Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Е.П. Шишко
Представления Платона о единоличной власти


Античное государство
Политические отношения и государственные формы в античном мире
Сборник научных статей. Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-013125-8
- 81 -

Проблема единоличной власти проходит через всю жизнь Платона и его творчество. Так, в юности он пережил первое разочарование в тираническом режиме, столкнувшись с кровавым, террористическим правлением Тридцати (404-403). Это обстоятельство охладило пылкое стремление Платона к политической карьере (Plato. Epist., VII, 324c-325a) и, как кажется, должно было вызвать стойкое отвращение к тирании. Однако в дальнейшем, во время своих многолетних странствий 1 , Платон не отказался от возможности познакомиться с одним из могущественнейших тиранов своего времени - Дионисием Старшим, правившим на Сицилии (эта поездка состоялась приблизительно в 388г.). И это столкновение с тиранией закончилось для него плачевно - как передает традиция, он был продан в рабство на о. Эгина по приказу разгневанного смелыми рассуждениями философа тирана (D.L., III, 18-19; Plut. Dion, 4-5) 2 . Такое близкое знакомство с тиранией, возможно, и позволило Платону дать подробнейшее описание в "Государстве" этой форме власти. Но парадоксальным является то, что Платон до конца своих дней не обходил вниманием эту форму правления и продолжал не только связывать с ней честолюбивые планы осуществления "рая на земле", но и предпринял еще две поездки на Сицилию (366г. и 361г.), уже в достаточно преклонном возрасте. Этот факт до сих пор вызывает у исследователей самые различные толкования, так как на первый взгляд не совсем понятно зачем Платону, которому в это время было уже около 60-ти лет, который находился в зените славы, окончательно
- 82 -

сформировался как выдающийся философ и талантливый педагог, отправляться в эти нелегкие, во всех отношениях, поездки?

Мы считаем вполне убедительными те доводы в пользу поездки, которые приводит сам Платон:

- ему необходимо было поддержать свой авторитет - отказ от поездки мог вызвать подозрения в трусости и неспособности к практическим действиям (Epist., VII, 328c; 329b).

- искушение испытать свой план трансформации тиранического государства в идеальное было достаточно велико (Ibid., VII, 328b-c).

- а кроме того, одним из основных доводов в пользу этой поездки Платон считал необходимость поддержать Диона, который очень рассчитывал на его помощь в своих реформаторских начинаниях (Ibid., VII, 328d-329a).

Поездка эта оказалась неудачной, так как Платон попал в водоворот придворных интриг, борьбы за власть. Противникам Диона, главного вдохновителя идеи перевоспитания Дионисия и реформирования государства, удалось его очернить и добиться изгнания. Дионисий Младший, несмотря на искреннее уважение и даже, возможно, привязанность к философу, был слишком ленив и слабоволен, чтобы осуществить ту великую миссию, которую ему уготовили Дион с Платоном. С большим трудом удалось Платону вернуться в Афины (Plato. Epist., III, 316d-e; VII, 327c-e, 329c-e, 330a-b, 338a; Plut. Dion, 7-8, 10-14, 16). Следующая поездка в Сицилию (361 г.) носила для философа скорее вынужденный характер, чем добровольный. Ее главной целью Платон считал возможность разрешить те сложные обстоятельства, в которых оказался его друг Дион. На наш взгляд, во время второй поездки Платон уже не испытывал каких-либо иллюзий насчет Дионисия. Разрыв отношений между тираном и философом наступил, на этот раз, еще быстрее, чем прежде. Только вмешательство Архита3 помогло Платону вырваться из "золотой клетки", в которую его заточил сицилийский

- 83 -

тиран (Plato. Epist., III, 317a-e, 318; VII, 338-340a, 345-350a-b; Plut. Dion, 18, 19-20) 4 . Не добившись существенных результатов в реальной политической деятельности, Платон, тем не менее, внес значимый вклад в историю политической науки, обогатив ее классификацией и максимально точными определениями всех существующих государственных форм власти (что наиболее ярко представлено в "Государстве", "Политике" и "Законах"). Помимо этого Платон создал Академию, которая стала школой для государственных деятелей и приобрела заслуженную политическую репутацию. Ее выпускники будут принимать активное участие в политической жизни самых различных областей Греции 5 .

Обратимся к политическим взглядам Платона. Каковы были его взгляды на единоличную власть? Она представлена у Платона в двух ипостасях - монархии и тирании. В то время как первая представлялась ему самой благородной, вторая - самой низкой (Resp., IX, 576d). В чем Платон видел принципиальное различие между этими двумя, в отдельных чертах сходными, политическими режимами? Главным, на наш взгляд, для Платона было моральное право на власть, которым обладает монарх, и которого нет у тирана. Но что включает в себя это понятие - "моральное право"?

1) Духовное превосходство монарха над тираном. Власть должна принадлежать совершенному, высоконравственному правителю. В "Государстве" Платон, хотя и не включает монархию в число прочих государственных устройств, тем не менее максимально сближает ее с аристократическим строем 6 . Во главе своего идеального государства Платон ставит немногочисленную группу философов, но при этом он утверждает, что во главе государства могут стоять несколько или хотя бы один правитель (Resp., VII, 540d-e) -

- 84 -

это для него не является принципиальным вопросом, один или несколько, главное, чтобы государство возглавляли или возглавлял достойный человек. Таким образом, монархом может стать выходец из аристократической среды, обладающий исключительными достоинствами. В "Государстве" Платон много внимания уделяет определению тех добродетелей, которыми должен быть наделен подлинный философ - справедливостью, мужеством, рассудительностью, скромностью, умеренностью и т.д. (Resp., VI, 485b-486; 489b-490d). Контрастом этому светлому образу правителя служит изображение тирана (Resp., VIII, 572d-576b). Вырастает будущий тиран, как правило, в семье с демократическими взглядами (как вырастает из плохого худшее). В то время как отец-демократ лавирует между законным образом жизни и разнузданной свободой, сыну сохранить подобное равновесие не удается. Как только он столкнется с каким-либо искушением, он не сможет против него устоять и с этого начнется его падение. Он привыкнет к праздности и растратам. Неуемная тяга к удовольствиям будет толкать его на все новые, и с каждым разом все более отвратительные преступления - кражи, обман, насилие. Постепенно в душе такого человека не останется ничего святого. Потеряв страх перед законами, уважение к обычаям и к собственному отцу, он станет грабить честных граждан, разорять храмы, убивать, доносить, руководствуясь при этом только собственной выгодой и удовольствием. Вот такой, по мнению Платона, является душа тирана. Он не способен познать ни истинной свободы, ни настоящей дружбы. Когда подобный человек приходит к власти, все его дурные наклонности получают дополнительный стимул к развитию. Но в чем же корень зла? В первоначальном превосходстве вожделеющего начала над всеми остальными и в неправильном воспитании. В то время как подлинными правителями, по мысли Платона, становятся те, у кого преобладает разумное начало, должным образом развитое воспитанием; в тиранов же превращаются те, у кого изначально преобладает самое презренное из всех душевных свойств - вожделеющее. Если обстоятельства складываются неблагоприятно и эта низкая часть души получает соответствующее развитие, рождается корыстолюбивая,
- 85 -

эгоистичная и несправедливая натура. При сопоставлении души тирана и души подлинного философа-царя в глаза бросается безнравственность первого и образцовый моральный облик второго.

2) Следующей составляющей "морального права" является знание. Сократическую мысль о том, что править должны только знающие, Платон сделал краеугольным камнем своей политической теории. Философы возглавляют государство, потому что они знают как править. Наиболее последовательно эта мысль развита в диалоге "Политик". Искусство править Платон считает царским умением (Polit., I, 259b). Основано оно на знании 7 , суть которого состоит, как это было уже изложено Платоном в "Государстве", в понимании высших абсолютных величин - идей. Подражать этим идеальным, божественным образцам и призван правитель. От всех обладателей власти истинного правителя отличает владение политическим искусством (Polit., 259b; 276e; 292d-e) . В том государстве, где есть идеальный правитель не нужны и законы (Polit., 294-297a). Закон слишком догматичен и не способен чутко отзываться на все жизненные перипетии (здесь напрашивается параллель с утверждением Ксенофонта, что правитель должен быть своего рода "живым законом" для подданных (Cyrop., VIII, 1, 22 )). Однако в тех государствах, где отсутствуют истинные правители, необходимо руководствоваться законами и отечественными обычаями (Polit., 299-301).

3) И последней составляющей "морального права" является общественное благо. В "Государстве" Платон рисует яркую картину прихода к власти тирана и его правления (Resp., VIII, 565c-569c). Всеми поступками тирана всегда руководит собственное удовольствие и выгода, для достижения которых он ни перед чем не остановится, повергая свой народ в нищету и рабское состояние. Своего благоденствия тиран добивается за счет народа. При правильном же государственном устройстве правитель должен стремиться к

- 86 -

всеобщему благоденствию, ставя интересы государства выше своих собственных. Так, в идеальном государстве Платона высшее сословие - философы, должны принести всю свою жизнь, и духовную и личную, в жертву государству. Они должны посвятить себя достижению высшей идеи, в иерархии платоновских идей - идеи Блага, руководствуясь которой им и следует культивировать всеобщую гармонию (Resp., VI, 504e-511e). Для Платона, как и для многих представителей полисной культуры, личность отдельного гражданина была неразрывно связана со всей государственной системой в целом 8 . Отсюда и его аналогии государства с душой человека, а кроме того и вывод о том, что тиран, осуществляющий террор над собственным народом, приносящий несчастья собственному государству - не может быть счастлив. Поэтому он утверждает, что душа тирана несчастна. Тираническое государство Платон сравнивает с душой самого тирана (Resp., 576с-580a). Рабство, в котором оказалось государство, царит и в его собственной душе, так как все лучшие душевные качества рабски подчинены порочной и низменной части его натуры (вожделеющей). Тиран оказывается чуть ли не более несчастен, чем его подданные. Он вынужден жить в постоянном страхе за свою жизнь, за жизнь своей семьи, так как его все ненавидят. Постоянные опасения и страх вынуждают его заискивать, льстить и угождать самым дурным людям, подчас его собственным рабам. Итак, тиран становится заложником собственной власти, поскольку он всем завидует и всех боится, он не может покинуть пределы своего государства без вероятности лишения престола, чтобы удержаться у власти ему приходится быть вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестивым. Условия тиранической власти изначально таковы, что тиран вынужден вести себя так, а не иначе - в противном случае он погибнет. При тиранической форме правления несчастным является не только государство, но и сам тиран (в государствах же, где властвуют истинные правители-философы или же подлинный монарх, господствует всеобщее благополучие и счастье).

- 87 -

Эта картина несчастий тирана в "Государстве" Платона поразительно совпадает с описанием тиранической жизни у Ксенофонта в "Гиероне, или о тиране". Это совпадение вызывает самые разнообразные толкования. Наиболее вероятным представляется то, что общие черты тиранического правления были выработаны, в свое время, еще в сократической школе 9 .

Из всего выше изложенного следует, что истинным правителем может стать только тот, кто обладает нравственным совершенством, владеет политическим искусством и заботится об общем благе.

Часто исследователи задаются вопросом: а считал ли сам Платон свои проекты осуществимыми? Слишком идеалистическими они представляются на первый взгляд. Скорее всего, на этот вопрос стоит ответить утвердительно, хотя мы часто сталкиваемся с большими сомнениями на этот счет у самого философа (Resp., V, 450c-d) 10 . В "Государстве" Платон предполагает такую уникальную возможность, что философы или правители, проникшиеся любовью к философии, перестроят государство на новых началах, выслав всех граждан старше 10-ти лет в сельскую местность, а оставшихся детей воспитав должным образом (Resp., III, 415d-e; VII, 540d-541a). В "Законах" же говорится, что легче всего преобразовать то государство, в котором установлен тиранический режим (Leg., IV, 709e-710a). Но при этом выдвигается два условия - тиран должен быть молод, наделен способностью к учению, памятливостью, мужеством и

- 88 -

великодушием, то есть должен обладать необходимыми правильными задатками (в нем должно преобладать разумное начало над вожделеющим (Leg., IV, 710a-b)); кроме того, судьба должна свести тирана со славным законодателем, который сможет дать ему необходимые советы по реформаторской деятельности. Этот пример свидетельствует о своеобразной попытке сближения монархии и тирании. Здесь стоит заметить, что неудачная попытка перевоспитания Дионисия Младшего во время второй поездки (366г.), тем не менее не заставила Платона отказаться от этой идеи, раз мы находим подобные рассуждения в "Законах", написанных в 50-е годы. Этот отрывок подтверждает общепризнанное мнение о том, что тирания для Платона, несмотря на все его негативное отношение к этой форме власти, до конца жизни представлялась удобным средством для осуществления его великих замыслов.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя Платон и классифицировал тиранию как самую худшую форму власти, дал обличительную критику и самому режиму, и тираническому правителю, тем не менее она на протяжении всей жизни оставалась для него притягательной. Суть этой притягательности заключалась в неограниченных возможностях, которые дает единоличная власть. "Это политическое влечение, едва ли оправданное у мыслителя, действовало наперекор всем его высоким интеллектуальным и нравственным устремлениям и заставляло питать иллюзии насчет возможности сочетать низменную власть с высшей правдой. Однако эти иллюзии не делают чести философу: не давая никакой надежды на реализацию замысла, они лишь компрометируют высокий смысл заявленной программы; во всяком случае, они подчеркивают невозможность ее осуществления каким бы то ни было достойным ее способом" 11.


Примечания

1 После смерти Сократа многие его ученики, в том числе и Платон, посчитали целесообразным для себя покинуть Афины. Во время своих странствий, которые продолжались немногим более 10-ти лет, Платон посетил Мегары, Кирену, Египет, Италию и Сицилию (D.L., III, 6; Plato. Epist., 324a-b). (назад)
2 При дворе Дионисия Старшего Платон познакомился с совсем еще юным в то время Дионом, братом Аристомахи, жены тирана. Юный аристократ оказался весьма восприимчив к учению Платона и дружба, завязавшаяся с этого времени, продлились вплоть до самой гибели Диона (354 г.) (Plato. Epist., VII, 327a-b; Plut. Dion, 4).(назад)
3 Архит был пифагорейцем из г. Тарента. Во время второй поездки на Сицилию (361 г.), Платон познакомил и установил дружеские отношения между Архитом и Дионисием Младшим (Plato. Epist., VII, 338c-d). Архит был среди тех, кто уговаривал Платона вновь прибыть в Сиракузы, поэтому для него было делом чести вызволить Платона.(назад)
4 Более подробно об этих поездках см. - Grote G. Plato and the other companions of Socrates. Vol.I. L., 1865. P. 121-128; Burnet J. Platonism. Berkeley, 1928. P. 71-79; Jaeger W. The Ideals of Greek Culture. Vol. III. N.Y. 1944. P. 198-202; Guthrie W.K.C. A history of Greek Philosophy. Vol. IV. L. 1975. P. 17-32. (назад)
5 См., например - Schuhl P.M. Platon et l'activitй politique de l'Acadйmie// Revue des Йtudes Grecques. Tome LIX-LX. Paris, 1946-47. P. 47-49.(назад)
6 Гуторов В.А. Античная утопия. Л., 1989. С. 149. (назад)
7 В этом диалоге Платон не указывает точно, что он вкладывает в это понятие - "знание", хотя он постоянно к нему апеллирует как к главной составляющей части царского искусства. Возможно, Платон считал, что его взгляды на этот счет достаточно известны и поэтому не стал уточнять. (назад)
8 Стремление создать государство, подобное единому живому организму, очевидно прослеживается у Платона и в "Государстве" и в "Законах". (назад)
9 Pohlenz M. Staatsgedanke und Staatslehre der Griechen. Leipzig, 1923. S. 141-142; Delebecque Ed. Essai sur la vie de Xйnophon. Paris, 1957. P. 388.(назад)
10 Несмотря на то, что Платон признавал существование колоссальных трудностей, стоящих на пути осуществления его проектов, сам он никогда не считал их чисто абстрактными построениями (здесь можно вспомнить его поездку ко двору Дионисия Младшего). Признав к концу жизни нереализуемость "Государства", Платон создает "Законы". При этом он говорит, что это "второе" по совершенству государство и если оно также окажется неосуществимым - то будет написан проект "третьего" государства и т.д.(Legg., II, 739a-b). Разные суждения о взглядах Платона на осуществимость этих проектов см., напр.: Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1908. С. 188-191; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996. С. 129; Гуторов В.А. Античная утопия... С. 154, 166-167 и др. (назад)
11 Фролов Э.Д. Платон и тирания // Интеллектуальная элита античного мира: Тезисы докладов научной конференции 8-9 ноября 1995 г. СПб., 1995. С.39.(назад)

(c) 2002 г. Е.П. Шишко
(c) 2002 г. Центр антиковедения