Публикации Центра антиковедения СПбГУ


Э.В. Рунг
Традиция восприятия Греко-персидских войн
как мидийских в V - IV вв. до н.э.


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.
- 71 -

Бытующее у греков V-IV в. до н.э. восприятие Греко-персидских войн как мидийских - стереотип общественного сознания, сформировавшийся под влиянием широко распространенной у греков практики обозначения как мидян своих иранских врагов - персов. Феномен достаточно известный, но редко привлекающий специальное внимание в историографии.

Изучение представлений о Греко-персидских войнах как мидийских дает возможность определить некоторые общие подходы греков к хронологии и периодизации великого конфликта с Персией, которые, как это понятно, могли отличаться от принятых в современной научной литературе.

Происхождение греческой практики обозначения персов как мидян, особенно проявлявшейся по различным случаям во второй половине VI - V в. до н.э. требует специального рассмотрения, однако, даже при первом обращении к проблеме можно согласиться с мнением ряда исследователей, которые закономерно выводили это из обычая персов одеваться и вооружаться по подобию мидян1. Это подтверждается не только античными авторами, например, Геродотом

- 72 -

(см.: Her., I, 135; VI, 112; VII, 62)., но также и рельефами из Персеполя, на которых персидские воины представлены в мидийской одежде2. Однако, несмотря на то обстоятельство, что примеры обозначения персов как мидян встречаются в греческой литературной традиции уже начиная со второй половины VI в. до н.э.,3 представление о Греко-персидских войнах как мидийских впервые обнаруживается только у Геродота (IX, 64). Конечно, из этого отнюдь не следует, что "отцу истории" принадлежит инициатива введения в оборот соответствующей терминологии; крайне фрагментарный характер более ранних изложений Греко-персидских войн, принадлежавших логографам, может быть причиной того, что нам не известны первые случаи подобного рода определений.

Геродот (IX, 64) называет Греко-персидские войны термином ta; Mh-dikav, который впоследствии станет одним из общепринятых для обозначения военного конфликта греков и персов4. Хотя выражение ta; Mhdika встречается у Геродота только один раз и более не повторяется, тем не менее, примечательно, что "отец истории" применяет его в значении хронологического ориентира5, ибо выражение crovnw/ u{steron meta; ta; Mhdikav

- 73 -

употреблено для ссылки на события 3-й Мессенской войны, в том контексте, который будет превалировать в произведениях более поздних греческих писателей и историков, упоминавших Греко-персидские войны.

Другой выдающийся историк Фукидид очевидно немало способствовал развитию представлений о Греко-персидских войнах как мидийских (по сути дела он не знает никакого другого определения для этого конфликта и упоминает его всего 17 раз)6. Историк 12 раз использует термин ta; Mhdikav, 4 раза oJ Mhdikov" povlemo", и один раз to; Mhdikovn.

И хотя этимологически термин ta; Mhdikav происходит из сочетания ta; Mhdika; pravgmata - "мидийские дела" (по-русски более верно говорить о "делах с мидянами" или даже - "отношениях с мидянами")7, однако в значительном большинстве изданий труда как Геродота, так и Фукидида это определение переводят далеко не столь однозначно8. Выражение

- 74 -

oJ Mhdikov" povlemo" уже не вызывает особых разночтений и переводится как "Мидийская война",а to; Mhdikovn как to; Mhdikovn e[rgon-"мидийское дело". Н. Хэммонд не только обратил внимание на точную этимологию этих определений, но в свою очередь, попытался на материале Фукидида провести разграничение между встречающимися в труде этого автора различными обозначениями Греко-персидских войн.9

Во всех случаях ta; Mhdikav у Фукидида выступает в качестве своего рода хронологического ориентира для датировки им предшествующих или последующих событий, - в качестве своеобразной "точки отсчета" (как это мы видели уже на примере употребления этого термина Геродотом).

В труде Фукидида встречаются следующие фразеологические обороты: pro; tw'n Mhdikw'n - "перед мидийскими делами" (I, 14,2: о росте численности триер у сицилийских тиранов и керкирян; I, 97,2: ссылка на писателей, излагавших событий греческой истории до "мидийских дел" или сами "мидийские дела"10); apo; tw'n Mhdikw'n - "со времени мидийских дел" (I, 18,3: о возникновении и росте враждебности между Афинами и Спартой; I, 142,7: о развитии мореходства у афинян; VIII, 24,3: говорится, что хиосцы не страдали от вражеского нашествия со времени "мидийских дел"); meta; ta; Mhdikav - "после мидийских дел" (II, 16,2: о восстановлении афинянами своих загородных домов и сельского образа жизни; VI, 82,3: о строительстве флота и избавлении от спартанской гегемонии).

В своих комментариях к труду Фукидида А. Гомм предполагал, что выражение ta; Mhdikav описывает события только

- 75 -

войны 480-479 гг. до н.э. и исключает битву при Марафоне11. Однако, его мнение аргументировано опровергал Н. Хэммонд. На наш взгляд, целесообразно привести примеры, следующие из данных Фукидида,о том, что греки под ta; Mhdikav подразумевали как сражение при Марафоне,так и битвы времени похода Ксеркса12.

Во-первых, Фукидид (I, 14, 2) помещает начало "мидийских дел" ранее смерти Дария I в 486 г. до н.э. Историк сообщает, что первоначально у греков было мало кораблей, однако, незадолго до "мидийских дел" и кончины Дария (o[ligon te pro; Mhdikw~n kai; tou~ Dareivou qanavtou) у сицилийских тиранов и керкирян появилось уже много триер. Во-вторых, афинский историк далее сообщает, что упомянутые тираны и керкиряне стали сильны в морском отношении в последнее время перед походом Ксеркса (teleutai~a pro; th~" Xevrxou strateiva"), таким образом приводя очередное событие 480 г. до н.э., которое вполне укладывается в заявленную им хронологическую систему. В третьих, Фукидид обращается к возникновению флота у эгинцев и афинян (I, 14, 3), заявляя, что афиняне также не имели сильного флота, но построили его по совету Фемистокла во время войны с эгинцами, "когда уже ожидали нападения варвара" (a{ma tou~ barbavra pros-dokivmou o[nto"). Таким образом, на материале приведенного отрывка Фукидида просматривается еще и другая закономерность, которую можно свести к тому, что сицилийские тираны и керкиряне обзавелись флотом до начала "мидийских дел", а афиняне и эгинцы - только перед нападением варвара (соответственно, это произошло в 490 и 480 г. до н.э.).

В распоряжении исследователей находится и другое сообщение Фукидида, которое может в какой-то степени подтверждать, что ta; Mhdikav в представлении греков (в частности,

- 76 -

афинян) должно было включать и Марафонскую битву. Это речь афинских послов в Спарте в 431 г., предваряя которую они обещали поведать о достижениях своих сограждан в период "мидийских дел" - ta; Mhdikav. Послы начали свой рассказ с упоминания битвы при Марафоне, далее перешли к событиям похода Ксеркса, особо отметив заслуги афинян в битве при Саламине (Thuc., I, 73, 2 - 74, 4).

Что касается продолжительности "мидийских дел", то прояснить этот вопрос также позволяет Фукидид (I, 18, 3), сообщая, что афиняне и спартанцы, разделенные враждой, заключали взаимные договоры или воевали друг с другом "после мидийских дел вплоть до этой войны" (ajpo; tw~n Mhdikw~n ej" tovnde aijei; to;n povlemon). Таким образом, понятно, что Фукидид завершал период "мидийских дел" по крайней мере 479 г. до н.э., и не включал в него события пентеконтаэтии (подтверждения этой точки зрения см. также: Thuc., I, 95, 7; III, 10, 2). Вообще, даже если исходить только из этимологии, ta; Mhdikav должна была иметь более широкое толкование, чем, например, oJ Mhdikov" povlemo" - "Мидийская война".

В свою очередь, определение oJ Mhdikov" povlemo" относилось только к войне с Ксерксом. Поэтому, оно, по-видимому, не является точным синонимом ta; Mhdikav, а кроме того, в употреблении Фукидидом выражения oJ Mhdikov" povlemo" можно заметить некоторые особенности: во-первых, несравненно более редкое применение; во-вторых, не использование его в качестве хронологического ориентира; в-третьих, различие в определениях ta; Mhdikav и oJ Mhdikov" povlemo" могло состоять в том, что первое событие включало битву при Марафоне, а второе - нет. Текст Фукидида, казалось бы, может предполагать, что oJ Mhdikov" povlemo" продолжалась даже после ухода войска Ксеркса из Греции в 479 г. до н.э., и к этому выводу приходит Н. Хэммонд (I, 95, 7: говорится о нежелании спартанцев участвовать в "Мидийской войне" после отказа союзников признать за ними гегемонию; III, 10, 2: приводится речь митиленского посла в Олимпии, который говорил,

- 77 -

что их союз с афинянами был заключен после того, как спартанцы перестали участвовать в "Мидийской войне", а афиняне остались, чтобы завершить борьбу). Однако, самое большее, о чем могут свидетельствовать сообщения Фукидида, так это о том, что переход гегемонии от спартанцев к афинянам в 478 г. до н.э. был все еще событием "Мидийской войны".

Кроме того, как и в случае с "мидийскими делами", мы можем, со слов самого Фукидида, определить дату завершения им "Мидийской войны". Историк заявляет (I, 97, 1), что намерен рассказать о событиях между Пелопоннесской и Мидийской войнами (metaxu; tou~de tou~ polevmou kai; tou~ Mhdikou~), которые, однако, он начинает излагать с захвата Кимоном Эйона в 476 г. до н.э., и таким образом, видимо справедливо полагая, что это событие уже не принадлежит к истории "Мидийской войны"

Единожды Фукидид использует термин to; Mhdikovn,несомненно подразумевая под ним to; Mhdikovn e[rgon - "Мидийское дело". Как считает Н. Хэммонд, Фукидид здесь ссылался только на военные действия Ксеркса в Европе 480 г. до н.э., и этому, по его мнению, есть достаточно ясное подтверждение в следующем пассаже историка: "Из прежних дел (tw~n de; prov-teron e[rgwn) самым важным было мидийское (to; Mhdikovn), но и его исход равным образом был решен двумя морскими и двумя сухопутными сражениями" (Thuc., I, 23, 1). В отличие от двух рассмотренных выше определений Греко-персидских войн, в данном случае Фукидид более конкретен в отношении событий, составлявших суть "мидийского дела", однако, и здесь среди них не упоминается битва при Марафоне13.

- 78 -

Фактически, в распоряжении исследователей отсутствуют какие-либо другие упоминания Греко-персидских войн как мидийских, которые бы принадлежали современникам Геродота и Фукидида (логографам, драматургам, ораторам и др.), хотя понятно, что эта традиция имела свое продолжение и в следующем столетии. В IV вв. до н.э. определения ta; Mhdi-kav и oJ Mhdikov" povlemo" продолжают сохраняться для обозначения Греко-персидских войн, хотя уже можно наблюдать примеры отступления от этого правила, вызванное общей тенденцией перехода от восприятия персов как мидян к восприятию их как персов. Выражение ta; Mhdikav присутствует в псефизме Патроклида в отношении лиц, подвергшихся атимии, которая сохранилась в речи оратора Андокида "О мистериях" (I, 77). Употребляет его и Ксенофонт в сочинении "О доходах" (De vectigal., 5,5).

Аристотель в своих трудах полностью следует традиции восприятия Греко-персидских войн как мидийских. В "Афинской политии" (23, 1; 25, 1; 41,2) он дважды упоминает ta; Mhdikav в качестве временного ориентира при ссылке на усиление влияния совета Ареопага.

В "Политике" Аристотель пять раз употребляет термин ta; Mhdikav, причем в трех случаях также с целью установления хронологического ориентира: в Таренте установилась демократия mivkron u{steron tw~n Mhdikw~n (V, 2, 7:); распря в Гестиее произошла meta; ta; Mhdika (V, 3, 2); Только один раз Аристотель приводит выражение oJ Mhdikov" povlemo" (V, 6, 2), когда он упоминает о Павсании как стратеге в "Мидийской войне".

- 79 -

По справедливому замечанию К. Таплина, именно в ряде текстов IV в до н.э. впервые войны греков с Персией стали обозначаться не как "мидийские", но как "персидские"14. Использование термина ta; Persikav можно наблюдать уже у Исократа (IV, 158; VII, 75; VIII, 37, 90), для которого в принципе не было характерно обозначение персов как мидян. В нескольких случая афинский оратор называет oJ Persiko;" povlemo" - "Персидскую войну" (VIII, 88; XIV, 5; XV, 233; XII, 49), хотя контексты таких упоминаний показывают, что оратор не делал особого различия между этим определением и ta; Persikav. У философа Платона также встречается определение oJ Persiko;" povlemo" в качестве временного ориентира (Me-nex., 242b); в другом примере он упоминает ta; Persika; также как соответствующее хронологическое указание (Leg., 642d).

В эллинистический, а особенно в римский периоды восприятие Греко-персидских войн как мидийских снова получает значительное распространение в греческой литературе, однако, это продолжение традиции можно считать исключительно следствием стремления греческих писателей подражать стилю авторов классической эпохи. Особенно примечательны в этом отношении Плутарх, который при каждом своем упоминании Греко-персидских войн называет их "мидийскими" (Plut., Thes., 36, 1; Pelop., 16, 5; Arist., 1,6; 11,9; Cim., 1,2; Nic.,13, 5; Mor.,412b, 828d, 870d, 873a,1049c), или Павсаний, который в своем "Описании Эллады" также следует этой традиции (Paus., I, 23, 4; II, 29, 5; V, 23, 3; VIII, 45, 5; IX, 10, 14. X, 16, 6; 35, 3)15. Частота, с которой определения ta; Mhdikav и oJ Mhdiko;" povlemo" встречаются у названных авторов наглядно свидетельствует о том, насколько в сознании греков в свое время был

- 80 -

укоренившимся определение "Мидийские" по отношению к Греко-персидским войнам. И даже в современном французском языке выражение "guerres mediques" применяется для обозначения великого конфликта греков и Персии16.

Итак, подведем некоторые итоги. Во-первых, в значительном большинстве случаев у греческих авторов для обозначения Греко-персидских войн использовался термин ta; Mhdikav (которому в IV в. до н.э. на смену приходит в некоторых случаях ta; Persikav), обычно выполнявший роль соответствующего хронологического ориентира. Фактически, можно назвать еще столь значимое в глазах греков событие, достойное того, чтобы стать своеобразной "точкой отсчета" - ta; Trwi>kav или Trwi>ko;" povlemo" - "Троянская война", довольно часто упоминаемая греческими авторами, причем нередко, в сопоставлении с Греко-персидскими войнами (для греков IV в. до н.э. таким событием стала еще и Пелопоннесская война)17.

- 81 -

Во-вторых, выражение oJ Mhdikov" povlemo" (затем oJ Persiko;" povle-mo") уступает по распространенности определению ta; Mhdikav, что может объясняться использованием его только с целью ссылки на войну 480-479/8 г. до н.э., и без придания ему свойства хронологического ориентира (собственно говоря, примеры, связанные с этим выражением, приводятся только при упоминании похода Ксеркса). По крайней мере, рассмотренный материал показывает, что у греков сложилось вполне определенное представление о Греко-персидских войнах. Хотя тема требует дальнейшего изучения, все же создается впечатление, что греки не относили к периоду Греко-персидских войн ни персидское завоевание Малой Азии в 546 г. до н.э., ни Ионийское восстание 500-494 г. до н.э., ни также боевые действия против персов после основания Делосской симмахии в 478 г. до н.э., завершившиеся подписанием Каллиева мира 449 г. до н.э. Греко-персидские войны, в восприятии греков, в "широком смысле" - ta; Mhdikav - отражения персидских нашествий на Грецию в 490 и 480/79 г. до н.э., и в "узком смысле" - oJ Mhdikov" povlemo" - война только с Ксерксом 480/79 г. до н.э.

В третьих, можно допустить, что впервые заявленное Геродотом, и полностью воспринятое Фукидидом, представление о Греко-персидских войнах как мидийских, фактически должно было восходить к первой половине V в. до н.э., скорее всего, к логографам. Фактически, терминология Греко-персидских войн обнаруживает отсутствие какой-бы то ни было представления о периодах этого конфликта, поскольку и ta; Mhdikav и oJ Mhdikov" povlemo" предстают в нерасчлененном виде. С другой стороны, например, уже Фукидид делил описываемую им Пелопоннесскую войну на отдельные эпизоды: Керкирская и потидейская война (I, 118, 1: Kerkurai>-ka; kai; Poteideatikav); Аттическая война (V, 28, 2; 31, 3, 5:oJ jAttiko;" pov-lemo"; позднее известная как "Архидамова"); Декелейская война (VII, 27, 2: oJ th~" Dekeleiva" povlemo");

- 82 -

Ионийская война (VIII, 11: oJ jIwniko;" pov-lemo"). Примеры подобной же периодизации военных конфликтов можно найти и в греческой исторической традиции IV-II вв. до н.э.

Примечания


1 Jonkers E.J. Mh~doi, ta; Mhdikav, Mhdismov" // Studia varia Carolo Guiliemo Vollgraff. Amsterdam, 1948. P.78-83; Graf D. Medism: the Origin and Significance of the Term // JHS. 1984. V.104. P.17-19; Tuplin C.J. Persians as Medes // Achaemenid His-tory / Ed. by H.Sancisi-Weerdenburg, A.T.Kuhrt & M.C.Root. Leiden, 1994. Vol.8. P.249-250;(назад)
2 Cook J.M. The Rise of the Achaemenids and Establishment of their Empire // The Cambridge History of Iran. Cambridge, 1985. Vol. 2. P.218. (назад)
3 Первые случае применения термина "мидяне" по отношению к персам становятся известны из Ксенофана Колофонского (Xenophan., F.18 Diehl3 = F. 22 Diels-Kranz6) и Феогнида Мегарского (Theogn., Eleg.,I, 764, 775); далее, эта традиция находит воплощение в эпиграммах и эпитафиях Симонида Кеосского, "Персах" Эсхила, трудах Геродота и Фукидида, хотя явное разграничение между двумя этносами - персами и мидянами отчетливо проявляется уже после 479 г. до н.э.(назад)
4 Остается только сожалеть, что этот термин был оставлен без внимания в таких авторитетных комментариях к труду Геродота, как Р.У. Мейкана, а также У.У. Хау и Дж. Уэлса, изданных еще в начале XX века (Macan R.W. Herodotus. The Seventh, Eighth and Nineth Books with Introduction, Notes, Appendices, Indices, Maps. Vol.1. Pt.2. L., 1908; How W.W., Wells J. A Commentary on Herodotus. Vol.1-2. Oxford, 1912).(назад)
5 Э. Бикерман замечает, что использование ссылки по времени, которая не требует специальной хронологической системы - простейший и наиболее древний способ датирования (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С.57). (назад)
6 О представлении Греко-персидских войн Фукидидом подроб-нее см.: Rood T. Thucydides' Persian Wars // The Limits of Historiography. Genre and Narra-tive in Ancient Historical Texts / Ed. by C. Shuttleworth Kraus. Leiden-Boston-Koln, 1999. P.141-168. (назад)
7 Liddle H.G., Scott R A Greek-English Lexicon. 9th ed., with new supplement. Oxford, 1996, sv. Mhdivzw: "ta; Mhdikav (sc. pravgmata) the Median affairs, esp. the war with the Medes, the name given by Gr. historians to the Great Persian war".(назад)
8 Среди огромного множества переводов Геродота и Фукидида отметим лишь некоторые. Так, Дж.Роулинсон переводил ta; Mhdikav у Геродота как "борьба против мидян" (struggle against the Medes), а А.Д. Годли - "персидское дело" (Persian business) (The History of Herodotus / tr. by G. Rawlinson. L., 1859; Herodotus, with an English translation by A.D. Goodly. Cambridge (Mss), 1920). Как "Мидийская война" (Median War) переводил ta; Mhdikav, oJ Mhdikov" povlemo" и даже to; Mhdikovn в тексте Фукидида Ричард Кроули, не делая между этими терминами особых различий (Thucydides. The Peloponnesian War /Tr. by. R. Crawley. L.-N.Y., 1910). В русских переводах Геродота и Фукидида, принадлежащих Г.А. Стратановскому, термин ta; Mhdikav передается как "Персидские войны" (при переводе IX, 64 Геродота) или "Мидийские войны" (при пе-реводе Фукидида) (См.: Геродот. История в 9 книгах / Перевод Г.А. Стратановского. 2-е изд. М., 1993; Фукидид. История / Перевод Г.А. Стратановского. 2-е изд. М., 1993).(назад)
9 Hammond N.G.L. to; Mhdikovn and ta; Mhdikav // CR. 1957. Vol.7. P.101. (назад)
10Thuc.,I,97,2: ta; pro; tw~n Mhdikw~n JEllhnika; xunetivqesan h] aujta; ta; Mhdikav. (назад)
11 Gomme A.W. A Historical Commentary on Thucydides. Oxf., 1950. Vol.1. P. 175.(назад)
12 Hammond N.G.L. to; Mhdikovn and ta; Mhdikav. P. 100-101.(назад)
13 Обычно предполагают, что Фукидид, говоря о морских сра-жениях, подразумевал битвы при Артемисии и Саламине,а из сухопутных - при Фер-мопилах и Платеях. Сражение при Микале, по мнению исследователей, Фукидид скоре всего не принимал во внимание (об этом: Hammond N.G.L. to; Mhdikovn and ta; Mhdikav. P. 101; Rood T. Thucydides and His Predessors // Histos. 1998. Vol.2, n.121). В свою очередь, подобную избирательность историка можно объяснить видимо тем, что греческие авторы оче-видно не придавали сражению при Микале какое-либо самостоятельного значение, возможно, еще и потому, что оно произошло в один день с битвой при Платеями, и победа греков в этом последнем сражении несомненно затмила собой успех при Мика-ле.(назад)
14 Tuplin C.J. Persians as Medes. P.244-245.(назад)
15 Согласно интересной гипотезе Д. Графа, сохранению тради-ции могло способствовать то обстоятельство, что выражением oJ Persiko;" povlemo" впоследствии была названа война римлян против македонского царя Персея (Polyb., III, 3, 8; 5, 4; 32, 8; XX, 11, 10; XXVII, 11, 2; 15, 8; XXXI, 25, 4) (Graf D. Medism. P. 19).(назад)
16 Graf D. Medism. P. 20: "Даже сегодня, когда английские пи-сатели предпочитают говорить "Persian Wars", французские сохраняют первоначаль-ный язык с их выражением "guerres mediques".(назад)
17 Исократ в своем "Панегирике" красноречиво заявлял, что "вражда наша к персам столь велика, что нет для нас более приятных сказаний, чем о Троян-ской или Персидской войне (toi~" Trwi>koi~" kai; Persikoi~"), потому что в них говорится о поражении вар-варов" (Isocr., IV, 158). Как Геродот, так и Фукидид начинают свои повествования с обращения к событиям прошлого, важное место среди которых отводится Троянской войне (Her., I, 4-5; Thuc., I, 9-10), причем "отец истории" именно в этих событиях ви-дит истоки конфликта эллинов и варваров (об этом см.: Wardman A.E. Herodotus on the Cause of the Greco-Persian Wars // AJPh. 1961. Vol. 82. N 1. P.135). Геродот и Фукидид употребляют определения ta; Trwi>kav (Her., II, 146; VII, 20, 171; IX, 27; Thuc., I, 3, 1; 3; 3-4; 12, 1, 4; 14, 1; II, 68, 3), однако, в произведениях более поздних писателей встречаются выражения oJ Trwi>ko;" povlemo" и to; Trwi>ko;n e[rgon. (назад)

(c) 2004 г. Э.В. Рунг
(c) 2005 г. Центр антиковедения