Публикации Центра антиковедения СПбГУ


О.В. Кулишова, Э.Д. Фролов
Искусство древней Греции в новом освещении


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2003.
- 343 -

Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб.: Алетейя, 2002. 464 с.

Предлагаемая вниманию читателей книга В. Г. Боруховича посвящена расцвету художественного гения Эллады - искусству Греции в классический период его развития. Каждая эпоха, обращаясь к этому поистине неисчерпаемому источнику прекрасного, не только привносит нечто новое в разгадку "греческого чуда", в объяснение его магической силы и притягательности для позднейших эпох, но и осмысляет посредством обращения к великолепным творениям древнегреческих мастеров собственное искусство, историю, культуру.

В центре внимания автора книги "Вечное искусство Эллады" находится не только феномен расцвета греческого искусства, но и проблема его истоков и становления. Перед нами - весьма оригинальная авторская концепция истории развития и характеристики основных особенностей греческого искусства, которая является результатом многолетней работы профессора В. Г. Боруховича над специальным курсом по древнегреческому искусству, который читался им на кафедре истории древнего мира Саратовского университета.

Ценность работы В. Г. Боруховича и в том, что рассказ об искусстве той или иной эпохи строится на ярко и увлекательно выписанном фоне исторических событий, и главное - особенностей религиозной жизни, которые во многом определяли специфику и содержание архитектурных форм, искусства живописи и пластики. Справедливо отмечая, что развитие древнегреческого искусства неразрывно связано с греческим полисом и судьбой античной гражданской общины, автор подчеркивает,

- 344 -

что эта связь не была механической: "...было бы серьезной ошибкой полагать, что упадок полиса повлек за собой и упадок изобразительного искусства" (с. 5).

В соответствии с общим замыслом работы первая часть книги посвящена началам греческого искусства, его истокам и становлению, которые автор рассматривает в широком контексте средиземноморской культуры. Прежде всего, В. Г. Борухович определяет пластический идеал греческой классики. Для того чтобы подчеркнуть особенности важнейших принципов греческого искусства, автор сопоставляет эти принципы с несомненно повлиявшей на творчество греческих художников архаической поры восточной (египетской) традицией. При этом он приходит к обоснованному выводу о коренном отличии греческого искусства от творчества восточных мастеров, которое связано прежде всего с тем, что "в творчестве (греческого) художника центральное место занимает человек, его образ, ставший носителем идей большого общественного и художественного значения" (с. 12-13), то есть с его высоким гуманистическим началом, что и сделало искусство Эллады, по выражению автора, "точкой отсчета шкалы эстетических ценностей для европейской цивилизации" (с. 19).

Важнейшее влияние на формирующийся художественный идеал, по мнению автора, оказало искусство древнего Египта, а также минойская и микенская культуры, поэтому он специально останавливается на характеристике данных художественных традиций (главы 2 и 3 первой части). В этих главах книги мы встречаем краткий, но содержательный исторический обзор развития египетского искусства, увлекательный рассказ о судьбе Генриха Шлимана, описание фресок, обнаруженных археологами во дворцах Крита, и сравнение их с росписями микенских "бургов", оценка вклада минойско-микенского искусства в мировую культуру (который

- 345 -

выразился, в частности, в создании обобщенного образа человека в движении или в покое, сложных ракурсах изображения).

Далее в первой части книги В. Г. Борухович прослеживает становление названных им ранее основных принципов классического искусства Эллады в эпоху архаики и ранней классики. Для читателя будут интересны и поучительны разделы работы, где анализируется геометрический период в греческом искусстве (глава 3), а также развитие архитектуры (глава 5), монументальной и вазовой живописи (главы 6-7), мелкой пластики и скульптуры (главы 8-9). В этом разделе особенно удачными и интересными оказываются сюжеты, связанные с анализом вазописи геометрического стиля, формированием ордерной архитектуры у греков, развитием храмовой архитектуры и гражданского зодчества, скрупулезный анализ тех немногих свидетельств (упоминаний и описаний у античных авторов и сохранившихся фрагментов произведений искусства), которые позволяют оценить монументальную живопись греков, а также описание стилей вазописи архаического и классического времени, анализ новых черт, знаменовавших переход греческой пластики от архаики к классике. Важной частью повествования оказываются яркие портреты отдельных греческих мастеров - прежде всего, величайшего художника первой половины V в. до н.э. Полигнота (с. 125-131), творившего при дворе македонских правителей в IV в. до н.э. живописца Апеллеса (с. 144-146), ранних мастеров вазописи и пластики.

Это внимание к отдельной творческой личности характеризует и вторую часть сочинения В. Г. Боруховича, где содержатся характеристика и описание искусства у греков в эпоху его акмэ - период высокой и поздней классики. В этой части книги читатель найдет не только подробный рассказ об архитектурном ансамбле афинского

- 346 -

Акрополя (глава 2), которому предшествует емкая характеристика жизни греческого общества в период Пятидесятилетия (глава 1), но также о судьбе и творениях Фидия (глава 3), Пэония и Мирона (глава 4), Скопаса и Праксителя (глава 5), Лисиппа и Леохара (глава 6).

Обращаясь в этой части книги к тому или иному роду искусства, автор развивает намеченную еще в начале книги (с. 12, 23 и др.) мысль о том, что характерной чертой творчества греческих мастеров (в отличие от египетских, например) является отсутствие догматизма, разнообразие и постоянный поиск. В. Г. Борухович отмечает наиболее существенные изменения, которые характеризуют развитие искусства в эпоху высокой и поздней классики. Особенно существенным оказывается стремление проникнуть во внутренний мир человека, обнажить его духовную сущность (впервые ярко это проявилось в творчестве Лисиппа), эволюция от условности и идеальности в изображении к портретному сходству и др. Последнее - развитие художественного портрета - выделено автором особо в качестве специальной главы (глава 7).

Последний сюжет, к которому В. Г. Борухович обращается во второй части своей книги, посвящен судьбе того наследия, которое оставила античность позднейшей европейской культуре (глава 8). Еще в начале своего сочинения автор справедливо замечает, что для Европы классические образцы всегда оставались "определенным эталоном и нормой, иногда даже недосягаемым образцом" (с. 7-8). В заключительной же части работы В. Г. Борухович обращается к конкретным проявлениям несомненного влияния греческого искусства на европейскую традицию: освоению художественного опыта античности в эпоху Возрождения, возникновению и распространению классицизма. Особенное внимание автор уделяет судьбам классицизма в России, его

- 347 -

распространению в XVIII в., утраты им своих позиций во второй половине XIX в., а также обращению к античности на рубеже XIX-XX вв., прежде всего участниками объединения "Мир искусства".

Книга В. Г. Боруховича опирается на богатый фактический материал - исторические источники различного характера. Прежде всего, это бережно собранная и осмысленная автором античная литературная традиция, включающая сочинения древних писателей самых различных жанров: гомеровские поэмы и исторические труды эпохи классики - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, биографическое сочинение Плутарха и труд антиквара-путешественника Павсания, трактаты римского автора Плиния Старшего и многие другие. Важным достоинством работы является привлечение археологических материалов, в том числе полученных в последние десятилетия: результаты раскопок критских и микенских дворцов, таблички линейного письма Б и, конечно, прежде всего, сохранившиеся произведения греческого искусства, значительное число которых воспроизводится в издании в качестве иллюстраций.

Изложение материала в книге строится с учетом сделанного в данной области предшественниками - археологами, историками, искусствоведами. В. Г. Борухович опирается не только на труды, ставшие уже классическими (работы А. Эванса, К. Блегена, Б. В. Фармаковского, Дж. Бордмэна), но и исследования последних десятилетий (С. Я. Лурье, Ю. В. Андреева, Н. А. Сидоровой, Ю. Д. Колпинского, А. П. Чубовой, А. П. Ивановой). Следует особо отметить тщательность работы автора с современной исследовательской литературой, что позволило не только сопоставить имеющиеся суждения историков и искусствоведов нового времени по тому или ином вопросу, но и отметить целый ряд неточностей и несообразностей, имеющихся в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Основные источники

- 348 -

и литература по данному кругу проблем собраны автором в отдельный список (с. 460).

Для того чтобы облегчить читателю ориентацию в богатом фактическом материале книги и поиск необходимой информации, издание снабжено разнообразными указателями: имен, мифологических персонажей, географических названий и памятников искусства, а также терминологическим словарем, который включает понятия, связанные преимущественно с религией и искусством древних греков.

Мы уверены, что эта книга, написанная увлекательным и образным языком, вызовет огромный интерес и найдет широкий отклик у читающей публики, всех, интересующихся искусством и историей античности, а также европейской культурой.


(c) 2003 г. О.В. Кулишова, Э.Д. Фролов
(c) 2003 г. Центр антиковедения