Публикации Центра антиковедения СПбГУ


А.Б. Егоров
Культ личности и культ государства в
религиозном почитании императоров I в. н.э.


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.
- 277 -

Римский культ императоров вызывает немало вопросов, которым посвящена весьма значительная историография.1 Это - проблема места культа в религиозной системе Империи, сочетания в нем персональных и властных факторов, соотношение культа императора с культами других богов. Есть и другие вопросы. Например, вопрос, поставленный Е.М. Штаерман о восприятии императора, воспринимался ли он как божество, как человек или как особая социальная сила?2 Можно ли считать культ императора религией в собственном понимании этого слова, или это скорее был вариант политической идеологии. Наконец, отметим, что это был единственный культ, официально насаждавшийся сверху, обязательный для всех подданных Империи3 (римские культы, включая Юпитера, таковыми не были) и имевший репрессивный характер.

- 278 -

Не претендуя на более или менее полный ответ, попробуем рассмотреть эти вопросы на примере трех правителей ранней Империи. Цезаря, Августа и Гая Калигулы. На наш взгляд, эти примеры представляют собой разные варианты религиозной концепции и разные аспекты императорского культа.

Вначале несколько общих замечаний. Культ императора имел два аспекта: обожествление личности правителя и его выдающихся деяний и обожествление статуса и власти, независимо от того, кто именно является их обладателем. Первое можно считать "культом героя", более характерным для греков, второе - "культом правителя", более типичным для восточного общества. Так, для Греции более характерно обожествление человека, не связанного с властью, по крайней мере, формально (философы, ученые, поэты). Примерами могут быть культовые представления, складывающиеся вокруг Гомера, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других.

Культ императора имел определенные римские предпосылки. Его можно найти как в культе царей (Ромул, Сервий Туллий), так и в культе героев или в культе ларов. Культовые элементы содержались и в республиканской власти, как во власти магистратов с империем, так и в sacrosanctitas трибунов.4

Развитие республиканской системы V-III вв. до н.э. привели к упадку и культа героя и культа правителя, однако со II в. до н.э. стало ощущаться греческое, восточное, а в западных провинциях и местное влияние. С другой стороны, появляется новая предпосылка - рост значения личности полководца в больших войнах III-II вв. до н.э. Согласно Ливию, Диону Кассию и Авлу Геллию (Liv., XXVI, 19; Dio, fr. 39; Gell., VI, 1) одним из первых объектов культа стал Сципион Африканский, вокруг которого ходили легенды, аналогичные легенде об Александре. Сципиона считали сыном Юпитера, а сам он

- 279 -

уединялся в храме, внушая людям мысль о своем божественном происхождении.

Известные новшества в римский культ ввел Сулла. Диктатор именовал себя любимцем Венеры, древней римской Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), бывшей также богиней удачи и счастья. Сам Сулла получил прозвище Felix ("Счастливый"), детей звали Фавст и Фавста. Felicitas Суллы создавала представление об особом покровительстве богов. Элементы культа героя (в том числе и ассоциация с Александром) были и у Помпея.

Подлинное создание римского императорского культа было связано с Цезарем и Августом.

В культе Цезаря доминировало героическое и даже мессианское начало. Родословная возводила его к богам и героям-основателям, Венере, Энею, Асканию-Юллу, Ромулу (Suet. Iul., 6; Plut. Caes., 5). Цезарь был необычайно популярен в массах, в армии, среди своего окружения. Видимо, еще при жизни его считали самым выдающимся полководцем и политиком, выведшим Рим из кризиса и создавшим сверхдержаву. В основе культа Цезаря было общее поклонение его личности с явным сотерологическим оттенком. Восприятие было, несомненно, прежде всего восприятием человека, но человека, стоящего, безусловно, выше других в личностном плане.

Наряду с этим отношением возникает и формальное обожествление, идущее как "сверху", так и "снизу". Аппиан упоминает о жертвоприношениях в его честь во всех храмах и святилищах (App. B.C., II, 109), Светоний - о посвящении Цезарю храмов (при жизни этого не было), жертвенников и изваяний рядом с богами (Suet. Iul., 76,2), Дион Кассий пишет о надписях на храмах и храме Юлиев (появился только после смерти - А.Е. (Plut.Caes., 57)). Согласно Плутарху, Цезарю посвятили храм Clementia (самостоятельное божество - А.Е.). Аппиан упоминает о жертвеннике, воздвигнутом Лже-Марием (Аpp. B.C., III, 2-4; Verg. Aen., VIII, 698).

- 280 -

После похорон Цезаря появилась комета, которую считали вознесшейся на небо душой диктатора, на всех статуях стали теперь изображать звезду (Verg. Aen., VIII, 681). По замечанию Светония, он был причислен к богам "не только словами указов, но и убеждением толпы" (Suet. Iul., 76).

Сотерологический культ Цезаря был превращен Августом в государственную религию. Черта под созданием этой последней была подведена в январе 42 г. Цезарь был обожествлен, теперь уже со всеми необходимыми атрибутами культа, вводилась присяга его "делу" (in actа Caesaris), убийцам объявлялась война. Октавиан стал сыном государственного бога.

Собственно культ Августа состоял из нескольких компонентов: 1. традиционные элементы местных культов; 2. особый культ, насаждаемый властями; 3. личные божеские почести, оказанные Августу; 4. спонтанные народные верования.

В восточных провинциях культ Августа распространился довольно быстро, принимая традиционные местные формы.5 Египет почитал его как сына Ра в формах, установившихся при фараонах и распространявшихся на всех завоевателей (от гиксосов до Птолемеев).6 В Сирии культ Августа стал несколько видоизмененным культом Селевкидов.7 Эллинистические традиции сохранялись в Греции и Малой Азии. В ряде греческих городов появилась "эра Акция".8

В 29 г. до н.э. жители Пергама учредили храм Августа, построенный в 27 г. до н.э. Аналогичные храмы появились в Никомедии, Анкире и Галатии. Согласно Светонию, провинциальные города объявляли день визита Августа началом

- 281 -

нового года, строили храмы и алтари, учреждали игры (Suet. Iul., 59).9

В западных провинциях таких традиций не было, и инициативу взяли на себя римские власти. В 12 г. до н.э. Друз освятил в Лугдуне алтарь Роме и Августу, построенный 60 племенами Галлии, что означало введение общегалльского императорского культа. Аналогичный алтарь появился в Германии в Colonia Ubiorum (совр. Кельн) между 9 г. до н.э. и 4 г. н.э. Вероятно, нечто подобное происходит в Африке (алтарь Gens Augusti в Карфагене).

В Италии культ утверждался скорее косвенными путями. Август не допускал прямого обожествления, хотя в поэзии (Вергилий, Овидий) его идентификация с богами была постоянной. Через Цезаря Август входил в мир его богов.10 Надпись Dessau, 108 (Feriale Cumanum) перечисляет связанные с принцепсом государственные праздники (в дошедшей части 16 дат).11 Личные боги Августа стали государственными. Им стал гений принцепса. С 13-12 гг. до н.э. в ряде городов Италии (Нола, Тибур, Тускул, Патавий, Помпеи и др.) появились специальные жрецы (seviri Augustales, magistri Augustales) и новые боги (Fortuna Redux, Pax Augusta, Victoria Augusta, Concordia Augusta). В 13 г.н.э. Тиберий посвятил алтарь Numini Augusti. С культом Августа связан культ Ларов (Suet. Aug., 31, 3-4).

- 282 -

Наконец, как и у Цезаря, появляется спонтанный народный культ Августа. Светоний сообщает, что такой культ справляли всадники (вероятно, не только они (Suet. Aug., 57)). В обществе ходило много легенд и знамений о власти Августа, в том числе и легенда о рождении аналогичная легенде об Александре (Ibid., 94,2). Появляется культ Козерога, знака зачатия Августа, Козерог чеканится на монетах.12 Ходили и легенды, связанные с другими сторонами жизни принцепса (напр., легенда о его детской комнате (Suet. Aug., 6)).

Культ Августа, несомненно, продолжал героический, личностный и сотерологический культ Цезаря. Это был культ его личности и его власти. Вместе с тем, культ Августа имел еще один аспект, быть может, главный. Это был разветвленный, организованный и поддерживаемый сверху культ, в котором Август был не человеком и не богом. Он был символом созданной Римом свердержавы, культа Рима, римского государства, римской системы ценностей. Согласно Светонию, Август требовал посвящать ему храмы в провинциях только совместно с богиней Ромой, олицетворявшей господство Рима (Suet. Aug., 52). При наличии известной популярности, культ Ромы стал лишь одним из культов Империи. Реальным божеством сверхдержавы и ее реальным культом, хотел он того или нет, становился император, олицетворявший военное и властное начало. Культ становился обязательным, превращаясь в показатель лояльности римскому государству, римской идее и римским ценностям. Уже при Августе его несоблюдение начинает приравниваться к религиозному преступлению (Ditt. OGIS, 532). Не будучи религией в полном смысле слова, культ допускал и даже поощрял собственно религиозные культы, способные дать человеку

- 283 -

то, что не давал он сам. "Воздав кесарю кесарево", человек получал религиозную свободу. Когда мы говорим о том, что Империя не имела единой религии, это не совсем верно: такая религия была, и это был культ всемирного государства, воспринимаемого через личность правителя.

Пример Гая Калигулы можно считать "негативным". Император попытался убрать (или нивелировать) "государственную составляющую" поставив на ее место собственную личность, создавая "чистый" культ императора. Новая концепция власти создавала идею принцепса как единственного источника права, "одушевленного закона", а в подданных видела его рабов. Согласно Светонию, Калигула считал себя выше всех принцепсов и царей и приказывал заменять головы богов собственными изображениями (Suet. Calig., 22). В 40 г. он совершил акт прямого обоготворения, открыв собственный храм (Paus., IX, 7,3; Plin. N.H., XXX, 18; Jos. Ant., XIX, 7-10; Suet. Calig., 22) Гай лично возглавил собственный культ. В число жрецов вошди члены семьи Калигулы и высшие сановники (Sen. Apocol., 15,2; Suet. Cl., 2) было принято культовое имя.13 Палатинский дворец был продолжен до форума, а храм Кастора стал его vestibulum.

Культ Калигулы был перенесением культа государства на личность, что и вызвало резкий протест. В дальнейшем, при Флавиях и Антонинах, культ государства определенно берет верх над культом личности и правителя.

Культ императора, бывший реально культом государства, несомненно, был стержнем религиозной жизни Империи. В известной степени он стремился к доминированию, причем, последнее было удобнее осуществить в союзе с реальной религией. В I-II вв. таким союзником, естественно была традиционная религия, но с эпохи Северов начались новые поиски.

- 284 -

Можно согласиться с Е.М. Штаерман в том, что императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы.14 В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.


Примечания


1 Beranger J. La religion romaine a l'apogee de l'empire. Paris, 1955; Taeger F. Charisma. Studien zur Geschichte des antiken Herrscherkultes. Stuttgart. 1960; Gros P. Apotheose imperiale et rites funeraires au II-e siecle de notre ere // RH. 171.1967. p.117 ff.; Romischer Kaiserkult / Hrsg. von D. WlasoK. Darmsfadt, 1978; Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.(назад)
2 Штаерман Е.М. Социальные основы религии… с.177-178.(назад)
3 Даже преследования христиан были связаны только с их несоблюдением императорского культа; неприятие и даже действия против других религий, включая исконные римские культы, не наказывались за исключением случаев откровенных уголовных преступлений. При выявлении христиан, хотя Плиний и требовал молитвенного обращения к богам, главным элементом было все те принесенные жертвы вином и ладаном перед изображением принцепса (Plin. Epist., X, 96, 5)(назад)
4 Штаерман Е.М. Социальные основы религии… с 171-173.(назад)
5 Deonna W. La legende d'Octave Auguste, dieu, sauveur et maitre du monde // RHR. 1935. 83. p. 38-57; Lambrechts P. Auguste et la religione romain // Latomus. Vol. 6. 1947. p. 179-192.(назад)
6 САН. Vol. X. P. 284-5.(назад)
7 Моммзен Т. История Рима СПб., 1995. т.5. с. 332.(назад)
8 Подробнее о наличии актийской эры (отсчет от 2 сентября 31 г. до н.э.) см. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1976. с. 68, 100. Такого рода документы встречаются в Греции, Малой Азии (напр. в Лидии) и Кирене.(назад)
9 Машкин Н.А. Принципат Августа. М-Л., 1949. с. 564; Herzog-Hauser E. / Kaiserkult // RE. Suppl. Bd. IV Stuttgart, 1949. Sp. 820-825; Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. Москва-Калуга. 1994. (назад)
10 Т.е. Венеры, Энея, Марса, Ромула. Аскания-Юлла.(назад)
11 Среди упомянутых в надписи государственных праздников - день первого консульства императора, день сдачи Лепида, день получения Октавианом toga virilis, день получения имени "Август" (16 января), день посвящения Ara Pacis, день получения Августом должности великого понтифика (6 марта), день первой победы (14 апреля - победа при Мутине), день первой императорской аккламации (15 апреля), дни рождения Цезаря, Августа, Друза, Тиберия, Германика.(назад)
12 Машкин Н.А. Принципат., табл.5. №6. Интересно, что Август, будучи Девой по гороскопу рождения (23 сентября), тем не менее, почитал знак Козерога, видимо, считая его гороскопом зачатия (Suet. Aug., 94). О связи Августа с культом Александра и многочисленных ассоциациях см. Kienast D. Augustus und Alexander // Gymnasium. Bd. 76. 1969. S. 430-456.(назад)
13 Культовое имя Калигулы не совсем ясно. Сенека обозначает его как Caesar deus noster (Sen. Dial., IX, 19,4). Светоний приводит имя Iuppiter Latiaris или, по аналогии с Юпитером-Caesar Optimus Maximus (Suet. Calig., 22). (назад)
14 Штаерман Е.М. Социальные основы религии… с. 171-173.(назад)

(c) 2004 г. А.Б. Егоров
(c) 2005 г. Центр антиковедения