С.Н.Сергеева Элевсин и Афины (с нач. II тыс. до VII в. до н.э.) Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник начуных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д.Фролова. Под ред. д-ра ист. наук. И.Я.Фроянова. СПб., 1998. Стр. 84-108. ISBN 5-288-02074-4
|
|||||||
- 84 - 1. Элевсин в бронзовом веке. Следы древнейшего святилища Деметры по данным археологии. Элевсин - небольшой хорошо укрепленный город вблизи границ Аттики и один из известнейших религиозных центров во всей Греции. Как же складывались отношения Элевсина и Афин на протяжении почти тысячелетия? Ощущала ли древняя религия на себе "твердую руку" новой столицы? Влияло ли элевсинское жречество на политику молодого афинского государства? Ответы на эти вопросы помогут нам лучше понять и специфические черты элевсинского культа, ставшего официальным государственным культом Афин, и особенности государственного устройства афинского полиса, объединившего и вобравшего в себя некогда независимые города Аттики. Поселение на территории Элевсина возникло в бронзовом веке. 1 Наиболее древние археологические находки относятся к среднеэлладскому периоду (2000-1600 г. до н.э.). 2 На вершине элевсинского акрополя, на южном и юго-восточном склонах археологами найдены фрагменты монохромной и расписной керамики, напоминающей раннеэлладские и кикладские образцы, куски сырцового кирпича, камни, составлявшие, вероятно, фундаменты домов, обгоревшие куски дерева, кости животных, единичные захоронения. 3 В целом находки, относящиеся к среднеэлладкому периоду, немногочисленны и плохой сохранности. Элевсинцы, жившие в первой половине II тыс. до н. э. на южном склоне акрополя, по-видимому, вели достаточно разнообразное хозяйство: занимались земледелием, животноводством, рыболовством, жили в домах, построенных из кирпича-сырца на каменном основании; встречаются постройки типа "мегарона" прямоугольной или абсидальной формы. Поскольку в историческое время Элевсин являлся крупнейшим религиозным центром, то проблема формирования религиозных пред-
|
|||||||
- 85 - ставлений у древнейших жителей этой области весьма важна. Заметим сразу, что в первой половине II тыс. до н.э. археологами на территории Элевсина не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры. 4 Заботливо устроенные захоронения (иногда достаточно сложные в техническом отношении 5 ) с наличием погребального инвентаря указывают в то же время на существование определенных представлений о загробном мире. Среди этих захоронений встречаются как весьма скромные грунтовые могилы, так и погребальные камеры с боковым входом и псевдодромосом с богатым инвентарем (золотые кольца для укрепления прически, бронзовый нож листовидной формы, пластины из кабаньева клыка и с отверстиями для прикрепления 6 , которые, возможно, являлись составными частями шлема 7 ). Такое различие должно указывать на существование среди жителей древнего Элевсина имущественной дифференциации уже в середине II тыс. до н.э. В целом можно заметить, что на заре своей истории Элевсин занимал определенное место в микенском мире. Он не был крупным центром (таким как Микены, Тиринф, Пилос), а относился скорее к многочисленным провинциальным земледельческим поселениям материковой Греции, в которых в конечном счете обитала большая часть населения того времени. Во второй половине II тыс. до н.э., в позднеэлладский период, территория поселения несколько увеличилась в восточном направлении. Находки этого периода отличаются большим количеством и лучшей сохранностью, четко прослеживаются остатки каменной кладки. 8 В I позднеэлладский период (приблизительно в XVI в. до н.э.) появляются первые постройки на вершине элевсинского акрополя. Ко II позднеэлладскому периоду (XV в. до н.э.) относятся остатки древнего сооружения на восточном склоне акрополя на месте будущего телестерия. Это здание получило название мегарона В. 9 Мегарон В был построоен на возвышенности перед элевсинской равниной, ориентирован на юго-восток. Материалом для фундамента этого строения по-
|
|||||||
- 86 - служил необработанный голубоватый элевсинский известняк, скрепленный известью и глиной. Стены самого мегарона были построены из сырцового кирпича. Здание имело внушительные для того времени размеры: это прямоугольник (10,50 x 7,30 м) 10 с толстыми стенами (около 60 см), разделенный перегородкой на две части. По оси главного помещения найдены две базы колонн, поддерживавших крышу. Можно предположить, что таких колонн было четыре, по аналогии с другими мегаронами микенского времени. 11 Перед мегароном В была построена прямоугольная площадка (3,40 м x 2,00 м), по сторонам которой располагались две широкие лестницы с четырьмя ступенями. Стена, отделявшая вестибюль в антах от главного помещения, сохранилась фрагментарно, так же как и западная стена мегарона (их расположение воссоздается по следам, открытым на скале). Пол главного помещения на 30 см выше, чем пол вестибюля, а вестибюль на 1,25 м возвышается над уровнем двора. Весь комплекс сооружений, вероятно, был обнесен стеной, построенной также из кирпича-сырца на каменном основании 12 , которая в результате последующих строительных работ почти не сохранилась. В целом комплекс мегарона В, обнесенный стеной, занимал площадь около 410 кв. м. В III позднеэлладский период мегарон В расширяется за счет пристроек к нему с северной стороны новых помещений (здания В1, В2, В3). Рядом с этим архитектурным комплексом найдены фрагменты 2-3 терракотовых статуэток. Сложный характер архитектуры, единство места на протяжении веков, наличие статуэток, использовавшихся, вероятно, в сакральных целях - все это позволяет предположить, что под руинами телестерия скрываются первые постройки культового характера, восходящие к XV-XIII вв. до н.э. и служившие, вероятно, основой для развития позднейших комплексов телестерия. 13
|
|||||||
- 87 - Также к III позднеэлладскому периоду относится фундамент мощного здания с толщиной стен до 90 см. Это сооружение, обнесенное некогда крепостной стеной, было возведено на вершине элевсинского акрополя. Вероятно, это остатки царского дворца. Однако микенские дворцы, по мнению многих исследователей, также являлись отчасти культовыми сооружениями, в главном зале которых, по-видимому, совершались определенные религиозные церемонии. 14 Как же соотносятся эти два предположительно культовых сооружения позднеэлладского периода: дворец на вершине элевсинского акрополя и архитектурный комплекс мегарона В на восточном склоне на месте будущего телестерия? В 1935 г. греческим археологом К. Куруниотисом было выдвинуто предположение, развитое и подкрепленное позднее Г. Милонасом, основанное как на археологическом материале, так и на литературных источниках, что мегарон В и есть тот самый храм Деметры, о строительстве которого сообщает гомеровский гимн (Hom. h. Cer. 297-298). 15 Заметим, что есть и другая версия, согласно которой возникновение культа Деметры в Элевсине относится только к концу VIII в. до н.э. и приблизительно совпадает со временем создания гомеровского гимна. 16 Кажется, вовсе необязательно соединять во времени создание литературного произведения и исторические события, о которых в нем повествуется, ведь археология уже неоднократно блестяще доказывала, что в мифологической традиции (каковой, безусловно, является гомеровский гимн к Деметре) часто содержатся сведения о событиях далекого прошлого, относящихся к микенской эпохе. Вероятно, именно так обстоит дело и со временем зарождения культа Деметры в Элевсине. Принятие гипотезы Куруниотиса-Милонаса относит возникновение элевсинского культа на 7-8 столетий в прошлое (в XV в. до н.э., в период строительства мегарона В) и проливает свет на некоторые противоречия, связанные со временем зарождения мистерий. Так, например, Геродот (IX,97) и Страбон (XIV,1,3), говоря об ионийской колонизации, сообщают, что колонистами в Малую Азию были принесены культ и святыни Деметры Элевсинской. Следовательно, этот
|
|||||||
- 88 - культ в Элевсине должен был существовать по крайней мере до XII в. до н.э. Свидетельства, что борьбу против присоединения Элевсина к Афинам возглавлял Эвмолп (Plat. Menex. 293 B ; Strab. VII, 7,1; Luc. Demon. 34 и др.), также позволяют предположить, что уже к VIII в. до н.э. жреческий род Эвмолпидов пользовался в Элевсине большим авторитетом. Заметим, что возникновение элевсинского культа Деметры приблизительно в середине XV в. до н.э. подтверждается также и другими литературными источниками (Par. mr. 13-17; Apoll. III, 14,7; Diod. I, 29, 2), которые относят это событие, по мнению некоторых исследователей, к четырнадцатому году царствования Эрехтея в Афинах, то есть приблизительно к 1397 гг. до н.э. 17 , однако, как остроумно заметил Н.И.Новосадский подобные столь точные вычисления мифиологических событий настолько же достоверны, "насколько достоверен рассказ о том, что Деметра удостоила своим посещением царя Келея или Эрехтея". 18 Таким образом, культ Деметры в Элевсине зародился еще в микенскую эпоху в середине II тыс. до н.э. Всякий культ требует храма. По мнению Г.Милонаса, таким храмом вполне мог быть мегарон В. Доказывая, что мегарон В и есть тот самый знаменитый храм гомеровского гимна, где по преданию жила некоторое время богиня, тоскуя по своей дочери, Г.Милонас пытается подтвердить скудные топографиеческие указания гимна своими археологическими находками, ищет на местности ориентиры, упомянутые гимном. Так, например, в гомеровском гимне сказано (Hom. h. Cer., 270-272):
Действительно, мегарон В был построен ниже вершины акрополя, где, вероятно, находился царский дворец. Проблема священного колодца Каллихора более сложная, ибо в историческое время колодец с таким названием находился не ниже (восточнее), а севернее святилища. 19 Опираясь на раскопки К.Куруниотиса, которым в 1930 г. был
|
|||||||
- 89 - открыт восточнее мегарона В колодец микенского времени, перекрытый стеной террасы в результате кимоновской реконструкции святилища, Г.Милонас доказал, что именно этот колодец носил в древности имя Каллихорон, которое позднее (приблизительно в середине V в. до н.э.) вместе с обрядами, с ним связанными (Apoll., I, 5, 1), было перенесено на новый колодец, расположенный возле северных пилон. 20 Таким образом, это чрезвычайно важное утверждение Г.Милонаса, которое позволяет начать отсчет элевсинского культа с микенской эпохи, покоится на двух главных доказательствах: 1) топографические указания гомеровского гимнa; 2) континуитет культового места, где позднее, не взирая на технические трудности, будут строиться, сменяя друг друга, элевсинские телестерии разных эпох. Сам исследователь признает, что других доказательств нет: не найдено никаких других находок культового характера или надписей сакрального содержания; плохо сохранившиеся обломки терракот также вряд ли могут быть убедительным доказательством существования здесь культа Деметры в микенскую эпоху. Слабость аргументации Г.Милонаса подвергается критике со стороны некоторых более поздних ученых, которые, пользуясь материалами раскопок К.Куруниотиса и Г.Милонаса, выдвигают еще менее обоснованные гипотезы. 21 Так, например, П.Дарк предполагает, что мегарон В более напоминает царскую резиденцию, однако автор, критикуя Г.Милонаса, не приводит ни одного доказательства в пользу своей идеи, кроме сопоставления мегарона В с дворцовым комплексом микенского времени в Аргосе. 22 Интересно, что П.Дарк пытается нанести Г.Милонасу удар его же оружием, выявляя противоречия в гомеровском гимне и доказывая, что это произведение не может быть использовано в качестве исторического источника. Анализируя два отрывка из гимна (посольство к Деметре (v. 318-319) и разговор Гермеса с Аидом (v. 354-356), исследователь приходит к выводу, что имеется в виду некий храм, расположенный в городе, а не у подножия акрополя. Рассмотрим эти строки подробнее: "Пришла в город элевсинцев благовонный, нашла в храме Деметру в темных одеждах" (v. 318-319); "(Богиня) сильно разгневана и не знается с богами, но
|
|||||||
- 90 - сидит вдалеке внутри благоухающего храма, владея каменистым городом элевсинцев" (v. 354-356). Сопоставление этих отрывков с разобранным выше фрагментом (v. 270-272), где говорится, что храм был построен вне города на склоне акрополя, приводит не к выявлению противоречий гимна, а к другому важному наблюдению. Вероятно, VII в. до н.э., когда, скорее всего, был создан гимн, был периодом быстрого роста и укрепления Элевсина, увеличения численности населения. Наверное, именно в это время происходила транформация понятия "город" (povli", ptoliveqron). От слова, обозначающего только укрепленную цитадель с царским дворцом, термин "полис" распространяется на обозначение всего города вокруг акрополя с жилыми домами и храмами внутри городских стен. Поэтому в гимне, написанном как раз в это время, и наблюдается смешение этих двух смыслов, которые могли вкладываться в понятие "полис". Элевсин не является уникальным культовым комплексом микенского времени, не связанным с царским дворцом. Сейчас открыто уже несколько подобных святилищ, относящихся ко II тыс. до н.э. 23 Так, например, в 1960 г. в Айя-Ирини на острове Кеос Дж.Л.Кескей обнаружил продолговатое сооружение размерами 23x6 м, внутри которого было найдено около двадцати женских статуэток. Все находки датированы серединой XV в. до н.э. 24 В 1969 г. в Микенах У.Тейлур обнаружил культовый участок XIII в. до н.э., включавший два небольших святилища, представлявших собой комплекс из зала с прихожей, с остатками колонн и центрального очага и множеством культовых статуэток, преимущественно женских. Интересно, что в одном из этих святилищ сохранились остатки фрески, изображавшей женщину, держащую в руках ячменные колосья. 25 Остатки микенских святилищ обнаружены также под более поздними культовыми сооружениями на Делосе, в микенских слоях Филакопи на острове Мелос. Таким образом, микенское святилище второй половины II тыс до н.э. на восточном склоне акрополя не являлось исключением. Возможно, дворец, сооруженный на элевсинском акрополе приблизительно в XIII в. до н.э. и объединивший под своей властью местное население, сосредоточил в своих руках, помимо административных
|
|||||||
- 91 - функций, также и официальное отправление культа лицом, представлявшим общину. 26 Религиозные же церемонии, совершавшиеся в святилище на восточной террасе акрополя, возникшем приблизительно на два столетия раньше дворца, вероятно, изначально обладали некими специфическими чертами. Не исключено, что элевсинский культ зародился как родовой культ определенных родов, и этим объясняется обособленное расположение святилища. В пользу этого предположения говорит тот особый почет, которым окружались элевсинские жреческие роды Эвмолпидов и Кериков. О некоторых особенностях элевсинского культа, присущих ему, вероятно, изначально, говорит тот факт, что мегарон В (как и все последующие телестерии) был окружен высокой стеной. Возможно, церемонии, не предназначенные для глаз посторонних, совершались не только в стенах святилища, но и на священном участке, на специальной площадке перед мегароном. Здесь уместно будет привести мнение О.Керна о том, что "всякое мистическое действие первоначально проходило под открытым небом". 27 Итак, микенское святилище в Элевсине по данным археологии предшествует микенскому дворцу, в то время как легендарное святилище гимна строится по распоряжению царя, живущего во дворце. Это противоречие легко разрешается допущением, что ко времени создания гомеровского гимна святилище неоднократно достраивалось и полностью перестраивалось уже при существующем дворце. Вероятно, воспоминания об одной из таких перестроек исказили в гимне реальную последовательность строительных работ. Таким образом, Элевсин эпохи бронзы представлял собой достаточно развитое поселение, объединенное вокруг дворцового центра на акрополе и святилища на восточном склоне, отправление культа в котором, возможно, уже во II тыс. до н.э. носило некие специфические мистериальные черты. 2. Элевсин в гомеровское время. Проблема дорийского завоевания. Гибель микенских дворцовых центров, вторжение северных дорийских племен, переплавление греческого этноса и формирование основ собственно греческой культуры - как же отразились эти про-
|
|||||||
- 92 - цессы гомеровского времени на судьбе Элевсина, его обитателей, святилища на склоне элевсинского акрополя? Согласно археологическим данным Элевсин на протяжении XII-VIII вв. до н.э. был заселен, не найдено никаких следов грандиозных пожаров и разрушений. Это подтверждают данные традиции, согласно которой Аттика не была завоевана дорийцами (Her., VII, 161; Thuc., I, 2; II, 36). Вероятно, пришельцев с севера не привлекла не слишком плодородная (за исключением двух крупных равнин) гористая страна, почти со всех сторон окруженная морем, лежащая к тому же вне их пути с севера на юг. 28 Вероятно, в том, что Аттика отстояла свою независимость, сыграл определенную роль приток иммигрантов, хлынувший сюда из Пелопоннеса. Ведь сюда прибывали в основном oiJ dunatwvtatoi, то есть люди, занимавшие видное положение в микенском обществе, имевшие, вероятно, многочисленных спутников-дружинников, искушенных в ратном деле. 29 Однако бурные события, охватившие всю Грецию, не могли не затронуть и города Аттики. Приход дорийцев совпал с кризисом микенского общества. 30 Вероятно, в это время в Элевсине, так же как и в Афинах, управление переходит от царя к сильным аристократическим родам. (Заметим, что, возможно, уже тогда знатнейшие элевсинские роды были связаны с культом). Несмотря на то, что Аттика не подверглась дорийской оккупации, постепенное проникновение хоть и родственных, но все же отличающихся элементов культуры сказывалось и здесь. 31 Согласно археологическим данным, с XI в. до н.э. в погребениях на территории Аттики находят значительное количество предметов балканского происхождения 32 , скелетов, относящихся к альпийскому антропологическому типу. 33
|
|||||||
- 93 - Говорить, вопреки традиции, что "первая волна дорийского переселения сметает микенские города, захватывает Аттику", как это делает Я.Боузек 34 , вероятно, было бы слишком сильным преувеличением. Однако то, что происходит постепенное проникновение дорийской культуры, которое вызывает некоторые изменения во внутренней жизни Аттики, несомненно. Можно предположить, что в Элевсине этот процесс сказался особенно сильно, и уже тогда этот город впервые вкусил судьбу пограничной крепости. К сожалению, археологические находки на территории святилища, относящиеся к этому времени, не богаты, но тем не менее они позволяют предположить, что здесь были произведены грандиозные по тем масштабам строительные работы. Размеры мегарона В теперь оказались недостаточными. Построить храм большей площади на склоне акрополе было в техническом отношении достаточно сложно. Перенести святилище в другое, более удобное, место было, судя по всему, нежелательно, так как место мегарона В было овеяно древней святостью. Поэтому на месте микенского святилища насыпали земляную террасу, поддерживающими стенами которой стали обводные стены двора мегарона В. 35 Упорное стремление, не взирая на трудности, строить новый храм именно здесь также можно считать доказательством того, что мегарон В имел культовое значение. Ф.Ноак предположил, что эта терраса служила для священнодействий, происходивших под открытым небом. 36 В это трудно поверить. Ведь если святилище на этом месте существовало раньше, то вряд ли традиции отправления культа могли измениться настолько, чтобы этот культ перестал нуждаться в особом помещении. Остатки храма на террасе были найдены Дм. Филием, а затем тщательно исследованы К.Куруниотисом. Судя по сохранившемуся отрезку стены (5,5 м) это здание имело форму элипса, занимало почти всю площадь террасы и служило, по мнению Г.Милонаса, культовым целям. 37 Этот новый храм занимал предположительно всю площадь микенского мегарона
|
|||||||
- 94 - В, таким образом, континуитет культового места полностью соблюдался. 38 Остатков жилых городских построек, относящихся к XII-VIII вв. до н.э., археологами почти не найдено. Доказательством того, что город был населен (хотя, возможно, количество жителей несколько сократилось), является наличие остатков культовых построек и кладбища. Таким образом, сложные процессы переходного времени, которые для Элевсина заключались прежде всего в усилении аристократических жреческих родов и в дорийском культурном воздействии, возможно, и вызвали основательную перестройку святилища и дальнейшее развитие культа. Окрепшая аристократия, заботясь о своем родовом культе, отстраивает новое святилище и вспомогательные помещения. Важно отметить, что если новый храм действительно имел форму элипса и занимал собой всю террасу, то его площадь тогда должна была быть в несколько раз больше мегарона В. Можно предположить, что, стремясь защитить родовой культ от чужеродного влияния, жрецы перенесли все обряды внутрь храма (как это было в основном в историческое время в элевсинском телестерии), старались как бы отделить священнодействие от окружающего мира. Так делается еще один шаг к оформлению мистериального культа в Элевсине. 39 3. Древнейшая история Элевсина по данным мифологии и генеалогии элевсинских жреческих родов Ценным источником для древнейшей истории Элевсина являются мифы, легенды о героях, их мифологические генеалогии. Круг элевсинских сказаний весьма обширен, однако многие легенды доста-
|
|||||||
- 95 - точно позднего происхождения, некоторые добавлены под влиянием орфизма. Наиболее древний пласт сказаний содержится в гомеровском гимне к Деметре, который, как мы уже видели выше, может рассматриваться как важный источник для наиболее ранних периодов элевсинской истории. В гомеровском гимне речь идет об Элевсине как о самостоятельном, независимом городе, Афины не упоминаются вовсе. Следовательно, гимн отражает политическую ситуацию до присоединения и подчинения Элевсина Афинами. Городом правит царь Келей (H.h. Cer. 96-97), сын героя-эпонима Элевсина (H.h. Cer. 105), который живет вместе с женой, сыном и дочерьми во дворце (H.h. Cer.171), внутреннее убранство которого не отличается особенной пышностью: небольшой портик, столб, подпирающий крышу, не слишком высокий потолок, кресла для хозяев, стулья, покрытые овечьими шкурами (H.h. Cer. 185-195). Среди челяди Келея названа только одна служанка, которая не только прислуживает хозяевам, но, по-видимому, и готовит пищу (H.h., 208-210). Дочери Келея - Каллидика, Клейсидика, Демо и Каллифоя - сами ходят за водой к городскому колодцу (H.h., 105-110). Помимо Келея гимн называет и других "царей", каждый из которых
Это Триптолем, Диокл, Эвмолп, Доликс, Поликсен. При перечислении этих знатных элевсинских героев Келей упоминается последним в списке, однако его первенство подчеркивается эпитетами:
Можно предположить, что эти "цари" - элевсинская знать, составлявшая окружение царя, который являлся "первым среди равных". 40
|
|||||||
- 96 - Заметим, что, согласно гомеровскому гимну, элевсинские "цари" не связаны родственными узами и не соединены в единое генеалогическое древо. Такие попытки будут предприняты позже, возможно, с целью возвести происхождение Эвмолпидов и кериков к царствовавшему роду. По-видимому, автор гомеровского гимна знал, что элевсинского царя должна была окружать свита из представителей знатных аристократических семейств. Но история не сохранила их имена. Поэтому под именем элевсинских "царей"-вождей собраны и Эвмолп - герой-эпоним рода Эвмолпидов, и Поликсен - эпитет Аида, и Триптолем, который, вероятно, являлся локальным божеством, приносившим благодать полям (Paus., I, 38, 6). Можно предположить, что в образе одиноко стоящего и ни с кем не связанного родством Диокла отразилось воспоминание о реальном историческом персонаже, командире мегарского гарнизона в Элевсине (Plut. Thes., 10), память о котором сохранилась, благодаря празднику Diovkleia. Таким образом, элевсинские вожди, упомянутые в гимне, не являются (за исключением Эвмолпа) представителями известных аристократических родов. В качестве еще одного доказательства этого можно привести факт, что ни от Триптолема, ни от Диокла, ни от Келея не возникло рода, участвовавшего бы в мистериях. 41 Автор гимна знал, что царя должна окружать знатная свита, и эта свита "была сформирована" из локальных богов и героев. Управление городом лишено, по-видимому, бюрократической иерархии: царь лично обращается к народу с приказом о строительстве храма для Деметры (H.h.,296-297). 42 Население города, кажется, невелико, город обнесен стенами (H.h., 152). В целом описание Элевсина и его обитателей в гимне к Деметре весьма напоминает аналогичные отрывки из гомеровских поэм (например, описание дворца Одиссея, образа жизни его семьи, системы управления на Итаке). Очевидно, гимн к Деметре, так же как и "Илиада", и "Одиссея", приводит реалии и упоминает патриархальные обычаи гомеровского времени, то есть XI-VIII вв. до н.э. В более поздних источниках (прежде всего у Аполлодора и Павсания) мы находим гораздо более сложное переплетение мифологических образов, связанных с Элевсином. Начнем с царской семьи. Павсаний со ссылкой на Памфа называет другие имена дочерей Келея:
|
|||||||
- 97 - Паммеропа, Сайсара и Диогенея (Paus., I, 38, 3). Последнюю Аполлодор называет также дочерью Кефиса и матерью Фраситеи, жены Эрехтея (Apoll., III, 15, 1). Не исключено, что здесь сказалось желание как бы "породнить" царствующие семьи Афин и Элевсина в связи с политическим объединением этих городов. Заметим, что в Элевсине не было аристократического рода "келеидов", который вел бы свое происхождение от царя Келея, поэтому и с самим царем Элевсина поздние писатели обходятся достаточно вольно. В их произведениях он превращается даже в простого пастуха и землепашца (Ov. fast., 4, 507; Verg. Georg., 1, 165). Демофонт, сын Келея, постепенно отходит на задний план, и его место занимает Триптолем, питомец Деметры (Ov. fast., 4, 550; Paus., I, 14, 3). Аполлодор совмещает обе версии и говорит, что Триптолем, старший брат Демофонта, стал пользоваться милостями богини после того, как младший брат погиб в огне (Apoll., I, 5, 2). Триптолем, бесспорно, один из древнейших персонажей элевсинской религии. Недаром многие авторы называют его сыном героя Элевсина (Verg. Georg., I, 19; Apoll., I, 5, 2, cо ссылкой на Панниасида; Hygin. fab., 147). Триптолем был привлечен в гомеровский гимн в качестве знатного вождя, но в народной религии он скорее всего являлся локальным божеством плодородия. На рарийском поле были древние запашки, посвященные Триптолему, который и считается первым пахарем. 43 Триптолем получал жертвы наряду с другими богами (CIG., I, 5), в частности, на Халоях на жертвоприношении первинок, поступавших в элевсинский храм (CIG., Suppl., 27 в, 36). Павсаний упоминает храм Триптолема (Paus., I, 38, 6), украшенный рельефами. В Афинах Триптолем почитался в одном храме с Деметрой (Paus., I, 14, 1) и имел жреца (CIG., III, 704). Вероятно, при становлении и оформлении культа Деметры в Элевсине это древнее божество прочно соединилось с богиней земледелия, а после присоединения Элевсина к Афинам Триптолем стал почитаться вместе с Великими Богинями и в Афинах. Скорее всего, именно древнее божественное происхождение помешало Триптолему-герою приобрести прочную генеалогию в элевсинском культе. Его родителями называли Келея и Метаниру (Ov. Fast., 4, 550; Apoll., I, 5, 2; Paus., I, 14, 3), Рара и Амфиктиону (Paus., I, 14, 3), Океана и Гею (Apoll., I, 5, 2; Paus., I, 14, 3), Элевсина (Apoll., I, 5, 2; Hygin. Fab., 147), гиерофанта Трохила (Paus., I, 14, 2), Дисавла и Баубо (Paus., I, 14, 3). Стремление же сделать ученика, помощника, любимца Деметры еще и ее воспитанником, потеснив Демофонта, вполне понятно.
|
|||||||
- 98 - Позднее под влиянием орфизма в круг элевсинских героев вводится Дисавл, который не встречался в гомеровском гимне. Имя его, вероятно, можно перевести как "дважды вспаханный" 44 (подобно Трисавлу в Фенее (Paus., VIII, 15, 1) или Триптолему, имя которого обозначает троекратную обработку поля). Супругой Дисавла обычно называется Баубо (Clem.Alex.Protr. p.17). Согласно орфической версии, именно Дисавл и Баубо, родители Триполема и Эвбулея, приняли в своем доме Деметру, разыскивавшую свою дочь, как могли утешили ее и развеселили (Harpocrat. s.v. Dysaules). 45 Дисавл считается также распространителем элевсинского культа. Он, придя из Элевсина во Флиунт, учредил в Келеях (неподалеку от Флиунта) таинство в честь Деметры, назвав это место по имени своего брата (Paus., II, 14, 2). В целом, охватив взглядом родственные связи элевсинских героев, можно заметить, что они не выстраиваются в четкие генеалогические цепи. Герои, долгое время существовавшие изолированно, покровительствовавшие отдельным областям или даже являвшиеся некогда локальными божествами, поздними писателями соединяются друг с другом хрупким, часто неубедительным родством. Этим, возможно, объясняется и обособленное положение Эвмолпа. Согласно самой распространенной версии, Эвмолп является сыном Посейдона и Хионы, дочери Борея, которая, тайно от отца родив сына, бросила его в море. Однако Посейдон спас Эвмолпа и отдал его на воспитание в Эфиопию своей дочери Бентесикиме. Когда Эвмолп вырос, Эндий, муж Бентесикимы, отдал ему в жены одну из своих дочерей. Но Эвмолп стал домогаться сестры своей жены, за что был изгнан и отправился вместе со своим сыном Исмаром к царю Фракии Тегирию, который выдал свою дочь замуж за Исмара. Эвмолп же начал плести интриги против Тегирия, за что вновь был изгнан и отправился в Элевсин, где заключил дружбу с жителями этого города. После смерти Исмара Эвмолп, примирившись с Тегирием, унаследовал царскую власть во Фракии. Когда же началась война Элевсина с Афинами, Эвмолп с фракийским войском пришел на помощь элевсинцам. В одном из сражений Эвмолп был убит Эрехтеем (Apoll., III, 15, 4, а также: Paus., I, 38, 3; Hygin. Fab., 157). Согласно орфическим версиям, Эвмолп связан родством с Мусеем (Schol. Aristoph. ran., 103). Хрупкая генеалогическая линия,
|
|||||||
- 99 - выведенная схолиастом Софокла, роднит Эвмолпа с царствовавшим в Элевсине семейством (Schol. Soph. O.C., 1053). Итак, Эвмолп - фракиец? Но как мог древний родовой культ, святая святых Элевсина и гордость всей Аттики, оказаться в руках у потомков чужестранца? Рискнем высказать следующее предположение. Все приведенные выше свидетельства о происхождении этого героя относительно поздние и создавались в ту эпоху, когда "древние сказания, не загроможденные генеалогическими и эпическими произведениями, конечно, давали большой простор для всяческих выдумок, и особенно во всем, что касалось родословных героев..." (Paus., I, 38, 7). Вспомним, что Эвмолп появляется дважды уже в гомеровском гимне к Деметре (H.h., 154; 475), который мог отражать реалии начиная с микенского времени вплоть до конца VIII в. до н.э. В обоих отрывках подчеркивается знатность героя, но не упоминается такой важный факт, как его фракийское происхождение. Нам кажется, что Эвмолпиды - древний элевсинский род, ведущий свое происхождение от легендарного Эвмолпа, основателя мистерий (Plut. De exil., 17; Luc.Demon., 34), или одного из первых посвященных (H.h. Cer., 476), имя которого переводилось, вероятно, как "прекрасный певец", что могло связываться с тем, что гиерофант, избиравшийся из рода Эвмолпидов, должен был обладать сильным голосом и петь священные гимны. После VII в. до н.э. в результате распространения орфического учения, которое, как мы видели, проникает и в элевсинский культ, "прекрасного певца" Эвмолпа начинают связывать с Мусеем или Орфеем, приписывать ему изобретение игры на некоторых музыкальных инструментах (Theokr., 19, 110; Hygin. Fab., 273) и выводить его происхождение из Фракии. Не исключено, что этому способствовали реальные второстепенные родственные связи Эвмолпидов или узы ксении со знатными фракийскими родами (Schol. Eurip. Phoen., 854), а позднее и политические интересы Афин во Фракии, однако по этому поводу в следствие недостатка информации сказать что-либо более определенное крайне трудно. В предполагаемом родстве Эвмолпа и Керика (Paus., I, 38, 3; Hesych. s.v. khvruke"; Schol. Soph. Oed. Col., 1051), вероятно, следует видеть родственные узы, связывавшие Эвмолпидов и Кериков, а в претензиях каждого из этих героев на отцовство по отношению к другому - соперничество этих родов и стремление каждого доказать собственное более древнее происхождение. Последний вопрос, связанный с элевсинскими легендами, это предание о войне Элевсина с Афинами и проблема историчности этого
|
|||||||
- 100 - конфликта. В эпоху, предшествовавшую афинскому синойкизму, Элевсин был весьма сильным городом, имел надежный акрополь, расположенную неподалеку плодородную Фриасийскую равнину. Элевсинские знатные роды, руководившие жизнью города, были способны оказать отпор завоевателям. Но судьба распорядилась иначе, и после долгой и кровопролитной войны Элевсин был завоеван Афинами. Исократ приписывает замысел войны элевсинцам (Isokr. Panath., 193), утверждая, что Эвмолп "поспорил относительно города Эрехтея, говоря, что Посейдон (отец Эвмолпа (Paus., I, 38, 2) - C.C.) захватил его прежде Афины". Но, с другой стороны, можно предположить, что первыми за оружие взялись афиняне, объединившие и подчинившие уже к тому времени прочие аттические города. Из преданий, сохраненных античными авторами, мы знаем, что афинянами командовал царь Эрехтей, а элевсинцев возглавлял Эвмолп, получивший подкрепление из Фракии (Thuc., II, 15, 1; Strab., VII, 7, 1; Apoll., III, 15, 4; Paus., IX, 9,1). Чтобы одержать победу, афинский царь по совету дельфийского оракула принес в жертву свою младшую дочь. Жертва была принята богами, и Эрехтей, вступив в сражение, убил Эвмолпа (Apoll., III, 15, 4). Павсаний же рассказывает, что убит был не Эвмолп, а его сын Иммарад (Paus., I, 5, 2; I, 5, 27; I, 38,3, также см.: Schol.Il., 18, 483). Эрехтей же, по версии Павсания, также пал в сражении, а Эвмолп остался жив и, возможно, принимал участие в составлении мирного договора: элевсинцы подчинялись афинянам во всем за исключением таинств (Paus., I, 38, 3). Есть легенда, что элевсинцам в этой войне помогал Форб, царь Акарнании (Eustath. Ad Hom., 1156, 52). В результате смешения этой легенды с основной сюжетной линией родилась версия о том, что Эвмолп погиб от руки афинского царя вместе с двумя своими сыновьями - Форбом и Иммарадом (Schol. Eurip. Phoen., 854). Хотя Павсаний пишет, что исход войны был решен одним сражением, после которого воюющие стороны тотчас приступили к составлению мирного договора (Paus., IX, 9, 1), у нас есть основание предположить, что война Элевсина с Афинами длилась достаточно долго с переменным успехом. В результате распрей между сыновьями Эрехтея, последовавших после смерти царя (Plut. Thes., 32; Apol., III, 15, 1; Paus., VII, 1, 2), контроль Афин над подчиненными территориями ослаб. Возможно, именно к этому времени относится новое столкновение элевсинцев с афинянами под командованием Иона (Paus., I, 31,
|
|||||||
- 101 - 3; VII, 1, 5), также закончившееся победой Афин. 46 Страбон соединяет обе версии в одну, рассказывая, что Эвмолпа удалось победить, только благодаря подоспевшей помощи Иона (Strab., VIII, 7, 1), однако Ион обычно считается внуком Эрехтея (Eurip. Ion., 9-16), и вряд ли он мог принимать участие в первой войне с Элевсином. Не исключено, что и после второй войны Элевсин так и не был окончательно присоединен к Афинам, но еще некоторое время продолжал оставаться яблоком раздора между Афинами и Мегарами. 47 Плутарх рассказывает, что Тезей "отнял Элевсин у мегарян, обманув тамошнего правителя Диокла" (Plut. Thes., 10). 48 Вероятнее всего, аттические легенды о войне с Элевсином отражают многолетнюю и кровопролитную борьбу Афин за власть над этим городом. Й.Саркади иначе подходит к анализу источников и высказывает мнение, что на основе данных традиции можно доказать непрерывное, хотя и чрезвычайно шаткое, политическое единство всей Аттики начиная с микенской эпохи. 49 С мнением автора в отношении многих мелких городов восточной Аттики можно согласиться 50 и даже привести в качестве подтверждения его точки зрения то, с какой легкостью и простотой многие из этих городов восприняли "тезеев синойкизм". Однако следует помнить, что Элевсин, самой природой расположенный в собственном географическом пространстве и отделенный от Афин горным хребтом, вряд ли подвергался сильному культурному и политическом влиянию Афин, как это было с городами восточной Аттики, и имел все предпосылки для самостоятельного развития. 51 Еще Э.Корнеманн отмечал, что присоединение Элевсина нужно рассматривать отдельно и оценивать иначе по сравнению с прочими территориальными и политическими приобретениями Афин, так как это - "первое покидание афинянами собственного, природой определенного государственно-
|
|||||||
- 102 - го пространства". 52 Действительно, нет ничего удивительного, что сильный, хорошо организованный аристократическими родами, независимый полис оказывал активное сопротивление Афинам, а если верить Исократу (Isokr. Panath., 193), Элевсин и сам был не прочь подчинить своей воле опасного набирающего силу соседа. Таким образом, у нас нет никаких оснований, чтобы не верить в историчность описанного античными авторами вооруженного противостояния Афин и Элевсина. Но почему же Элевсину не удалось отстоять свою независимость? Почему Афины оказались сильнее? Нам кажется на то есть две причины: во-первых Афины к VII в. до н. э. уже могли опираться на военную и экономическую поддержку всей Аттики, а Элевсин мог расчитывать только на собственные силы; во-вторых, Элевсин в отличие от Афин не имел удобной гавани и, по крайней мере, на первых порах развивался исключительно как сельскохозяйственный центр, тогда как Афины, владея Пиреем, имели все шансы для более интенсивного экономического и политического развития. В качестве археологического доказательства данных традиции можно привести наличие остатков пограничных стен между Афинами и Элевсином. 53 Разрушение же микенских домов на северном склоне афинского акрополя, датированное XIII в. до н.э., вряд ли связано с войной с Элевсином, как считает О.Бронер, 54 а скорее относится к локальным конфликтам, которые, возможно, и были связаны с первыми этапами афинского синойкизма, тогда как присоединение Элевсина завершило этот процесс. 4. Элевсин в архаическую эпоху Окончательное вхождение Элевсина в состав Афинского государства произошло, вероятно, только в конце VII в. до н.э. вместе с присоединением Саламина, 55 которым прежде владели Мегары. Доказательством этому является то, что в гомеровском гимне к Деметре, написанном приблизительно в начале VII в. до н.э., Элевсин описан
|
|||||||
- 103 - как небольшое независимое государство. С этой датой согласно большинство ученых, посвятивших свои труды проблемам объединения Аттики. 56 Еще одним доказательством того, что Элевсин был присоединен позднее остальных аттических городов, можно считать тот факт, что храм Деметры Элевсинской в Афинах - Элевсиний - расположен не на акрополе, как святилища других локальных божеств, чьи области были присоединены ранее (как, например, храм Артемиды Бравронской (Paus., I, 23, 7)), а uJpo; th'/ povlei (в нижнем городе) (CIG., III, 5, 1; Clem. Alex.Protr., 3, 45). 57 Итак, что же изменилось в жизни Элевсина в результате присоединение его Афинами? Несмотря на то, что политическое объединение Аттики традиция называет "синойкизмом" (sunoikismov", sunoivkisi"), вряд ли этот процесс представлял собой "сселение" в буквальном смысле жителей всех аттических городов в Афины. Такое понимание синойкизма, свойственное некоторым относительно поздним авторам (Diod., IV, 61, 8; Plut.Thes., 25; Cic. De leg., II, 2, 5), происходит от конкретного значения этого слова. На практике невозможно представить себе Элевсин и другие аттические города покинутыми, а Афины впитавшими в себя всех переселецев и непомерно разросшимися. Если и можно говорить о реальном переселении в Афины, то оно, скорее всего, могло затронуть отдельных представителей некоторых аристократических родов, 58 которые участвовали в управлении объединенным Афинским государством или в осуществлении церемоний в афинских святилищах, связаных с их родовым культом. До объединения Элевсин имел свои органы правления: Совет и Пританей, учрежденные, по преданию, Келеем (Plut. Sympos., IV, 4, 1). Фукидид указывает, что в ходе синойкизма были упразднены местные Советы и должностные лица (Thuc., II, 15, 1, см. также Plut. Thes., 24). Очевидно, эта же судьба постигла и Совет Элевсина. По поводу этого отрывка из Фукидида в историчесой науке ведется жаркий спор: в какой мере объединившиеся города Аттики сохраняли свою местную администрацию? Э.Курциус, Р.Лепер, В.В.Латышев склонны понимать текст источника буквально и считают, что органы местной власти
|
|||||||
- 104 - были полностью уничтожены и единственным центром, где находились должностные лица, были Афины. 59 Но представить себе государство, лишенное исполнительных органов власти на местах, невозможно. Поэтому, пожалуй, более прав Фюстель де Куланж, говоря, что подобно тому, как в религиозном отношении каждая община сохранила свой культ, а сверх него приняла культ общий, так же и в политическом отношении каждый город "сохранил своих начальников, судей, местные сходки, но над местными органами власти стало верховное правительство гражданской общины". 60 Таким образом, и в Элевсине, вероятно, Совет и Пританей уступили свою силу и власть афинскому Совету, но какая-то местная администрация, ведавшая повседневными делами, безусловно, сохранялась. После присоединения к Афинам Элевсин скорее всего не потерял свой облик жреческого государства, так как элевсинская знать, почти половина которой была связана с культом и заседала в афинском Совете, вершила также дела и в самом Элевсине. Тезей создал общий Совет для всех областей Аттики (Thuc., II, 15, 1). На этом основании можно сделать вывод, что элевсинцы, несмотря на то, что присоединились к Афинам не по доброй воле, а в результате поражения в войне, тем не менее стали полноправными гражданами объединенного Афинского государства. В отношении религиозных культов синойкизм представлял собой двоякий процесс: с одной стороны, локальные аттические боги переносились в Афины, с другой стороны, каждая община сохраняла за собой преимущественное отправление совоего родового культа. 61 Для Элевсина это было особенно важно. Подчинение Афинам в религиозном отношении выразилось в строительстве афинского Элевсиния и в переносе начала праздника в столицу. Но само осуществление таинств в честь Деметры, Персефоны и Иакха элевсинские жреческие роды навсегда оставили за собой (Paus., I, 38, 3). В VI в. до н.э. в связи с реформами Солона интерес афинского правительства к элевсинским таинствам заметно возрос. Политика, направленная на установление гражданского единства и согласия, усиление сословия крестьянства и возвращение ему гражданских прав,
|
|||||||
- 105 - нуждалась в религиозном подкреплении. Этим можно объяснить возросшее в то время внимание к элевсинскому культу и мистериям, связанным с земледельческой религией и божествами, традиционно близкими крестьянству. Андокид сообщает, что, согласно закону Солона, после мистерий в Элевсине должен был собираться Совет для обсуждения вопросов, связанных с праздником (And., I, 111). Возможно, уже со времени Солона оформилась священная процессия, шествовавшая из Афин в Элевсин в первые дни мистерий. 62 Итак, присоединением Элевсина к Афинам и увеличением числа желающих участвовать в таинствах, а также реформаторской политикой Солона был вызван новый этап в архитектурной реконструкции элевсинского храмового комплекса. Восточная терраса на склоне элевсинского акрополя была расширена в южном направлении. 63 На ней, на месте сооружений гомеровского времени, был построен новый телестерий, который по времени создания принято называть солоновским. Это здание под остатками более поздних строений было обнаружено Дм.Филием и описано Ф.Ноаком. 64 Затем раскопки были продолжены, К.Куруниотис и И.Травлос уточнили некоторые детали. Это было прямоугольное здание (14x24 м) с входом на восточной стороне и толстыми стенами. Внутри этого святилища находилась комната для хранения священных предметов - анакторон (Hesych. s.v. ajnavktoron: анакторон Деметры, который некоторые называют мегароном, где помещаются святыни). Ф.Ноак помещал анакторон в центре целлы храма таким образом, как это было в более позднем телестерии времен Перикла. На основании более точных археологических данных, исследовав пол святилища, И.Травлос сделал вывод о том, что анакторон занимал юго-западную часть храма и представлял собой небольшую вытянутую комнату (3x12 м). 65 Это предположение подтверждается тем, что эта площадь прежде была занята мегароном В, а позднее - анактороном последующих телестериев. Таким образом, выводы И.Травлоса не противоречат идее о континуитете культового места. 66 Если в обычном греческом храме все священнодействия происходили под открытым небом, а в храме находились только статуя боже-
|
|||||||
- 106 -
ства, которому было посвящено святилище, и храмовая утварь, то отличие элевсинского телестерия заключалось в том, что большинство религиозных церемоний и обрядов совершалось внутри храма. Этим и объясняются относительно большие размеры святилища и особенности его архитектуры. Следующий этап строительства в Элевсине связан с деятельностью афинских тиранов, которые пытались "завоевать благосклонность богов и народа и продемонстрировать тождество граждан, полиса и существующей формы власти", 67 стремились содействовать процветанию города. 68 Таким образом, можно выделить три главные причины, по которым Писистрат и его сыновья заботились об Элевсине и финансировали строительные работы: во-первых, предпочтение тиранами земледельческой религии должно было подчеркивать, что одна из главных целей их политики - улучшение положения мелкого крестьянства, 69 а также придавать самим правителям большую популярность в народе; во-вторых, Писистрат заботился о процветании своей столицы, поэтому, понимая, что превращение Элевсина в общегреческий религиозный центр принесет пользу Афинам, поощрял элевсинские таинства, 70 в-третьих, Писистратиды, заботясь об усилении Афин и, вероятно, также о своей лично безопасности, верно оценили стратегическое положение Элевсина и превратили его в мощную погранитчную крепость. Новый телестерий в Элевсине был построен на том же месте, что и храм времени Солона: на расширенной в западном направлении террасе. Писистратовский телестерий был почти квадратный в плане (25,30 x 27, 10 м). Восточную сторону его украшал портик в две колонны глубиной, с трех сторон имевший ступеньки. Из портика в храм вели три двери. Крышу храма поддерживали колонны. Вдоль стен внутри храма находились ряды ступеней, служившие, вероятно, зрительскими местами (аналогично местам для зрителей в греческом театре). 71 Ocвещался телестерий писистратовского времени, вероятно, через окна, находившиеся в верхней части северной и южной стен. 72
|
|||||||
- 107 - В результате археологических раскопок обнаружено, чтов юго-западном углу здания ступеньки, идущие вдоль стен, прерываются, а камни, образующие пол в этом месте, возвышаются приблизительно на тридцать сантиметров по сравнению с уровнем пола во всем храме. Согласно предположению И.Травлоса, здесь располагался анакторон, 73 занимавший то же самое место, что и в солоновском телестерии. Площадь анакторона была небольшая (12,5 ( 3,0 м), что вполне соответсвует его функциям. Здесь хранились элевсинские святыни, которые гиерофант показывал мистам в конце посвящения, открывая двери анакторона. Также анакторон открывался 13-го Боэдромиона, когда святыни доставались оттуда, чтобы к началу праздника перенести их в Афины, и 20-Боэдромиона, когда эти святыни помещались на место. 74 Анакторон не был местом сбора людей, туда мог входить только гиерофант (Aelian, frg. 10, p.192, 4ff), поэтому и размеры его могли быть небольшими. 75 Итак, VI в. до н.э. в истории Элевсина - это время прочного соединения этого города с Афинами и в политическом, и в религиозном отношении, время бурного строительства и оформления религиозных обрядов в основном в том виде, в каком они известны позднее, но это и время, когда Элевсин вкусил все тяготы пограничного положения: здесь во времена Солона произошла битва, в которой участвовал афинянин Телл, упомянутый Геродотом (Her., I, 30), здесь в 509 г. до н.э. остановился спартанский царь Клеомен с войском и союзниками, совершая свой поход против Афин с целью передать власть в этом городе олигархам во главе с Исагором (Her., V, 74). Спартанцы заняли Элевсин и не спешили его покидать, так как прекрасно понимали стратегические преимущества своего положения и предпочитали отсюда совершать набеги и грабить окрестности (Paus., III, 4, 2). При оккупации Элевсина святилище Деметры не было осквернено и разграблено, пострадала только священная роща богинь, расположенная неподалеку (Her., VI, 75). Итак, проследив историю взаимоотношений Элевсина и Афин, начиная с древнейших времен и заканчивая архаической эпохой, можно с уверенностью сказать, что эти два города связывали отношения не хозяина и раба, не столицы и предместья, но условия взаимного уважения и взаимовыгодных контактов. Элевсин, как мы рассматри-
|
|||||||
- 108 - вали выше, в силу географических и исторических условий мог стать независимым городом, тогда как области восточной Аттики изначально были обречены на подчиненное положение. После присоединения Элевсина к Афинам в выигрыше оказались, безусловно, Афины, которые приобрели не только древний культ, способный со временем стать общегреческой национальной святыней и служить к славе Афин, но и мощную крепость, прикрывавшую западные границы Аттики. Чувствуя себя в неоплатном долгу, Афины относятся к своему побежденному, но не покоренному соседу с большим уважением: сохраняют привилегии Эвмолпидам и Керикам, тратят огромные суммы на строительство храмов и благоустройство города. Рискнем предположить, что в самом Элевсине, проникнутом аристократическими настроениями, дух независимости жил в умах людей достаточно долго. И хотя не сохранилось свидетельств, доказывавших бы существование политической борьбы в этом городе, можно предположить, что Элевсин, силой присоединенный Афинами и вошедший в состав демократического афинского государства, в большей степени сохранял приверженность к олигархическому государственному устройству. Тому есть два косвенных свидетельства: во-первых, это огромное уважение, которым пользовались аристократические элевсинские роды, связанные с культом; во-вторых, на протяжении своей истории Элевсин неоднокартно захватывался врагами и использовался в качестве плацдарма в их войне с Афинами (например, в 509 г. до н.э. спартанским царем Клеоменом, в годы архидамовой войны, в 403 г. до н.э. в Элевсине властвовали тридцать тиранов, изгнанные из Афин, в 296-294 гг. до н.э. Деметрий Полиоркет, ведя осаду Афин, опирался на Элевсин). Безусловно, врагов привлекали удобное положение и мощные укрепления Элевсина, но, следует отметить, что источники, как правило не упоминают о том, что жители Элевсина оказывали активное сопротивление врагам или поднимали восстания против спартанских гарнизонов. Нам кажется, что противники каждый раз находили себе здесь опору в лице олигархически настроенных кругов города, которые были, возможно, не прочь вспомнить о былой независимости Элевсина. И только с установлением римского господства, с утратой свободы всеми греческими городами стирается напряженность и в отношениях Афин и Элевсина.
|
|||||||
Примечания 1. Fivlio( D. [Ekqesi( peri; tw'n ejn jEleusi'ni ajnaskafw'n. // ПAE, 1884, s. 64-65; Mylonas G.E., Kourouniotis K. Excavations at Eleusis, 1932.// AJA 37 (1933), р. 271-286. 2. Периодизация II тыс. по кн.: Mylonas G.E. Ancient Mycenae, London, 1957. 3. Качурис К.А. Элевсин в бронзовом веке./ Канд. дисс. М, 1961, с. 23-26, 30. 4. Mylonas G.E. Op. cit., p. 31. 5. Качурис К.А. Погребальные сооружения..., с. 67. 7. Ср.: Karo G. Schachtgraber von Mykenai. Munchen, 1930, S. 112, Taf. XIX, XXX 8. Качурис К.А. Элевсин в бронзовом веке..., c. 24, 26, 30, 34 9. Traulo;( I.N. jAnaskafai; ejn jEleusi'ni. // ПАЕ, 1950, s. 122; Traulo;( I.N. To; ajnavktoron th'( jEleusi'no(. // AE, 1950-1951, s. 1-16; Kourouniotes K. Das eleusinische Heiligtum von den Anfangen bis zur vorperiklische Zeit.// Archiv fur religionswissenschaft, 32 (1935), S. 52 и далее. 10. Mylonas G. E. Op. cit., fig. 11. 11. Rubensohn O. Die Mysterienheiligtumer in Eleusis und Samothrake. Berlin, 1892, S. 24; Noak F. Die Baukunst des Altertums. Berlin, 1910, S. 68 12. Mylonas G.E. Op. cit., p. 36; Mylonas G.E., Kourouniotes K. Excavations at Eleusis, 1932. // AJA, 37 (1933), p. 273. 13. Kourouniotes K. Das eleusinische Heiligtum..., S. 56-63; Mylonas G.E. Eleusis and the Eleusinian mysteries, Princeton. 1961, p. 40-54. Напротив, ряд ученых отвергает идею континуитета: Dietrich B.C. Tradition in Greek religion. Berlin, 1976, S. 115 ; Burkert W. Greek religion. Cambridge, 1985, p.48-50; Darcque P. Les vestiges myceniens decouverts sous le Telesterion d'Eleusis.// BCH, 105(1981), p. 593-605. 14. Nilsson M.P. Geschichte der griechische Religion. Bd.1. Munchen, 1941, S. 320-323; БартонекА. Златообильные Микены. M., 1991, с. 207. 15. Kuruniotes K. Op. cit. S. 56-63; Mylonas G.E. Op. cit., p. 39-48. 16. Noak F. Eleusis. Leipzig, 1927, S. 48. 17. Сroix C. Recherches historiques et critiques sur les mysteres du paganisme. Paris, 1817, p. 112. 18. Новосадский Н.И. Элевсинские мистерии, с. 15-16. 19. Fivlio( D. jAnaskafai; jEleusi'no(. // ПАЕ, 1892, s. 33 и далее; Philios D. Eleusis, ses mysteres, ses ruines et son musee. Athen, 1896,p.28, 57. 20. Mylonas G. E. Op. cit., p. 44-46 ; Mylonas G.E. The Hymn to Demeter and Her Sanctuary at Eleusis. Washington, 1942. 21. Darcque P. Op. cit., p. 593-605; Dietrich B.C. Op. cit. S. 115; BurkertW. Op.cit., p. 48-50. 22. Darcque P. Op. cit., p. 604. 23. Nilsson M.P.Op. cit., S. 316-320; Лурье С.А. Язык и культура микенской Греции. М.-Л.,1957; Бартонек А. Ук. соч. М., 1991, с. 207-209. 24. Hesperia 31 (1962), 35 (1966). 25. Taylour W.D. Mycenae, 1968.// Antiquity, 43 (1969), p. 91-97; Taylour W.D. New Light on Mycenaean Religion.// Antiquity, 44 (1970), p. 270-279. 26. Ср.: Nilsson M.P. Op. cit., S. 323; Фюстель де Куланж. Гражданская община античного мира. М., 1867, с.230-231. 27. Kern O. Eleusinische Beitrage. Halle, 1909, S. 11. 28. Курциус Э. История Греции. Т. 1, М., 1880, с. 238; Berve H. Griechische Geschichte. Freiburg im Breisgay, 1931, S. 79. 29. Колобова К.М. К вопросу о возникновении афинского государства. // ВДИ, 1968, № 4, с. 46-47. 30. Ср.: Mylonas G. E. Mycenae and Mycenaeon Age. Princeton, 1966, p. 230 ff.; Finley M.J. Homer and Mycenae: Property and Tenure.//Historia, VI (1957), p. 158 ff.; Папазоглу Ф. К вопросу о преемственности общественного строя в микенской и гомеровской Греции.// ВДИ, 1961, № 1, с. 23-41; Колобова К.М. К вопросу..., с. 43. 31. Боузек Я. К истории Аттики в IX-VIII вв. до н.э. // ВДИ, 1962, № 1, с. 104-112. 32. Milojcic V. Dorische Wanderung. // Archaeologischer Anzeiger, 1948-1949, S. 14-24; 34. 33. Angel J.L., Dinsmoor W.B., Raubitschek A.E. The American excavations in the Athenian Agora.// Hesperia, 14 (1945), S. 323-326; 328-329. 34. Боузек Я. Ук. соч., с. 106. Мнение о том, что западная Аттика и Элевсин были захвачены дорийцами, также разделяют Broneer O. The Dorian Invasion. What happened at Athens.// AJA, 52 (1948), p. 107 и далее; Alfoldy G. Der attische Synoikismos und die Entstehung des athenischen Adels.// Revue belge de philologie et d'histoire, 47 (1969), S. 13-35. 35. Mylonas G.E. Eleusis and the Eleusinian mysteries. Princeton, 1961, p. 44, 56-57. 37. Mylonas G.E. Op. cit., p. 57. 38. Дж. Травлос, считая этот отрезок каменной кладки не стеной храма, а подпорной стеной двора, также не сомненвается в том, что весь этот архитектурный комплекс на протяжении всей гомеровской эпохи использовался в культовых целях. См.: Travlos J. Bildlexikon zur Topographie des antiken Attika. Tubingen, 1988, S. 92. 39. Ряд исследователей считает мистериальный характер элевсинского культа следствием дорийской оккупации. Нам кажется, что для такого категорического вывода нет достаточных оснований, так как, во-первых, Аттика, по-видимому, не была полностью завоевана, а только подверглась влиянию со стороны пришельцев с севера; во-вторых, в Элевсине еще с микенского времени существовала тенденция к обособлению культа. Ср.: Stoll H.W. Kora und Demeter.// Roscher W.H. Ausfuhrliches Lexikon griechische und romische Mythologie. Bd.2, Leipzig, 1894, 1337-1339. 40. Ср.: Preller. Demeter und Persephone. Hamburg, 1837, S. 104-105. 41. Rohde E. Psyche. Bd. I, Freiburg, 1894, S.280 и далее. 42. Вероятно, речь идет о строительстве террасы и реконструкции святилища на месте мегарона В. 43. Kern O. Rarion.// RE, R. 2, Bd. I, 252. 44. Stoll H.W. Dysaules. // Roscher W.H. Ausfurliches Lexikon... Bd.I, 1208-1209. 45. Ср.: Lobek A. Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis. Regiom, 1829, S.818. 46. Ср.: Mylonas G.E. Op. cit., 27; Hammarstrand S.F. Attikas Verfassung zur Zeit des Konigthums.// Jahrbucher fur classische Philologie. Suppl. 6 (1872-1873), Hft.9, S. 787-826. 47. Нammarstrand S.F. Op. cit., 811-812. 48. Возможно, этот самый Диокл послужил прообразом одного из элевсинских воздей, упомянутых гомеровским гимном к Деметре (H.h., 474). 49. Ср.: Колобова К.М. К вопросу... с. 54. 50. Sarkady J. Attika im 12. bis 10. Jahrhundert.// Acta classika Universitatis Scientiarum Debreceniensis, 2 (1966), S. 9-21. 51. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988, С. 64-65; ср. также: Kirsten E., Kraiker W. Griechenland Kunde. Ein Fuhrer zu klassischen Statten. Heidelberg, 1955, S. 170. 52. Kornemann E. Athen und Attika. Ein Beitrag zum attenischen Synoikismos./ Staaten. Volker. Manner. Leipzig, 1934, S. 47. 53. Milchhofer A. Attika.// RE, Bd. II, 2192; Лурье С.Я. История Греции. Спб., 1993, с. 174. 54. Broneer O. Excavations on the north slope of the Acropolis in Athens, 1933-1934. // Hesperia, 4 (1935), p.109. Предположение о том, что эти разрушения связаны с войной с Элевсином поддерживает также Г. Милонас: Mylonas G.E. Op. cit., p. 26. 55. Noak F. Op. cit., S. 46-47; Mylonas G.E. Op.cit., p. 63. 56. Wilamowitz-Moellendorf U. Aus Kydathen.// Philologische Untersuchungen, I (1880-1886), S. 124; 132-133; Berve H. Op. cit., S. 80; Kornemann E. Op. cit., S. 47; Alfoldy G. Op. cit., S. 34; Bengtson H. Griechische Geschichte von den Anfangen bis in die romische Kaiserzeit. Munchen, 1977, S. 84. 57. Лепер Р. Следы синойкизма двенадцати государств Аттики. Спб., 1911, С. 16-17. 58. Лепер Р. Ук. соч., с. 13; Колобова К.М. К вопросу... с. 46; Alfoldy G. Op. cit., S. 16. 59. Курциус Э.История Греции. Т.1, М., 1880, с. 242.: Лепер Р. К вопросу о демах Аттики.// ЖМНП, ноябрь 1891, декабрь 1891, с. 258; Латышев В.В. Очерк греческих древностей.Т.2,СПб.,1899, с.141. 60. Фюстель де Куланж. Ук. соч., с.171. 61. Ср.: Лепер Р. К вопросу... с. 16-17. 62. Kolb F. Die Bau-, Religions- und Kulturpolitik der Piesistratiden.// Jahrbuch des deutschen Archaeologischen Instituts, 92 (1977), S. 111-114. 63. Семина К.А. Ук. соч., с. 120-121. 65. Traulo;( I.N. To; ajnavktoron th'( jEleusi'no(. // EA, 1950-1951, s.10-16. 66. Сp.: Mylonas G.E. Op.cit., p. 69. 67. Семина К. А. Ук. соч., с. 121-122; ср.: Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике. М., 1964, с. 148-152. 69. Лурье С.Я. История Греции. Спб., 1993. с. 202-203. 70. Кolb F. Op. cit., S. 111-114. 71. Более детальное описание элевсинского телестреия писистратидовского времени см.: Noak F. Op. cit., S.48-70. 72. Dinsmoor W.B. The Architecture of Ancient Greece. London, 1950, p. 113. 73. Travlos J.N. Op. cit., p. 1-16. 75. Mylonas G. E. Op. cit., p. 84.
|
|||||||
|