Публикации Центра антиковедения СПбГУ


А. Н. Горожанова
Аполлон Ликийский
(по данным "Илиады" Гомера)


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.
- 341 -

В отечественной историографии вопросам истории и культуры ликийцев уделялось явно не достаточно внимания. Ценным источником по истории Ликии является "Илиада" Гомера, где представители данной этнической группы выступают в качестве наиболее могущественного союзника, пришедшего на помощь осажденному Илиону. Поэма, интегрирующая в художественной картине Троянской войны большую сумму этнологических и культурно-исторических фактов, содержит целый комплекс интересных сведений, касающихся различных аспектов истории Ликии, в том числе и религиозных. Так, Гомер дважды наделяет Аполлона эпитетом "ликийский". Причем, к "лучезарному" богу обращаются представители двух групп ликийцев, фигурирующих в поэме1 (Il. IV, 101, 119 - Пандар перед выстрелом в Менелая молится Аполлону - Lukhgenevi klutotovxw "Ликегену, славному луком"; но в тоже время к небожителю взывает и Главк (Il. XVI, 514).

- 342 -

Как известно, за текстом литературного произведения предстает историческая реальность в закодированном и деформированном виде, поэтому даже столь незначительный, на первый взгляд, эпизод заслуживает пристального внимания. Комплекс других источников, способных пролить свет на ситуацию, сложившуюся на юго-западе Малой Азии в рассматриваемый период, отличается неполнотой. Исследователи не располагают достаточным количеством археологических материалов.2 Большая часть эпиграфических данных представлена на ликийском А и Б, а степень их изучения еще не позволяет получить достаточно надежные и достоверные выводы.3 Перечисленные выше факторы, а также тесное взаимопроникновение греческих и ликийских мифологических мотивов, постепенно увеличивавшееся влияние эллинов на ликийскую религиозную систему,4 делают обращение к античной традиции вполне оправданным и целесообразным. "Илиада" Гомера в этом смысле является,

- 343 -

на наш взгляд, весьма ценным источником, несмотря на фрагментарность присутствующих в эпосе сведений.

В отечественной науке вопрос о культе Аполлона "ликийского", как и история Ликии в целом, не стали предметом специального исследования. Ликийская проблематика затрагивалась лишь косвенно в работах Л.А. Гиндина5 и В.Л. Цымбурского,6 причем с филологической точки зрения. Зарубежная историография характеризуется более значительным интересом к рассматриваемому региону. Однако по проблемам, связанным с религиозной ситуацией в Ликии в целом и культом Аполлона, компромисса достичь не удалось. Исследователи (например, Брайс Т., Кин А.) высказывали диаметрально противоположные мнения, варьирующиеся от признания недостоверности информации источников до утверждения об отсутствии Аполлона в ликийском пантеоне до IV в. до н.э.7 Причем, исходным моментом рассуждения служила информация более поздних источников, а не "Илиады".

Обратимся к анализу сведений, содержащихся в поэме Гомера. "Обитатели Олимпа" принимали активное участие в событиях, разворачивавшихся под стенами Илиона, а стреловержец Аполлон выступает ярым защитником троянцев.8 Гомер дважды (Il. IV, 101, 119)

- 344 -

наделяет "лучезарного" бога эпитетом Lukhgenhv". Существуют три варианта трактовки данного имени.

Во-первых, эпитет Lukhgenhv" возводится к греческому слову luvko" (волк) и переводится как "рожденный волчицей".9 Волк имеет большое значение в культе сына Зевса. Эти животные включаются в историю рождения Аполлона и Артемиды у Антонина Либерала (Мет. 35). Особо волк почитался в Дельфах, где имелось его медное изображение (Paus. X 14, 7). Причем, хищник выступал как защитник храма Феба. Аналогичный мотив присутствует и у Элиана (De nat. an. XII 40, X, 26). Аристотель сообщает, что Лето, гонимая страхом перед Герой, пришла на Делос в образе волчицы (Hist. anim. VI 35). Однако ряд источников (Paus. II 9, 7; II 19, 3; Soph. El. 6) свидетельствует о преследовании волков "лучезарным" олимпийцем. Таким образом, волк неоднократно фигурирует в мифологии Аполлона. Сторонники перевода указанного эпитета как "рожденный волчицей" полагают, что ассоциация Феба с Ликией произошла в результате тесной связи последней с волками, а название территории происходит от имени бога. Зооморфическое толкование весьма типично для античных мифов и подобные греческие этимологии ставятся под сомнение некоторыми авторами.10

- 345 -

Несколько искусственной и не вполне обоснованной представляется интерпретация эпитета Lukhgenhv" как "светорожденный".11 Связь между светом и Аполлоном, конечно, существует,12 но божество скорее является источником света, а не его продуктом. Интересным в данной связи представляется замечание Макробия, отождествляющего слова "свет" и "волк" (Sat. I 17, 36-41).

Правомерной и убедительной кажется трактовка эпитета Аполлона Lukhgenhv" как "рожденного в Ликии". Подобной точки зрения придерживается, исходя из результатов лингвистического анализа, ряд отечественных и зарубежных исследователей.13 Допустимость последнего подхода подтверждается материалами достаточно значительного количества источников. У нас нет веских оснований для скептического отношения к замечанию комментатора Гомера Евстафия о том, что Lukhgenhv" означает "рожденный в Ликии" (Eust. Schol. ad Il. IV, 101),14 хотя он приводит и попытки толкования эпиклезы как "светородный" или "сын волчицы". Схолиаст к "Илиаде" повествует о бегстве Лето, гонимой страхом перед ревностью

- 346 -

Геры, в Ликию и появлении там на свет Аполлона (Schol. ad Il. IV, 101). Мифологическая история прибытия Лето на юго-запад Малой Азии, рождения близнецов, преследований со стороны супруги Зевса наиболее подробно излагается Овидием (Ov. Met. VI, 316-338) и Антонином Либералом (Met. 35). Причем, последний цитирует в качестве одного из своих источников Менекрата из Ксанфа. Связь Аполлона с Ликией широко отражена в античной литературной традиции. В Гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (I, 1) Феб "владеет Ликией". Ликия связывается со стреловержцем у Пиндара (Pind. Pyth. I, 39). Аполлона наделяется эпитетом "ликийский" у Плутарха (Pyrrh, 36) и Филострата Лемносского (О героях, XI, 5). В поэме Квинта Смирнского "Постгомерика" бог уносит тело Главка в Ликию (VIII, 390), а у Трифиодора во "Взятии Илиона" сам отправляется на юго-запад Малой Азии (505).

Аполлон Luvkeio" (ликейский) неоднократно появляется у трагиков (Aesch. Ag. 1257; Soph. El. 645; O.R. 203-208; Eur. Rhes. 224). Однако связь данной формы с Ликией совершенно справедливо ставится под сомнение некоторыми авторами. Например, Ю.В. Откупщиков помещает этот эпитет Аполлона, имя которого рассматривает как субстантивированное причастие "отгоняющий, отвращающий", в один ряд с такими эпитетами как Smivnqio" "мышиный отвратитель" (Il. I, 39; Schol. A ad. Il. I, 39), Parnovpio" "саранчовый отвратитель". Исследователь полагает, что jApevllwn15 Luvkeio" является богом - защитником стад от волков ("волчьим отвратителем").16 Ученый замечает: иногда данный эпитет связывают с Ликией. В последнее время, следуя переводу Н.И. Гнедича, так трактует его и А.И. Зайцев в примечаниях к "Илиаде".17 Хотя "географические" или "этнические"

- 347 -

эпитеты богов, как правило, не имеют широкого распространения в Элладе. Тогда как культ Аполлона Ликийского распространен по всей материковой Греции: Аргос, Афины, Мегары, Сикион, Фивы, Локрида Озольская, Эпидавр, Иллирия и т.д. Маленькая Ликия, сравнительно поздно колонизированная греками, едва ли могла оказать столь сильное влияние на материковую Элладу. Сочетание jApevllwn Luvkeio", "отвращающий волков", по мнению Ю.В. Откупщикова, почти синонимично другому эпитету Аполлона - Lukoktovno" "убивающий волков" (Soph. El. 6) и полностью соответствует облику Аполлона - защитника стад. С "волком" связывается Артемида Lukeiva (Paus. II, 31, 4-5) - что естественно для богини - владычицы зверей. Существовали также Зевс и Пан Luvkaio". Следовательно, jApevllwn Luvkeio" - бог, "отвращающий волков".18

А.Ф. Лосев делает важное замечание, рассуждая об этимологии эпитета "ликейский": не следует рассматривать последний лишь как указание на Ликию, но "можно с полной достоверностью утверждать, что оба значения эпитета "ликейский" чрезвычайно рано перепутались в сознании народа", данный факт объясняет разнообразие античных этимологий (они перечислены у Сервия Verg. Aen. IV, 377).19

Античные авторы (например, Диодор V 61,1; Афиней Пирующие софисты. VIII, 333d, Страбон XIV, 3, 6; Мела I, XV) называют и несколько ликийских храмов, посвященных Фебу. Упоминаются в источниках и оракулы Аполлона, например в Патаре (Hrd. I, 182),20 Мире (Plin. NH 32, 17), Лимире (Plin. NH. 31, 22), где предсказания осуществлялись на основании наблюдения за поведением рыб. На аналогичный факт указывает и Плутарх (De soll. anim. 23). Таким образом, сведения античной письменной традиции позволяют сделать выводы о наличии связи Феба с юго-западной частью Малой Азии и о существовании там храмов, посвященных данному божеству.

- 348 -

Археологические исследования, проводимые французской экспедицией в святилище Лето,21 расположенном недалеко от Ксанфа, показали, что храм имел большое значение в Ликии.22 Его основание датируется предположительно 7 в. до н.э.23 Комплекс Летоон включал в себя также храм Аполлона.24 В трилингве из данного святилища, наряду с Лето, фигурируют и её дети.25 Эпиграфические материалы из Летоона, Антифеллоса, Миры, Лимиры IV века до н.э. свидетельствуют о почитании матери божественных близнецов.26 Таким образом, данные археологии дают некоторые основания полагать, что возможно почитание Аполлона в Ликии имело место и ранее IV в. до н.э.

Безусловно, вопрос о культе Аполлона Ликийского нуждается в более детальном исследовании, однако на основании предпринятого анализа источников представляется возможным сделать следующие предварительные выводы. Связь Аполлона с территорией на юго-западе Малой Азии неоднократно фиксировалась в античных произведениях и трактовка гомеровского эпитета Lukhgenhv" как "рожденный в Ликии" кажется вполне правомерной и не безосновательной.


Примечания


1 В "Илиаде" действуют два ликийских отряда, которые разграничиваются уже в Троянском каталоге (Il. II, 824-827; 876-877). Одну группу составляли выходцы из Зелеи, располагавшейся к северо-востоку от Илиона, в долине реки Эсеп (Il. II, 824-827), в 80 стадиях от устья (Strab. XIII, 587). Возглавлял отряд Пандар, сын Ликаона. Причем, его воины, в отличие от других союзников, прямо называются "племенем троянским" - Trw`e" (Il. II, 826). Этноним "ликийцы" (Luvkioi) используется в "Илиаде" применительно к войску во главе с царем Сарпедоном и его двоюродным братом (Il. VI, 196-206) Главком. Данная группа прибыла из "далекой" (Il. II, 876; X, 420; XVI, 152), "пространной" (Il. VI, 210; XVI, 673; XVII, 172) Ликии на юго-западе Малой Азии. По вопросу идентификации двух групп ликийцев см.: Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои. Историко-филологические исследования по этногенезу древней Анатолии. М., 1993. С. 43-65; Гиндин Л.А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.(назад)
2 Краткий обзор археологических раскопок дается в следующих работах: Akurgal E. Treasures of Turkey. Geneva, 1966; Bean G. Lycian Turkey. An archaeological guid. Lond., 1978.(назад)
3 Информация об этапах изучения языков приводится в следующих работах: Айхенвальд А.Ю., Баюн Л.С., Иванов В.В. Материалы к реконструкции культурно-исторического процесса в древней Анатолии // Надписи и языки древней Малой Азии, Кипра и античного Северного Причерноморья. М., 1987; Баюн Л.С. Ликийцы в этно-культурной истории древней Анатолии // Эпиграфические памятники и языки древней Анатолии, Кипра и античного Северного Причерноморья. М., 1989; Нойман Г. Ликийский язык // Древние языки Малой Азии М., 1980; Houwink ten Cate Ph. The Luwian population groups in Lycia and Cicilia Aspera. Leiden, 1961; Keen A. Dynastic Lycia: A political history of Lycia and relations with foreign powers (545-362 B.C.). Leiden, 1998. P. 9-10, 193. (назад)
4 Растущее греческое влияние отмечалось в следующих работах: Keen A. Op. cit. P. 193; Bryce T.R. The Gods and Oracles of ancient Lycia // Dillon M.P. Religion in the ancient world. Amsterdam, 1996. P. 25-50.(назад)
5 Гиндин Л.А. Лувийцы в Трое (опыт лингвофилологического анализа) // Вопросы языкознания. 1990. № 1; Он же. Население… С. 43-65; Он же. Комментарий к свидетельству Геродота о ликийцах-ксанфиях и проблема ликийцев-троянцев "Илиады" // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры: Тезисы докладов. М., 1986.(назад)
6 Цымбурский В.Л. Беллерофонт и Беллер (реминисценция древнебалканского мифа в греческой традиции) // Античная балканистика. М., 1987; Он же. Гомеровский эпос и легендарная традиция Анатолии // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1999; Гиндин Л.А., Цымбурский В. Л. Ук. соч.(назад)
7 Bryce T.R. The arrival of goddess Leto in Lycia // Historia. 1983. Vol. 32. P. 11.(назад)
8 Бог сеет болезни в стане Агамемнона (Il. I, 43-53), дает Пандару лук для войны с ахейцами (Il. II, 827) и получает от Зевса эгиду для их устрашения (Il. XV, 221-230, 307-311), побуждает троянцев к бою (Il. II, 507-514), наводит ужас на осаждающих (Il. XV, 326-330), оглушает сзади Патрокла (Il. XVI, 789-795, 849), обманывает Ахилла под видом Агенора (Il. XII, 17-33), чинит препятствия Диомеду на состязаниях (Il. XXIII, 382-389). В тоже время, Феб спасает Энея от Диомеда (Il. V, 343 и сл.), благоволит к троянцам (Il. VII, 20 и сл.; X, 515-519), исцеляет Гектора и направляет его в бой (Il. XV, 242-262), исцеляет Главка (Il. XVI, 508-529), выносит тело Сарпедона и делает его нетленным (Il. XVI, 667-683), помогает Гектору (Il. XVI, 715-726, 843-846), спасает его от Ахилла (Il. XX, 443-454), заботится о Трое в целом (Il. XXI, 515-517). (назад)
9 Подобной точки зрения придерживались: Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958. С. 160-161; Leaf W. The Iliad. Lond., 1900. P. 161; Murray A.T. Homer. The Iliad. Lond., 1938. P. 116; Kirk G.S. The Iliad: a Commentary. Cambridge, 1985. P. 340. (назад)
10 Например, А.Ф. Лосевым (Лосев А.Ф. Мифология греков… С. 321-322.(назад)
11 Lattimore R. The Iliad of Homer. Chicago, 1951. P. 116. (назад)
12 Лосев А.Ф. Аполлон // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1997. Т. 1. С. 92-95.(назад)
13 Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Ук. соч. С. 249; Лосев А.Ф. Аполлон // Лосев А.Ф. Мифология… С. 322; Kretschmer P. Die Hypachдer // Glotta. 1933. 21. S. 228-229; Idem. Die Stellung der lykischen Sprache II // Glotta. 1940. 28. S. 102; Tritsch F.G. Lycian, Luwian and Hittite // ArchOrient. 1950. 18. 1-2. P. 498; Виламовиц-Мёллендорф колебался в отношении эпиклез бога Luvkio" "Ликийский" или "волчий" и Lukhgenhv", поскольку народ, известный грекам как ликийцы, именовал себя термилами, но в то же время исследователь допускал существование некоего ликийского этноса, вторично отождествленного с термилами, богом которого мог быть первоначально Аполлон (Wilamowitz-Moellendorf U., von. Apollon // Hermes. B., 1903. Bd. 38); А. Кин скорее склоняется к пониманию эпитета как "рожденный в Ликии", хотя высказывается на этот счет чрезвычайно осторожно (Op. cit. P. 198).(назад)
14 Вопрос о том, какую (большую или малую) Ликию имеет в виду комментатор, остается не вполне ясным.(назад)
15 jApevllwn - дорийская форма имени jApovllwn, являющаяся, по общему признанию, древнейшей (Откупщиков Ю.В. APOLLWN (Мифолого-этимологический этюд) // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сб. научных статей к 65-летию со дня рождения Э.Д. Фролова. СПб., 1998. С. 39; Frisk Hj. Griechisches etymologisches Worterbuch. Bd. 1. Heidelberg, 1954. S. 124).(назад)
16 Откупщиков Ю.В. Ук. соч. С. 40.(назад)
17 Гомер. Илиада. Перевод Н.И. Гнедича. Л., 1990. С. 451.(назад)
18 Откупщиков Ю.В. Ук. соч. С. 41.(назад)
19 Лосев А.Ф. Мифология… С. 322.(назад)
20 Существует точка зрения, что оракул в Патаре допустимо связывать с Аполлоном лишь начиная со 2 в., однако возможность более ранней ассоциации исключать не стоит (Keen A. Op. cit. P. 199). (назад)
21 Результаты раскопок публикуются в издании Fouilles de Xanthos. Paris. (с 1958 года).(назад)
22 Bean G.E. Op. cit. P. 61; Bryce T.R. The arrival… P. 12; Keen A. Op. cit. P. 196-197.(назад)
23 Machteld M., Mellink J.M. Archaeology in Asia Minor // AJA. 1976. Vol. 80. P. 10; Metzger H. La region nord du Letoon - les sculptures - les inscriptions Greco-lyciennes // Fouilles de Xanthos. Paris, 1992. IX. P. 22-23.(назад)
24 Bean G.E. Op. cit P. 61-62.(назад)
25 Keen A. Op. cit. P. 195-196.(назад)
26 Keen A. Op. cit. P. 197; имя Лето встречается на многих ликийских гробницах (Колобова К.М. Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.). Л., 1951. С. 230.(назад)

(c) 2004 г. А. Н. Горожанова
(c) 2005 г. Центр антиковедения