Публикации Центра антиковедения СПбГУ


Э.Д. Фролов
Петербургская кафедра античной истории


Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-03007-3
- 7 -

В этом году кафедра истории древней Греции и Рима и Центр антиковедения СПбГУ приступают к изданию нового сборника научных статей, который, возможно, удастся сделать периодическим. Присваивая ему название "Мнемон", что по-гречески значит "хорошо помнящий", "памятливый", учредители сборника стараются подчеркнуть свою верность традициям Петербургской историко-филологической школы, всегда отличавшейся повышенным вниманием к античной исторической традиции, бережным отношением к свидетельствам древних источников и отвержением любых попыток замены завещанных древностью сведений свободною игрою ума новейших знатоков. Этому же устремлению черпать историческое знание в первую очередь из традиции, из самых истоков исторической памяти соответствует также и проставленный на титульном листе латинский эпиграф: "Ex ipso fonte".

Задуманное новое предприятие, могущее стать важным моментом в развитии петербургского университетского антиковедения, подает естественный повод окинуть взором прошлую историю и нынешнее состояние названной научной школы. Будем надеяться, что нижеследующий очерк не будет сочтен излишним теми, кому интересна история классического образования и дороги традиции гуманитарной культуры.

* * *

Санкт-Петербургский государственный университет - старейший в нашей стране, если согласиться с недавно

- 8 -

высказанным мнением о том, что его история должна отсчитываться с основания Академического университета, учрежденного вместе с самой Академией наук в Петербурге в 1724 г. Но если даже принять традиционную, более позднюю дату основания университета в Петербурге - 1819 г., когда он был заново открыт, но уже не в составе Академии наук, а в системе Министерства народного просвещения, то и тогда этот университете оказывается одним из старейших в России, уступая первенство только Московскому университету, основанному в 1755 г.

Вместе с тем, бесспорно, Петербургский государственный университет - один из крупнейших в мире. Сейчас в его составе числится 20 факультетов и 13 научных институтов. Среди гуманитарных факультетов старейшим, наряду с Филологическим, является Исторический. В его составе 12 кафедр, среди которых наиболее значимыми являются две триады: одна, представляющая отечественную историю, а другая - всеобщую. В ряду кафедр всеобщей истории первой, по хронологии изучаемого предмета, является кафедра истории древней Греции и Рима.

Не лишним будет пояснить подробнее это подразделение. Понятие всеобщей истории традиционно противополагается понятию отечественной, русской истории. Столь же традиционно и внутреннее подразделение всеобщей истории на древнюю (или античную), средневековую (вместе с Византией) и новую. Античная история (от латинского antiquus - "древний") - это и есть история древней Греции и Рима, составляющая первый цикл европейской цивилизации, от II тыс. до н.э. по конец V в.н.э. В этом смысле античная история противопоставляется всей последующей европейской истории, средневековой и новой вместе, как следующему циклу, простирающемуся уже до наших дней.

Античная цивилизация обладала своим неповторимым качеством. Собственно, это был первый опыт европейских

- 9 -

народов в построении цивилизованного общества, опиравшегося на города, организованного в государства и развившего совершенную письменную культуру. Однако построение цивилизованного общества древними греками и римлянами было совершено форсированным образом, за счет широкого использования во всех сферах производства чужеземных рабов. Благодаря этому собственное население греческих и римских городов оказалось в значительной степени избавленным от тягот грубого физического труда. Пользуясь всеми политическими и гражданскими правами, обладая достаточными материальными средствами и необходимым досугом, свободные греки и римляне смогли активно заниматься политикой, искусством и наукой, что привело к невиданному творческому подъему, выразившемуся в разнообразии опробованных политических форм (в том числе и демократии), в выработке фундаментальных социальных и правовых понятий (патриотизма, гражданства, свободы слова и равенства граждан перед законом и пр.), в расцвете гармоничной архитектуры и изобразительного искусства, высокохудожественной литературы и театра, наконец, полнокровного историописания и изощренной философии.

Благодаря всем этим культурным свершениям за античностью, начиная с эпохи европейского Возрождения, закрепилось значение нормы. Достижения античной цивилизации стали считаться классическими и их изучение было положено в основу новой европейской образованности. В России со времен преобразований Петра Великого изучение античной истории, греко-римской словесности и искусства стало важным элементом новой, ориентированной на европейский Запад, классицистической культуры и учености. Особых успехов русское антиковедение (как теперь обычно называют весь комплекс наук об античности) добилось в XIX - начале XX в. Это было связано с широким развитием гуманитарного университетского образования, а пальма первенства в этом отношении по-справедливости принадлежала

- 10 -

Петербургскому университету, где сложилась первая национальная школа антиковедения, ставшая основой более широкого научного направления, за которым закрепилось название Петербургской исторической школы.

Основоположником этого направления был выдающийся историк-эллинист, первым исследовавший основы античного гражданского общества, Михаил Семенович Куторга (1809-1886), состоявший профессором всеобщей истории в Петербургском университете с 1835 до 1869 г. 1835 год и следует считать подлинной датой рождения кафедры истории древней Греции и Рима (хотя до революции понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора). К этому же времени надо отнести и начало формирования всей Петербургской исторической школы, поскольку ученики Куторги не только продолжили его работу-антиковеда, но и стали, в свою очередь, родоначальниками братских научных направлений в западной медиевистике, византинистике и истории нового времени.

Далее важным этапом в развитии петербургской кафедры античной истории стала деятельность профессора Федора Федоровича Соколова (1841-1909), сделавшего упор на реконструкции исторических фактов и в этих целях широко использовавшего, наряду с литературной традицией, также и данные документов (надписей). Соколов создал целую школу русских эпиграфистов, занявших до Октябрьской революции 1917 г. ключевые посты в русской гуманитарной науке. К их числу относятся академики Виктор Карлович Ернштедт (1854-1902), заложивший в России основы греческой палеографии, Василий Васильевич Латышев (1855-1921), прославившийся изданием полного свода греческих и латинских надписей, происходящих из античных поселений Северного Причерноморья, и, наконец, Сергей Александрович Жебелев (1867-1941),

- 11 -

непосредственно продолживший дело своего учителя в Петербургском университете и ставший как бы связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых, выступивших уже после революции.

Помимо "соколовцев", в Петербургском университете подвизались ученые и других направлений, как, например, непревзойденный знаток античной культуры Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) и основоположник нового, социально-экономического направления Михаил Иванович Ростовцев (1870-1952). Оба последних после революции эмигрировали: первый - в Польшу, а второй - в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты Америки, где стал профессором весьма престижного Йелльского университета. Капитальные труды Ростовцева по социально-экономической истории эллинистического мира и Римской империи, изданные, в бытность его в эмиграции, на английском языке, выдвинули его в безусловные лидеры мирового антиковедения.

В советское время, после некоторого упадка, вызванного трудностями переходного революционного времени, наука об античности продолжала развиваться в первую очередь, конечно, в столичных университетах Ленинграда и Москвы. В Ленинградском (а теперь снова Петербургском) университете ее центрами стали кафедра классической филологии и кафедра античной истории (или, как ее официально именуют, кафедра истории древней Греции и Рима), созданные (или, лучше сказать, воссозданные) соответственно на Филологическом и Историческом факультетах. На кафедре античной истории, учрежденной в 1934 г., организаторами научной работы и учебного процесса стали выдающиеся специалисты-антиковеды новой формации (перечисляем по старшинству) Сергей Иванович Ковалев (1886-1960), Соломон Яковлевич Лурье (1891-1964), Николай Николаевич Залесский (1900-1984), Дмитрий Павлович Каллистов (1903-1973) и Ксения Михайловна Колобова

- 12 -

(1905-1977). До войны выступавшие в авангарде марксистской науки и сполна отдавшие дань соответственным социологическим занятиям, они в послевоенный период решительно обратились сами и повернули своих учеников вновь к глубокому изучению античной истории и культуры на основе фактов и во всей полноте составляющих античную цивилизацию элементов. К ним - непосредственно или через их учеников - восходит формирование нынешнего поколения историков-античников, работающих на Историческом факультете СПбГУ.

Сейчас на кафедре истории древней Греции и Рима действуют 15 штатных сотрудников: восемь преподавателей-эллинистов - профессора Э.Д. Фролов, Л.А. Пальцева, О.В. Кулишова, доценты Л.Г. Печатнова, С.М. Жестоканов, Е.В. Никитюк, старший преподаватель М.М. Холод, ассистент О.Ю. Владимирская (по совместительству выполняющая также обязанности секретаря кафедры и заведующего кабинетом); пять специалистов по римской истории - профессора Н.С. Широкова, А.Б. Егоров, доцент П.В. Шувалов, старшие преподаватели М.В. Белкин и К.В. Вержбицкий; еще двое (один преподаватель и один научный сотрудник), чьим предметом занятий является преимущественно античная культура (религия и философия), - А.В. Петров и А.Д. Пантелеев.

Помимо основных сотрудников, в учебном процессе, для преподавания особых, редкостных дициплин, привлекаются также видные специалисты из других учебных, научных и культурных центров (в частности, с кафедры классической филологии СПбГУ, из академических институтов и Государственного Эрмитажа), числом в иные годы до десяти и более человек. Благодаря этому достигается максимально возможный охват предметов, составляющих науку об античности. Студенты имеют возможность учиться у признанных специалистов, а кафедра в целом предстает как крупнейший антиковедный центр в Петербурге и один из самых значительных в России и в Европе.
- 13 -

Научная деятельность петербургской кафедры античной истории традиционно ведется по трем главным направлениям: 1) политическая история античного мира, с особым упором на проблемы древней государственности (греческого города-государства [полиса], римской гражданской общины [цивитас] и империи [принципата и домината]), 2) античная культура в различных ее проявлениях (в особенности общественно-политическая мысль, философия и религия) и 3) история науки об античности (то, что обычно именуют историографией) в тесной связи с развитием культуры и просвещения как в Западной Европе, так и в России.

По всем этим направлениям много сделано, и результаты нашли отражение в изданиях, подготовленных и опубликованных сотрудниками кафедры. Назовем лишь наиболее важные публикации, осуществленные в недавнее (или сравнительно недавнее) время. По проблеме античной государственности это, прежде всего, работы, посвященные формированию и развитию греческого города-государства, полиса: фундаментальная монография К.М. Колобовой "Из истории раннегреческого общества (о-в Родос IX-VII вв. до н.э.)" (1951), работа Ю.В. Андреева (написанная в бытность его сотрудником кафедры) "Раннегреческий полис (гомеровский период)" (1976), очерк Э.Д. Фролова "Рождение греческого полиса" (1988), монография Л.А. Пальцевой "Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии" (1999). Актуальной проблеме кризиса классического полиса были посвящены работы Э.Д. Фролова "Греческие тираны (IV в. до н.э.)" (1972) и "Сицилийская держава Дионисия" (1979), недавно переизданные в рамках его более обширного труда "Греция в эпоху поздней классики: общество, личность, власть" (2001). Те же проблемы специально на спартанском материале рассматриваются в монографии Л.Г. Печатновой "История Спарты (период архаики и классики)" (2001).
- 14 -

Все наиболее важные аспекты Римского государства с исчерпывающей полнотой трактованы в замечательном капитальном труде С.И. Ковалева "История Рима" (1948; изд.2-е - 1986). Загадочной цивилизации этрусков были посвящены работы Н.Н. Залесского "Этруски в Северной Италии" (1953) и "К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н.э. (Этруски в Кампании. Этруски, греки и Карфаген в V и IV вв. до н.э.)" (1965). А чрезвычайно актуальная тема перехода от Республики к Империи исследовалась в монографии А.Б. Егорова "Рим на грани эпох" (1985).

Надо подчеркнуть, что изучение античного общества не ограничивалось только элементами его официальной, гражданской структуры и государственности. Специальному исследованию подвергались также выходившие за официальные рамки, так сказать, маргинальные структуры: сообщества друзей, политические содружества (гетерии), философские школы и религиозные союзы. Этим явлениям античной общественной жизни посвящена только что изданная коллективная монография "Альтернативные социальные сообщества в античном мире", авторами которой являются сотрудники университетской кафедры Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров и доцент Российского государственного педагогического университета А.Б. Шарнина (2002 г.).

Параллельно изучению классических цивилизаций греков и римлян ислледуется также общественная жизнь древних кельтов, этих далеких предков современных французов и части населения Британских островов. Этот сюжет получил отражение в книгах Н.С. Широковой "Древние кельты на рубеже старой и новой эры" (1989) и "Культура кельтов и нордическая традиция античности" (2000).

По темам античной (греческой) культуры вслед за фундаментальным трудом К.М. Колобовой "Древний город Афины и его памятники" (1961) появились работа Э.Д. Фролова "Факел Прометея (очерки античной
- 15 -

общественной мысли" (изд. 2-е - 1991) и монография О.В. Кулишовой "Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.)" (2001). Проблемам раннего христианства посвящены посмертно изданная монография С.И. Ковалева "Основные вопросы происхождения христианства" (1964) и очерк Э.Д. Фролова в коллективной монографии, написанной совместно с Г.Л. Курбатовым и И.Я. Фрояновым: "Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь" (1988).

Что же касается историографии античности, то здесь добрым словом должен быть помянут прежде всего С.И. Ковалев, зачинатель историографических занятий на кафедре истории древней Греции и Рима, разработавший и долгие годы читавший обстоятельный курс по истории науки об античности. Его дело продолжил Э.Д. Фролов, издавший ряд частных этюдов, а затем и целостный обзор истории отечественного антиковедения - "Русская наука об античности (историографические очерки)" (1999).

Важным аспектом научной деятельности кафедры является регулярное проведение научных конференций, посвященных наиболее важным и интересным проблемам античной истории и культуры: "Проблемы античного полиса" (I-IХ, 1974-1992), "Античное общество: проблемы истории и культуры" (I-IV, 1995-2001), "Жебелевские чтения" (I-IV, 1997-2002) . Эти конференции привлекают к себе внимание специалистов и из других университетских и академических центров (причем, не только российских, но и зарубежных) и становятся важными событиями научной жизни. По материалам этих конференций кафедрой издаются сборники научных статей. Всего издано до полутора десятков таких сборников (не считая брошюр с тезисами). Последний - "Античное государство: политические отношения и государственные формы в античном мире" - опубликован летом 2002 г.
- 16 -

Для координации работы по подготовке и проведению конференций и изданию их материалов, равно как и иной работы по установлению и развитию научных связей, на Историческом факультете СПбГУпри кафедре истории древней Греции и Рима в 1994 г. создан университетский Центр антиковедения. А в начале 2000 г. был осуществлен прорыв в Интернет: был создан сайт Центра антиковедения, на котором развернулась публикация работ сотрудников кафедры, а также материалов проводимых кафедрою и Центром антиковедения научных конференций.

Активная научно-исследовательская работа сотрудников кафедры служит естественным основанием полноценного учебного процесса, целью которого является дать обучающимся на кафедре, в рамках общей специальности истории, всестороннюю антиковедную подготовку, включающую глубокие знания по собственно истории, но также и по различным профилям богатейшей культуры античности. Говоря конкретно, обучение в рамках специализации античной истории (а эта специализация начинается с 1-го курса) ведется по трем параллельным линиям: 1) собственно история, 2) культура и 3) вспомогательные дисциплины.

По истории студенты-античники, помимо общих курсов истории древней Греции и Рима, читаемых всему потоку историков, слушают еще специальные курсы по разделам, на изложение которых в рамках общих курсов обычно нехватает времени. Это - "История эллинизма" (т.е. времени начиная с Восточного похода Александра Великого), "История Римской империи" и "История античных городов Северного Причерноморья" (в частности, Ольвии, Боспора и Херсонеса Таврического). К этому добавляются системные курсы по греческому и римскому государству и праву.

По темам античной культуры вниманию студентов предлагаются специальные курсы, посвященные греческой и римской мифологии и религии, античному искусству, литературе и театру, общественным зрелищам
- 17 -

(включая атлетические и конные ристания, а у римлян еще и гладиаторские бои), общественно-политической мысли и философии, наконец, истории раннего христианства (от проповеди Иисуса Христа до вселенского собора епископов в Никее в 425 г. н. э.).

Что касается вспомогательных дисциплин, то их ряд включает в себя весь инструментарий, необходимый для самостоятельной научной работы в области античной истории. Сюда входят древние языки, греческий и латинский, без овладения которыми в надлежащей мере невозможно изучение памятников древней письменности в оригинале; эпиграфика (греческая и латинская), предметом которой является специальное изучение древних документов, вырезанных на каменных стелах; теоретическая археология, дополнением к которой служит (для желающих) археологическая практика в античных центрах Северного Причерноморья; наконец, нумизматика, т.е. овладение навыками работы с греческими и римскими монетами (занятия ведутся специалистами из Эрмитажа с использованием имеющихся там богатейших коллекций античных монет).

К этому кругу обязательных дисциплин добавляются вариативные специальные курсы и семинары, темы которых могут меняться в зависимости от нужд учебного процесса и интересов преподавателей. Всего на каждом отделении (дневном и вечернем) добавляется по 5 полугодовых спецкурсов и 2 годовых спецсеминара. Так, в первом семестре 2002/2003 учебного года студентам дневного отделения были предложены следующие спецкурсы: к.и.н. А.Г. Грушевой (С.-Петербургское отделение Института востоковедения РАН) - "История древней Иудеи", проф. Н.В. Козырева (Восточный факультет СПбГУ) - "Древнейшая история Месопотамии", к.и.н. А.К. Нефёдкин - "Военное дело в древней Греции". На том же отделении велись два спецсеминара: проф. Н.С. Широкова - "Ранняя римская история по Титу Ливию", проф. Л.А. Пальцева - "Становление греческого полиса по Геродоту".
- 18 -

Важным дополнением к кругу теоретических и вспомогательных дисциплин являются различные практики, осуществляемые под руководством опытных руководителей: археологическая, архивная (знакомство с рукописным наследием выдающихся ученых в академических хранилищах) и музейная (в Античном отделе Эрмитажа).

На кафедре всячески поощряется развитие самостоятельной научной работы студентов. Формой приобщения студентов к такой работе служат курсовые (т.е. завершающие учебный год) и дипломные сочинения, темы которых выбираются самими студентами из любых интересующих их областей античной истории и культуры. При этом каждый студент получает из числа сотрудников кафедры научного руководителя, а при необходимости такой руководитель или консультант приглашается из других специальных учреждений (например, при занятиях античным искусством или нумизматикой - из Эрмитажа).

Благодаря такой разветвленной системе дисциплин и практик выпускники кафедры получают отличную всестороннюю подготовку, позволяющую им с успехом работать в средней и высшей школе, в библиотеках и музеях или же продолжить свое антиковедное образование в аспирантуре на Историческом факультете СПбГУ, в академических институтах или Эрмитаже. В последние годы на кафедре из числа собственных выпускников, через аспирантуру или помимо нее, было подготовлено немало квалифицированных специалистов, которые теперь успешно работают в различных научных или учебных центрах, включая и собственную родную кафедру (более половина сотрудников кафедры - молодежь).

При этом надо иметь в виду не один только Петербург, но и другие российские города, где на университетских кафедрах всеобщей истории питомцы петербургской школы являются наиболее авторитетными фигурами. В качестве примера могут быть названы
- 19 -

Ю.Б. Циркин в Великом Новгороде, Г.С. Самохина и В.И. Перова в Петрозаводске, Н.В. Чеканова в Ярославле, В.М. Строгецкий и С.К. Сизов в Нижнем Новгороде, Л.П. Кучеренко в Сыктывкаре, М.Ю. Лаптева в Тобольске, Ю.Г. Чернышов в Барнауле и др.

В особенности тесные отношения существуют у петербургской кафедры античной истории с коллегами в Великом Новгороде. Это естественно и в силу географической близости и ввиду того обстоятельства, что ведущий специалист по древней истории в Новгородском университете имени Ярослава Мудрого - профессор Юлий Беркович Циркин - является воспитанником петербургской кафедры и непременным участником всех проводимых ею научных мероприятий. Петербургская кафедра античной истории внесла свою лепту также и в научное формирование других специалистов-антиковедов в Великом Новгороде, участвуя в обсуждении их диссертационных работ. Так было в случае с докторской диссертацией И.В. Пьянкова, с кандидатскими диссертациями Е.В. Амосовой и М.Н. Щетинина. Есть все основания надеяться, что научный диалог двух антиковедных групп - петербургской и новгородской - будет продолжаться и дальше на общее благо отечественной гуманитарной науки.

Вместе с тем мы надеемся, что будут сохраняться и расширяться наши контакты с другими центрами изучения античной истории и культуры, университетскими кафедрами, академическими институтами и музеями, как в России, так и за ее пределами. Этому будут служить и проводимые на Историческом факультете СПбГУ научные конференции по проблемам античности, и издаваемые по их материалам сборники статей и коллективные монографии. И среди этих изданий не последнюю роль призван сыграть новый альманах "Мнемон". С этим новым изданием мы связываем надежды на расширение уже ведущейся программы научных исследований. Дело в том, что на протяжении 2001-
- 20 -

2002 гг. на петербургской кафедре активно разрабатывалась тема властных структур и потестарных идеологий в античном мире. Эта тема обсуждалась на трех научных конфренциях и получила полновесное отражение в подготовленных кафедрою изданиях - в только что опубликованном сборнике "Античное государство: политические отношения и государственные формы в античном мире" (2002) и в ныне предлагаемом вниманию читателей сборнике "Мнемон". Надо подчеркнуть, что интерес к названной теме обусловлен как содержательной стороной проблемы, так и финансовой поддержкой, поскольку на ее реализацию был получен грант Минобразования (ГОО-1.2-290).

(c) 2002 г. Э.Д. Фролов
(c) 2002 г. Центр антиковедения