Публикации Центра антиковедения СПбГУ


М.В.Белкин
Система лекционных курсов и практических занятий по истории древней Греции и Рима в CПбГУ 1


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2003.
- 381 -

Система лекционных курсов и практических занятий по истории античного мира является главным стержнем в изучении всей истории и культуры античного мира на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. С самого начала преподавания антиковедческих дисциплин в Петербургском университете, с 30-х гг. XIX в., чтению общих курсов лекций по истории древней Греции и Рима уделялось особое внимание. Не было ни одного известного
- 382 -

профессора университета, который бы с тем или иным успехом не поучаствовал в чтении общих курсов, а для таких выдающихся профессоров, как Ф.Ф. Зелинский, М.И. Ростовцев, С.И. Ковалев, лекции были козырной картой их преподавательской деятельности. Надо заметить, что эта важная традиция кафедры истории древней Греции и Рима продолжается и в настоящее время, прежде всего благодаря стараниям Э.Д.Фролова.

Важность системе общих курсов придает также и тот факт, что на историческом факультете, да и в университете в целом, судят о значимости и уровне кафедры во многом по исполнению именно общих курсов лекций, а также по проведению практических занятий, так как это своего рода выход антиковедов за пределы узкого мира своей корпорации.

На историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета лекции по истории древней Греции и Рима читаются на 1-м курсе дневного, вечернего и заочного отделений. Общее количество лекций одинаково для дневного и вечернего отделений и составляет:
история древней Греции - 17-18 лекций (34-36 часов);
история древнего Рима - 16-17 лекций (32-34 часа).

Практические занятия предусмотрены только для дневного отделения в объеме, равном лекционным часам по предмету.

Можно отметить, что это весьма небольшое количество часов. По данному показателю Санкт-Петербургский университет уступает даже некоторым провинциальным ВУЗам. Например, как нам известно, в ярославском университете общим курсам по истории древней Греции и Рима отводится в течение года по 8 часов в неделю, которые делятся на лекции (4 часа), практические занятия (2 часа) и коллоквиумы (2 часа).

Кроме исторического факультета общие курсы по истории античного мира читаются еще на двух факультетах

- 383 -

университета: на кафедре классической филологии филологического факультета (история древней Греции (68 часов) и история древнего Рима (64) часа) и на нескольких отделениях восточного факультета (история античного мира (32 часа).

В последнее десятилетие усилилась критика системы общих курсов по разделам всеобщей и отечественной истории. Это происходит в значительной степени под влиянием университетов Западной Европы и Америки, где практически повсеместно произошел отказ от общих курсов. Естественно, возникает вопрос, не стоит ли и нашим, российским ВУЗам, отказаться от этой системы, нужно ли ее сохранять и далее. На наш взгляд, не стоит отказывать ни под каким предлогом, нужно, безусловно, сохранить подобную систему.

Насколько нам известно, у противников общих курсов есть два главных довода: во-первых, малое количество часов, отводимых на лекции, что заставляет лектора ограничиваться скучным кратким обзором основных событий того или иного периода истории; во-вторых, очень незначительный процент материала лекций, усваиваемый аудиторией (не более 10%).

Как наш собственный опыт - и студенческий, и преподавательский, - так и размышления по данной проблеме, привели нас к однозначному выводу - все аргументы противников несостоятельны. В данной проблеме нет абсолютных величин, а есть только относительные, главная из которых человеческий фактор. Как и во всех других сферах человеческой деятельности, в работе лектора необходим творческий подход, заинтересованность в ее успешном выполнении, постоянное самосовершенствование.

Разберем проблему более детально. Что касается первого довода - о малом количестве часов, то, на первый взгляд, действительно, трудно представить себе как, например, историю Рима - "от Ромула до Ромула" -

- 384 -

можно уложить в 16 лекций. Однако от лектора вовсе не требуется равномерное изложение всего материала. Как раз напротив, лектор должен выделять самые важные темы, акцентировать внимание студентов на принципиальных моментах в развитии того или общества, допуская, что какие-то сюжеты будут им представлены более кратко. Только лекции позволяют донести до аудитории или разъяснить ей чью-либо концепцию, показать магистральное направление в развитии общества, не дать потеряться этому направлению в обилии фактов, имен, дат.

Что касается другого довода - о крайне малом усвоении материала лекций (до 10%), то нам не раз приходилось наблюдать прямо обратную картину - огромное воздействие устного слова. Те сюжеты, которые освящены в лекциях, откладываются в памяти слушающих значительно лучше, чем темы, изученные преимущественно по учебнику.

Мы убеждены, что проблема заключена не в системе общих курсов, а в ее претворении в жизнь. К сожалению, нередко чтение лекций поручается преподавателям либо не умеющим, либо не желающим их читать. Лектору, обладающему слабым голосом, невнятной дикцией или странной жестикуляцией, либо всем своим видом показывающему, что он делает эту свою работу с крайней неохотой, трудно увлечь большую аудиторию. Тогда, действительно, время, отведенное на общий курс, оказывается напрасно потраченным, как для лектора, так и для студентов. Еще хуже то, что таким образом компрометируется вся система общих лекций и ставится под сомнение их целесообразность. Но с другой стороны, прирожденные лекторы-ораторы, умеющие овладеть аудиторией, могут заинтересовать в предмете, увлечь и вдохновить на новые исследования так, как это не сможет сделать ни один самый прекрасный учебник. Тогда общие лекции становятся ярким событием в

- 385 -

жизни любого учебного заведения.

Но главное заключено в другом - даже при всех недостатках, сложностях и изъянах, нельзя отказываться от системы общих лекционных курсов потому, что они являются основным гарантом получения фундаментального, а не мозаичного исторического образования. В частности, именно общие курсы по истории древней Греции и Рима являются тем фундаментом, на котором строится здание из спецдисциплин, спецкурсов, спецсеминаров и т.д. по истории античной цивилизации.

Практические занятия по истории древней Греции и Рима имеют большое значение для углубления и совершенствования знаний по этим двум курсам всеобщей истории. Правильное распределение преподавателем и студентами предоставленного учебного времени способствует как более тщательному изучению истории древних греков и римлян, так и более качественной подготовке к сдаче экзамена по этим дисциплинам. Практические занятия могут быть использованы для решения целого комплекса научных и педагогических задач.

Во-первых, важнейшей целью практических занятий является ознакомление студентов с материалами источников по истории древней Греции и Рима. Речь идет, прежде всего, о письменной исторической традиции греков и римлян, в меньшей степени об археологических, эпиграфических и нумизматических памятниках. Чтение и комментарии источников дадут студентам более точную информацию о природе наших знаний по тем или иным аспектам греческой и римской истории, позволят хоть в какой-то степени - насколько это возможно в рамках университетской аудитории - почувствовать особенности, дух изучаемой эпохи, ярче представить себе образы действующих лиц истории. Так, например, в курсе истории древней Греции занятия 7 "Начало демократического движения в Афинах, реформы

- 386 -

Солона" и 10 "Конституция Афин времен Перикла" практически полностью посвящены чтению "Афинской политии" Аристотеля, а в курсе истории древнего Рима занятие 6 "Сословная борьба патрициев и плебев. Формирование римской гражданской общины. Законы XII таблиц" отводит часть времени для чтения законов XII таблиц.

Во-вторых, другой немаловажной задачей практических занятий служит всестороннее развитие у студентов навыков устной речи, а именно: умения четко и точно отвечать на вопросы преподавателя, правильно формулировать собственные вопросы, участвовать в дискуссиях, логично и последовательно отстаивать свою точку зрения, составлять и произносить как небольшие сообщения (на 5-10 минут), так и продолжительные доклады (на 30 минут и более). Задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать участие студентов в практических занятиях как можно более активным. Необходимо определять задания по учебнику и хрестоматии к каждому следующему занятию, что будет стимулировать подготовку студентов к практическим занятиям, а это, в свою очередь, приведет к постепенному, то есть более тщательному, усвоению полученных знаний по предмету и будет способствовать правильной и качественной подготовке к экзамену. Опыт же, приобретенный студентами при сборе материала, подготовке и исполнении собственных выступлений, пригодится в дальнейшем как для написания курсовых и дипломного сочинений, так и для совершенствования лекторских навыков.

Наконец, практические занятия призваны дополнить общий курс лекций по истории древней Греции и Рима, подробнее рассмотрев либо те сюжеты и аспекты, которые кратко освещаются в лекциях, например, вопросы источниковедения - им отводятся по два-три занятия в каждом семестре - или культуры, которые специально

- 387 -

рассматриваются на занятиях 13-15 курса истории древней Греции: "Культура классической Греции (религия и мифология, наука и литература, архитектура и изобразительные искусства)", "Античный театр и драматургия", "Политическая публицистика IV в. до н.э.", и 15-16 курса истории древнего Рима: "Империя и христианство в I-IV вв н.э.", "Культура Римской империи I-III вв. н.э.", либо те проблемы, по которым в науке существует большое различие во взглядах, и всестороннее ознакомление с которыми на лекциях затруднительно, например, понятия и сути эллинизма или сущности и правовых форм системы принципата в Риме.

Таким образом, сочетание общих курсов и практических занятий по истории древней Греции и Рима создает надежный фундамент для дальнейшего всестороннего изучения как античной цивилизации, так и последующих эпох мировой истории.


Примечания


1 Данный доклад был прочитан на научной конференции антиковедов в Москве 27 июня 2002 г. Краткие тезисы доклада опубликованы в сборнике: Антиковедение в системе современного образования // Материалы научной конференции в Москве 26-27 июня 2002 г. М., 2003. С.32-33(назад)

(c) 2003 г. М.В.Белкин
(c) 2003 г. Центр антиковедения