Публикации Центра антиковедения СПбГУ


Н.В. Григорьева
Новый учебник по истории Древнего мира для средней школы

Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: Просвещение, 2001. - 335 с.: илл., карт. + 1 отд. л. илл.

Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-03007-3
- 371 -

Учебник по истории Древнего мира авторов В. И. Уколовой и Л. П. Маринович, вышедший в издательстве "Просвещение" в 2001 г., предназначен для учащихся пятых классов общеобразовательных учреждений.

Учебник состоит из трех больших разделов, в которых рассказывается об истории первобытного общества (раздел I, глава 2), стран и народов Древнего Востока и Америки (раздел II, главы 3-9), Древней Греции и Рима (раздел III, главы 10-20). Своего рода вступлением к основному тексту служит глава 1, повествующая об исторической науке и ее роли в жизни людей, о периодизации истории и исторической хронологии. Также наряду с изложением собственно исторических сюжетов в учебнике рассказывается о быте, обычаях, религиозных верованиях, культуре древних народов.

Учебник содержит множество красочных иллюстраций (фотографии древних памятников, рисунки, схемы)

- 372 -

и карт, хронологическую таблицу по истории Древнего мира в виде отдельного приложения, список рекомендуемой литературы. Авторы акцентируют внимание учащихся на наиболее значимых моментах древней истории, которые необходимо понять и запомнить. Особое внимание уделяется историческим терминам, с большинством из которых пятиклассники знакомятся впервые.

Каждый параграф учебника заканчивается блоком вопросов и заданий разной степени сложности, направленных как на усвоение и закрепление изученной темы, так и на развитие разнообразных навыков и умений учащихся. Также многие параграфы содержат небольшие приложения, в которых помещены тексты древних надписей, отрывки из сочинений древних авторов, краткие изложения легенд и мифов, данные археологических раскопок, удачно дополняющие основной текст.

В целом, данный учебник представляется чрезвычайно содержательным и вместе с тем увлекательным пособием для ребят, которые только начинают свое знакомство с историей. К его несомненным достоинствам следует отнести информативность. Страницы учебника богаты интересными сюжетами, разнообразными подробностями, яркими портретами могущественных правителей, мудрых законодателей, талантливых полководцев, бессмертных богов, легендарных героев. Таким образом, многое из того, что учитель вынужден обычно рассказывать дополнительно на уроках, имеется в учебнике. С другой стороны, с отдельными сюжетами учащиеся могут ознакомиться самостоятельно или даже факультативно.

Несмотря на сложность и обилие материала, учебник отличается стройностью, логичностью повествования. Авторы не ограничиваются изложением отдельных сюжетов, но и пытаются дать своим юным читателям представление об истории как едином процессе. Пятиклассники имеют возможность наблюдать как возникали, развивались и гибли государства древности, как история одних народов переплеталась с историей других, как деятельность отдельных личностей влияла на ход истории.

- 373 -

Также авторы учебника стремятся показать сложность и неоднозначность большинства исторических явлений. Например, характеризуя тиранию как негативное явление в истории Древней Греции (с. 172), они вместе с тем отмечают и положительные моменты в деятельности афинского тирана Писистрата (с. 180-181); об Александрийском Мусее говорится как о крупнейшем научном и культурном центре своего времени и, одновременно, как о "клетке для ученых мудрецов" (с. 235-237) и т. д.

Наконец, ясность и доступность изложения материала, а также обилие иллюстраций делают книгу красочной и интересной.

Наряду с содержательной стороной, не менее удачным представляется данный учебник и с точки зрения методики преподавания. Многочисленные вопросы и задания призывают учащихся к активной работе с учебником. При этом, наряду с вопросами общего характера, для ответа на которые требуется лишь внимательное чтение учебника, в нем имеется и много интересных, нестандартных заданий, делающих древнюю историю более увлекательной, понятной и даже современной. В качестве примера можно привести следующие задания: расскажите о гибели Трои от лица очевидца (с. 167); напишите пожелание египтянина своему фараону (с. 68); дайте стратегический совет Спартаку (с. 291); используя политическую карту мира, назовите, какие современные государства находятся на территории того или иного государства древности.

Отдельные задания (такие как: разделите текст параграфа на части и озаглавьте их; составьте перечень основных событий истории данного государства; нарисуйте схему управления племенем (государством)), а также разнообразные документы, требующие анализа и размышлений, делают пятиклассника как бы соавтором, позволяют ему попробовать себя в роли историка-исследователя.

Немало в учебнике вопросов и заданий не только познавательного, но и воспитательного характера, что также чрезвычайно ценно. Размышляя над вопросами: "Что принесло Давиду славу и признание народа?" (с. 84);

- 374 -

"Какие поступки греков вы бы назвали подвигом во имя свободы?" (с. 193); "Почему римляне простили Ромулу убийство брата?" (с. 248); "Кого из преемников Августа вы назвали бы самым достойным?" (с. 319) и т. д., восхищаясь или наоборот осуждая поступки древних, юные читатели совершают свой собственный нравственный выбор.

Несомненно, что данный учебник будет чрезвычайно полезен как в качестве основного школьного пособия, так и для самостоятельного знакомства с историей Древнего мира. Он поможет юным читателям узнать и полюбить историю.

Вместе с тем, учитывая содержательность и довольно большой объем учебника (335 с.), вряд ли следует ожидать и уж тем более требовать от пятиклассников запоминания всех понятий, выделенных авторами жирным шрифтом. В частности, слишком сложными для восприятия и тем более запоминания представляются иноязычные названия древних и древнейших людей, индийских варн, некоторые другие. Также не все определения исторических терминов можно признать вполне удачными. Например, "сатрапия" определяется как "провинция, во главе которой стоял назначенный царем управляющий - сатрап" (с. 108). Однако, слово "провинция" может быть так же незнакомо пятиклассникам, как и сатрапия. Можно привести и другие примеры.

Не вполне обоснованным представляется и использование двойных, подчас близких по смыслу понятий, нуждающихся в дополнительных пояснениях. Мы имеем в виду такие понятия, как этнография и этнология (§ 1), праобщина и родовая община (§§ 3-4), "древний полис" и "полис-государство" (в первом случае речь идет о поселении гомеровского времени, во втором - о собственно классическом полисе - городе-государстве и гражданской общине) (§ 33).1 Неправомерным является употребление некоторых

- 375 -

сложных понятий, предшествующее их определению и объяснению. В частности, понятие "цивилизация" встречается в тексте на с. 12, 13, 23, а объясняется только на с. 38!

Как уже говорилось выше, удачным дополнением ко многим параграфам учебника являются разнообразные документы, в том числе и отрывки из сочинений древних авторов. При этом сами историки древности, их жизнь и деятельность остаются фактически вне поля зрения авторов учебника. Даже об "отце истории" Геродоте имеется лишь куцое упоминание в связи с рассказом о греко-персидских войнах (с. 187). Об остальных крупных историках древности не говорится и вовсе. Несомненно, что даже краткий сюжет о рождении и первых шагах исторической науки не только бы значительно обогатил рассказ о культуре древних народов, но и дал бы юным читателям учебника представление о существовании многовековой исторической традиции, лежащей в основе наших знаний о прошлом. Учитывая же многочисленные достоинства нового учебника, данный пробел представляется особенно обидным.

Своеобразным, хотя и довольно спорным, нововведением в курс истории Древнего мира являются рассказы о правлении императора Юстиниана в Византии (§ 64) и особенно об истории цивилизаций индейцев майя, ацтеков и инков в Америке (§ 26). К слову сказать, крайне забавным выглядит отнесение главы 9 ("Цивилизации Древней Америки") к разделу "Древний Восток" (см. оглавление).

Далеко неоднозначно решается в учебнике проблема исторических дат, запоминание которых традиционно является "ахиллесовой пятой" школьников. Очевидно, что обе крайности: как излишнее внимание, так и полное невнимание к датам, отбивают интерес к истории и не могут приветствоваться. Авторы нового учебника приводят множество дат как значимых, знание которых представляется обязательным для любого образованного человека (будь то 776 г. до н. э. или мартовские иды 44 г. до н. э. или 476 г. н. э. и т. д.), так и тех, запоминание которых совершенно излишне. При этом, на наш взгляд,

- 376 -

было бы далеко небесполезным выделить наиболее значимые даты, например жирным шрифтом, как это сделано в отношении исторических терминов, или вынести их в конец главы в рубрику "Мы запомнили, что:". В учебнике это не сделано и все даты проходят лишь общим текстом, нередко просто теряясь в нем. Красочная хронологическая таблица, позволяющая пятиклассникам представить, что происходило в тот или иной период в разных частях древнего мира, лишь отчасти компенсирует вышеназванную недоработку.

Несколько странное впечатление производит карта "Народы древнего мира", помещенная на переднем форзаце. Наряду с территорией расселения древних народов на карте указывается и время их существования. При этом налицо явное "смешение стилей": в одних случаях указываются приблизительные временные рамки существования той или иной цивилизации (например, "Шумеры. Ок. 3500-2400 до н. э.", "Хетты. Ок. 1900-1200 до н. э." или "Иудеи. Ок. 1200 до н. э. и позднее"); в других - конкретные даты существования того или иного государства или правления той или иной династии, причем не всегда точные (например, "Египтяне. Ок. 3100-30 до н. э."2, "Персы. Ок. 549-333 до н. э." или "Империя Цинь. Ок. 221-206 до н. э."). При этом сами государства на карте не обозначены. Вместе с тем, если речь идет о народах, то указание конкретных дат представляется не вполне уместным. К слову сказать, некоторые из них вообще вызывают откровенное недоумение (например, "Римляне. Ок. 507 до н. э. - 476 н. э." или "Галлы. 8 в. до н. э. - 51 г. н. э."3). Так или иначе, но вполне понятное желание авторов сделать данную карту максимально информативной

- 377 -

оборачивается, на наш взгляд, откровенной путаницей, разобраться в которой пятикласснику совершенно не под силу.

Не совсем удачным представляется изложение темы "Счет лет в истории" (§ 2), традиционно вызывающей определенные затруднения у учащихся и требующей особого внимания. Указывая, что разные народы считали время по-разному, авторы не приводят почему-то ни одного примера, за исключением летосчисления от Рождества Христова. На наш взгляд, подобное ограничение ничем не оправдано. Более того, совершенно очевидно, что рассказы об олимпийской эре или о счете лет от основания города у римлян были бы не только интересны пятиклассникам, но, что особенно важно, помогли бы им понять, что любая система летосчисления относительна и является лишь общепринятой условностью. При общем обилии и разнообразии заданий, количество задач на летосчисление представляется совершенно недостаточным.

Высказанные замечания носят частный характер и не умаляют многочисленных достоинств нового учебника. Имеющиеся же в нем отдельные, незначительные недостатки, вполне естественные особенно для первого издания, могут быть легко преодолены учителем в процессе обучения. Хочется надеяться, что учебник В. И. Уколовой и Л. П. Маринович станет хорошим помощником как для учителей, так и для учеников на их нелегком совместном пути к знанию.


Примечания


1 На наш взгляд, более понятным, да и более правильным было бы вместо понятия "древний полис" использовать слово "поселок" или "укрепленный поселок".(назад)
2 Вместо 30 г. до н. э., когда Египет стал Римской провинцией, в карте ошибочно указывается 30 г. н. э.(назад)
3 Можно предположить, что в данном случае имеется в виду подчинение галлов Юлием Цезарем и вместо 51 г. н. э. следует читать 51 г. до н. э.(назад)

(c) 2002 г. Н.В. Григорьева
(c) 2002 г. Центр антиковедения