был тесно связан со смертью. В культе героя зафиксирована связь с хтоническими функциями - в т.ч. и с морем (ср. связь эпиклезы Понтарх с названием Черного моря - Понт). Это позволило в период колонизации перенести культ Ахилла в Северное Причерноморье - а точнее - на территорию Ольвийского государства. В VI в. до н.э. преобладающими в культе Ахилла были именно хтонические черты. В классическую эпоху эти функции не занимают преобладающего места, но четко прослеживаются вплоть до римского периода. Впоследствии в культе Ахилла Понтарха на первый план выйдут морские функции, также тесно связанные с подземным миром и царством мертвых.


Примечания


1 Хоммель Х. Ахилл-бог // ВДИ. 1981. №1. С.53-76(назад)
2 Топоров В.Н. Об архаичном слое в образе Ахилла: Проблема реконструкции элементов прототекста // Образ-смысл в античной культуре. М., 1990. С.64-95(назад)
3 Курбатов А.А. Аристократический культ героя в Древней Греции: Учебное пособие к спецкурсу. Астрахань, 1992(назад)
4 Клейн Л.С. 1) Анатомия "Илиады". СПб., 1998. С. 332-335; 2) Бесплотные герои: Происхождение образов "Илиады". СПб., 1994. С. 81-90(назад)
5 Русяева А.С. 1) Вопросы развития культа Ахилла в Северном Причерноморье // Скифский мир. Киев, 1975. С.174-185; 2) Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. Киев, 1979. С. 123; 3) Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992. С. 71, 81(назад)
6 Диатроптов П.Д. Культ героев в античном Северном Причерноморье. М., 2001. С. 13-14 (назад)
7 Ростовцев М.И. Новая книга о Белом острове и Таврике // Известия Императорской археологической комиссии. 1918. Вып. 65. С.182(назад)
8 Пятышева Н.В. Археологическое обследование острова Левки (о.Змеиный) осенью 1964г. / / Труды ГИМ. Вып. 40. Археологический сборник. М., 1966. С. 68 (назад)
9 Болтенко М.Ф. Herodoteanea / / МАСП. Вып.4. Одесса, 1962. С.16-20(назад)
10 Емец И.А. Греко-варварские религиозные взаимовлияния на Боспоре Киммерийском. М., 2002. С.64-69(назад)
11 Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). Киев, 1993. С.72(назад)
12 Шауб И.Ю. Ахилл на Боспоре // Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища. Т. I. СПб., 2002. С.186-189(назад)
13 Farnell L. R. Greek hero cults and ideas of immortality. Oxford, 1921. Р.287-289(назад)
14 Латышев В.В. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии. СПб., 1887. (назад)
15 Хирст Дж. Ольвийские культы // Известия Императорской археологической комиссии. 1908. Вып.27. С.75-144(назад)
16 Толстой И. И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918. (назад)
17 Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. Киев, 1991. С.22-29.(назад)
18 Тахо-Годи А.А. Нерей / / Мифы народов мира. М., 1994. Т.II. С.213.(назад)
19 Хоммель Х. Ахилл-бог. С.64. Прим. 59.(назад)
20 В Аиде Одиссей обращается к Ахиллу со следующими словами: Nu`n au\te mevga krateveiv nekuvessin ejnqavdV ejwvn (Od. ХI , 485-486). "Здесь же, над мертвыми, царствуя, столь же велик ты, как в жизни некогда был". Ахилл же отвечает, что ему не место "…здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый…": h] pa`sin nekuvessi katafqimevnoisin ajnavssein (Od. ХI ,491).(назад)
21 Курбатов А.А. Аристократический культ героя… С.27; ср. Клейн Л.С. Бесплотные герои… С.86(назад)
22 Блаватский В.Д. Архаический Боспор // Материалы и исследования по археологии СССР. №33. М., 1954. С.7-8(назад)
23 Хирст Дж. Ук. соч. С.81-83; Толстой И. И. Остров Белый… С. 8-11.(назад)
24 Блаватский В. Д. Borusqeniv" // ВДИ. 1968. № 4. С.119; Русяева А. С. Идеологические… С.43(назад)
25 Русяева А.С. Идеологические… С.42-43(назад)
26 Копейкина Л.В. 1) Родосско-ионийская керамика VII в. до н.э. с острова Березань // Художественные изделия античных мастеров. Л., 1982. С. 6-35; 2) Самый ранний образец расписной древнегреческой керамики из раскопок на о-ве Березань // ВДИ. 1973. №1. С.240-244(назад)
27 Толстой И.И. Ахилл и Священная Левка // Журнал Министерства народного просвещения. 1916. № 8. С.271-272(назад)
28 Хирст Дж. Ук. соч. С.82-83(назад)
29 Хоммель Х. Ук.соч. С.66, Толстой И.И. Ахилл и Священная Левка. С.276(назад)
30 Nilsson M.P. The Minoan-Mycenaean religion and its survival in Greek religion. London,1927. Р.459(назад)
31 Nilsson M.P. Geshichte der griechischen Religion. Bd. I. Munchen, 1955. S.475ff. (назад)
32 Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла… С. 104-105(назад)
33 Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла… С.106-107(назад)
34 Клейман И.Б. Терракоты с о.Левка (Белого острова из святилища Ахилла Понтарха) // Терракоты Северного Причерноморья. Свод археологических источников СССР. Т.I-II. М., 1970. С.24, табл.I,1;2(назад)
35 Русяева А.С. Вопросы развития культа Ахилла… С.180(назад)
36 Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла… С.46(назад)
37 Русяева А.С. Вопросы развития культа Ахилла… С.181. О надписи см. IOSPE I2 327; Толстой И. И. Остров Белый… С.63(назад)
38 Коршунков В.А. Культ Ахилла в Северном Причерноморье и хвойные растения // Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти академика М.И.Ростовцева. Новочеркасск. 1989. С.32(назад)
39 Коршунков В.А. Ук.соч. С.32-34(назад)
40 Рубан В.В. О периодизации античных памятников Северо-Западного Причерноморья доримского времени // 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР. Тезисы докладов. Киев. 1975. С.130-132; Яйленко В.П. Архаическая Греция // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т.I. М., 1983. С.136-137.(назад)
41 Горбунова К.С. Древние греки на острове Березань. Л., 1969. С.4-5; Русяева А.С. Земледельческие культы в Ольвии…С.137; Марченко К.К. Греческое поселение на острове Березань // Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 33-34; Буйских С.Б. К истории открытия Бейкушского святилища // Северное Причерноморье в античное время. Киев, 2002. С. 21-32; Русяева А.С. Культовi предмети Бейкушського поселення поблизу о.Березанi // Археологiя. 1971. №2. С.22-29; Отрешко В.М. Граффити, найденные на поселении Большая Черноморка II в 1973 г. // Некоторые вопросы археологии Украины. Киев, 1977. С.40-42; Толстой И.И. Остров Левка… С.63; Русяева А.С. Земледельческие культы в Ольвии…С.138 (назад)
42 См. Лейпунська Н.О. Про культ Ахiлла в Пiвнiчному Причорномор'i // Археологiя. 1970. Т.23. С.60-73; Русяева А.С. 1) Вопросы развития культа Ахилла… С.181; 2) Земледельческие культы в Ольвии... С. 125, 126 и др.(назад)
43 Булатович С.А. Монетные находки на острове Левке // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Вып.7. Одесса, 1971. С.214; Карышковский П.О. Ольвийские монеты, найденные на острове Левке // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Киев, 1983. С.161.(назад)
44 Кубланов М.М. Легенда о ристалище Ахилла и ольвийские агонистические празднества // Ежегодник музея религии и атеизма. М.-Л., 1957. №1. С.226; ср. Ручинская О.А. Религиозные обряды и празднества в общественной жизни античных городов Северного Причерноморья // Древности. Харьков, 1994.С.78-79.(назад)

(c) 2004 г. Е.А. Захарова
(c) 2005 г. Центр антиковедения