Публикации Центра антиковедения СПбГУ


А.Д. Пантелеев
"Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть": раннее христианство в Internet'е


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-03007-3
- 377 -

Последнее десятилетие характеризуется проникновением компьютерных технологий практически во все области человеческой жизни, и ни историческая наука в целом, ни антиковедение не стали исключением.
- 378 -

Уже с конца 80-х гг. начали появляться всевозможные базы данных - как библиографические, так и источниковедческие, сборники оцифрованных текстов источников с замечательными возможностями поиска, электронные словари (связанные как с древними, так и с новыми языками) и множество других, не менее полезных, программ. Следующий шаг "компьютеризации" истории связан с использованием World Wide Web - Всемирной Сети, Internet. В России Сеть начала распространяться практически в то же время, что и на Западе, еще в начале 90-х годов, но, в силу дороговизны техники и отсутствия навыков работы с компьютером у основной массы историков, можно говорить о более или менее широком использовании Internet отечественными учеными лишь в самое последнее время (приблизительно с 1998-99 гг.).

Internet предоставляет принципиально новые возможности для научной публикации. Перечислим лишь основные из них. Прежде всего, это простота издания текста и его доступность. Для того, чтобы сейчас создать гипертекстовый вариант статьи, не требуется никаких специальных знаний: практически во всех текстовых редакторах в меню "Сохранить как" ("Save as") есть пункт "HTML Document" - наиболее распространенный в Сети формат предоставления информации. Точно также не возникнет проблем с его публикацией: создание сайта на бесплатном хостинге становится все более и более популярной услугой и занимает не более 15 минут. Если по каким-то причинам автор не хочет самостоятельно создавать Internet-страницу, то его статью готовы опубликовать сайты, специализирующиеся на исторических дисциплинах, некоторые из которых даже обещают небольшой гонорар за публикацию. Затем, Internet дает уникальные коммуникативные возможности: читатель может высказать свое мнение по поводу прочитанного или в частном письме автору (обычна практика указания e-mail),

- 379 -

или обсудить статью на либо общедоступном форуме или в чате данного сайта, либо в специализированной рассылке, созданной для общения историков, занимающихся данным периодом или вопросом. Для того, чтобы получить доступ к электронной публикации, достаточно иметь компьютер, подключенный к Сети. Наконец, специализированные поисковые сервера облегчат поиск необходимой информации. Эти возможности представляются безусловными "плюсами" Internet, но ими же обусловлены и "минусы". Основными из них в силу общедоступности и, что немаловажно, анонимности автора является невозможность контроля за качеством информации и легкая возможность плагиата.

К настоящему времени можно подвести какие-то промежуточные итоги существования исторической науки в новой информационной среде. В целом, можно сказать, что мрачные прогнозы о профанации истории не оправдались. Несмотря на легкость получения практически любой информации и размещения своих публикаций, историю в Internet не захлестнула волна некомпетентности. Если обратиться к науке об античности, то ситуация взаимодействия "чистой", академической науки с обществом не претерпела радикальных изменений. Существует ряд тем (и их, надо сказать, большинство), которые не вызывают интереса у широкой публики из-за их недоступности для неподготовленного читателя (по преимуществу, это проблемы социального и экономического развития античного мира). Но есть ряд вопросов, традиционно вызывающих широкий резонанс не только в "доинтернетовскую", но и в "компьютерную" эпоху. Эти вопросы связаны, главным образом, с историей античной культуры и религии - темам, которые, с одной стороны, находятся в центре внимания в силу того, что они являются формообразующими для европейской цивилизации, а с другой, как может показаться дилетанту, не требуют ни особой подготовки, ни знания

- 380 -

древних языков. Не меньший интерес вызывают военное дело в античности и античная археология, причем интерес в последнем случае зачастую носит сугубо утилитарный характер (оценка антиквариата, "черная археология" и т.д.). Хорошим примером modus vivendi исторической проблемы в Internet может стать история раннего христианства.

Начнем с источников. В Сети представлен практически весь свод письменных раннехристианских памятников: Новый Завет, произведения апостольских отцов и апологетов, ересеологические трактаты, сочинения Оригена, Киприана и труды эпохи Вселенских Соборов. Хотелось бы отметить несколько, без преувеличения, выдающихся библиотек, содержащих общедоступные переводы текстов источников на английский язык. Это, во-первых, "Новое Пришествие" (New Advent) (http://www.newadvent.org/fathers), где можно получить не только текст, но и сведения об авторе из "Католической Энциклопедии". Затем, это "Библиотека св. Пахомия" (St. Pachomius Library) (http://www.ocf.org/OrthodoxPage/reading/St.Pachomius), которая содержит замечательную подборку сочинений по всей истории христианства. И, наконец, безусловного упоминания заслуживает электронная версия 38-томного собрания отцов церкви (http://www.ccel.org/fathers2). Она состоит из трех частей: первую составляют тексты авторов доникейского периода (до 325 г.), две другие - никейских и посленикейских отцов: в первую входят сочинения Августина и Иоанна Златоуста, во вторую - историков церкви (Евсевия, Созомена, Феодорита, Иеронима, Сократа Схоластика и др.) и теологов IV-VIII вв. (Афанасий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.). Тексты этого собрания доступны для скачивания в нескольких форматах: гипертекстовый вариант (html), обычный текст (txt), rich text format (rtf), файл помощи Windows (whl), Microsoft Reader (lit) и Acrobate Reader (pdf). Кроме того, доступны

- 381 -

и латинские версии текстов (в силу сложности сканирования и адекватного воспроизведения греческого языка, тексты на нем почти не встречаются). К сожалению, нам не удалось обнаружить сайта, где были бы специально собраны сочинения отцов на языке оригинала, но их можно найти в крупнейших латинских библиотеках Сети: Bibliotheca Augustana (http://www.fh-augsburg.de/~harsch/a_chron.html) и Latin Library (http://www.geocities.com/Athens/Forum/6946/literature.html). Приятно отметить, что и в русскоязычной сети сейчас можно найти практически все переведенные на русский раннехристианские тексты, например, на сайте "Православного Патрологического Общества" (http://www.mrezha.ru/theology/work.asp) или на "Страницах Андрея Лебедева" (http://www.pagez.ru/lsn).

Если обратиться ко многочисленным проектам, которые освещают отдельные проблемы раннего христианства или определенные периоды его существования и развития, то хотелось особо выделить три из них. Первый из них освещает деятельность Филадельфийского Семинара по происхождению христианства (Philadelphia Seminar on Christian Origins - PSCO) (http://ccat.sas.upenn.edu/psco). Этот семинар действует вот уже почти 40 лет, с 1963 г., при факультете религиоведения университета Пенсильвании. Темы, которые рассматривались на протяжении его истории, весьма разнообразны. Они затрагивают как классические проблемы раннехристианской истории ("Евангельская традиция во II в." (1965/66 г.), "Комментарий Оригена на Евангелие от Иоанна" (1972/73 г.) или "Апокрифические Деяния" (1996/97 г.)), так и общую историю Средиземноморской религиозности рубежа эр ("Магия: феномен и проблема в греко-римском мире" (1976/77 г.), "Начала и власти: демоны и ангелы в позднеантичном мире" (1987/88 г.)), и историю иудаизма эллинистического и римского периода ("Происхождение и начальное развитие синагоги" (1993/94 г.), "Парабиблейская литература" (2002/3 г.)), и историографические

- 382 -

("Ортодоксия" и "ересь" в раннем христианстве" (1966/67 г.) - тема, возникшая при переводе книги Вальтера Брауна "Ортодоксия и ересь в раннем христианстве"). В рамках каждого тематического семинара делаются несколько докладов (обычно - 5-6), посвященных отдельным аспектам текущей темы. На сайте PSCO можно найти протоколы некоторых из этих семинаров с тезисами докладов, иной раз весьма развернутыми. Этот проект представляет безусловный интерес, так как в нем принимают участие ведущие современные историки раннего христианства, и он отражает самые актуальные направления науки.

Второй замечательный проект создан и развивается оксфордским программистом Роджером Пирсом. Он посвящен одной из самых ярких фигур в христианстве III в. - Тертуллиану и так и называется - "The Tertullian Project" (http://www.tertullian.org). Автор, предвидя вопрос о том, что заставило программиста обратиться к этой достаточно специальной теме, сам говорит следующее: "Я никогда не встречал никого, кто еще бы интересовался Тертуллианом, так что даже не знаю, прочтет ли кто-нибудь эти страницы. Причиной для их написания стало то, что я не смог найти в Сети ничего полезного о нем. Я решил начать дело, хотя бы заложить основу, а если какой-нибудь серьезный ученый захотел бы принять эту работу, я был бы рад отдать ее ему. Мой собственный интерес к Тертуллиану возник как следствие моей христианской жизни в Соединенном Королевстве, где христиане являются маргинальной и непопулярной малочисленной группой". Роджеру Пирсу за 5 лет работы над этим проектом удалось создать уникальный по информативности ресурс, способный удовлетворить запросы посетителя любого уровня. Один из разделов сайта рассчитан на полного новичка в христианской истории; он так и называется: "Никогда не слышали о таком?". Остальные разделы содержат практически всю возможную информацию о Тертуллиане, его творчестве и судьбе его наследия в Средние века и Новое время. Это и жизнь Тертуллиана, и его сочинения

- 383 -

(латинские тексты и переводы на новые языки; есть даже ссылки на русские переводы), и рассказ о рукописной традиции и изданиях его работ (начиная с инкунабул конца XV в. до нашего времени), и обширнейшая библиография, посвященная карфагенскому пресвитеру. Главная заслуга Пирса состоит в том, что он разыскивает эти работы, оцифровывает их и опубликовывает для всеобщего пользования. Как нам кажется, это один лучших исторических сайтов, созданных не только любителями, но и историками-профессионалами.

Хотелось бы отметить и сайт, созданный Джеймсом О'Доннеллом, профессором классической истории, который посвящен Августину (http://ccat.sas.upenn.edu/jod/augustine.html). Там можно найти тексты и переводы трудов Августина (особого внимания заслуживает замечательное электронное издание "Исповеди" с комментариями, вышедшее в 1992 г. в "бумажном" варианте,1 и опубликованное О'Доннеллом в Сети (http://ccat.sas.upenn.edu/jod/conf/noframe_entry.html)). Кроме того, эта страница содержит замечательные исследования, посвященные философии Августина (например, "Св. Августин и христианский платонизм" А. Х. Армстронг или "Воскресение и теория св. Августина о человеческих ценностях" А.И. Марру). В 1994-1995 гг. О'Доннелл вел интернет-семинар, посвященный творчеству Августина, с материалами которого можно также ознакомиться на сайте "St. Augustin of Hippo".

Кроме электронных библиотек и проектов, посвященных отдельным вопросам или персоналиям, в Сети есть и он-лайновые версии журналов по истории раннего христианства. Из свободно доступных можно назвать "Journal of Greco-Roman Christianity and Judaism" (http://www.jgrchj.com) и "Journal of Higher Criticism" (http://www.depts.drew.edu/jhc),

- 384 -

из доступных только подписчикам - "Journal for the Study of the New Testament" (http://www.continuumjournals.com/journals/index.asp?jref=1) или "Journal of Early Christian Studies" (http://control.press.jhu.edu/journals/journal_of_early_christian_studies). Для того, чтобы ориентироваться в этой информации, существуют так называемые "каталоги ресурсов". Назовем лишь два из них. Это "Resource Pages for Biblical Studies" (http://www.torreys.org/bible), где содержатся ссылки на страницы, посвященные не только раннему христианству, но и античной истории вообще, и список ссылок Североамериканского Патрологического Общества (The North American Patristic Society) (http://moses.creighton.edu/napslinks/index.htm).

Но, как мы уже сказали, история раннего христианства не является областью интереса только историков-профессионалов. В настоящее время существует гигантское количество околонаучной литературы, авторы которой стремятся показать связь Христа с Атлантидой или, на худой конец, с буддизмом, рассуждают о переселении душ в раннехристианской традиции или о пятитысячелетней истории европейского гнозиса. Все это находит отражение и в Сети. Так, например, из полутора сотен сайтов, посвященных гностицизму, лишь четыре или пять могут рассматриваться как более или менее серьезные; остальные могут служить характеристикой скорее, по выражению Г. Йонаса, "нашего вывернутого века", чем религиозной ситуации рубежа эр. Точно такие же странички с самыми разнообразными "откровениями" существуют и по другим вопросам раннего христианства не только на английском, но и на русском языке. На фоне отсутствия в русскоязычной Сети сайтов, которые хоть в какой-то степени приближались по уровню к вышеназванным, ситуация не может считаться нормальной. Хотелось бы верить, что в ближайшее время в Рунете появятся специализированные проекты, которые смогут заполнить этот досадный пробел.


Примечания


1Augustine, Confessions: Text and Commentary by J. O'Donnel. Vols. 1-3. Oxford, 1992. (назад)

(c) 2002 г. А.Д. Пантелеев
(c) 2002 г. Центр антиковедения