Конференции Платоновского философского общества


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


И.Б.РОМАНЕНКО
Античная и средневековая образовательные парадигмы: проблема перехода

Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. СПб., 2001, с. 42-50

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является "порождающей моделью", идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время. Образование есть способ социального формирования человека, без чего невозможно осуществление потенций как общества в целом, так и отдельной человеческой личности. В этом смысле, образование является конкретным способом разрешения диалектического противоречия между "общим" и "единичным" в контексте антропосоциогенеза. Образование, говоря образно и метафорически, как бы "переплетает" или "сплавливает" индивидуальности в общественное целое, придавая форму становящегося целого каждому его элементу, и, тем самым, способствуя воплощению идеи в материальной действительности. Основная проблема истории и теории образования заключается, как раз, в том, чтобы дать осмысленное описание взыскуемого эпохой образа (или идеи) человека. Рассмотрим характерные моменты античной и средневековой образовательных парадигм, а также проблему перехода между ними.

Согласно нашему подходу, античная парадигма определяется как интуитивно-дискурсивная, а средневековая - как экзегетическо-апологетическая. Суть первой состоит в объединении возможностей двух познавательных методов - интуиции и дискурса - с целью закрепления в сознании ученика едино-раздельного образа Космоса. Изначальным методом познания начал мира в досократической философии была интуиция - сосредоточенное созерцание сути бытия, в акте которого созерцатель уподоблялся созерцаемому. Для передачи другому человеку результата интуитивного постижения истины необходимо было создавать особые условия. Чтобы у ученика возникла искомая интуиция, требовалось специально воспитывать его восприятие и открывать способность видеть мир через символические структуры. Традиционно этим целям служил миф, поэтому первичное приобщение к философскому знанию начиналось именно с изучения мифов. С помощью методики анамнезиса Сократ и Платон перевели эту функцию в сферу философии.

Второй момент античной парадигмы - дискурс, начавшийся развиваться в период софистики, служил способом вербального и логического выражения исходной интуиции. Дискурс - это рационализированная речь (или текст), выражающий точку зрения автора на структуру мира. Для развития дискурсивной способности требовались уже другие условия и приемы. Уроки софистов и майевтические диалоги Сократа являются существенными образцами тренировки дискурсивного умения. Объединение интуиции и дискурса осуществилось в платоновской диалектике, и с этого момента можно говорить об окончательной сформированности античной образовательной парадигмы. Последующие школы и направления развивали те или иные ее аспекты, в целом пребывая в ее пределах. Отдельно нужно сказать об Аристотеле, у которого дискурсивная методология превалировала, развиваясь в сторону открытия логических законов и форм. При этом и интуиция не потеряла своего значения в философии Аристотеля, поскольку даже закон тождества, лежащий в основе достоверного научного знания, трактовался им как интуитивно очевидный и полагался как аксиома без доказательства.

Парадигма средневекового образования сформировалась как единство двух богословско-философских методов - экзегетики и апологетики, которые, в принципе, в новых исторических обстоятельствах воспроизвели на ином качественном уровне интуитивно-дискурсивную методологию. В самом деле, экзегетика определяется как толкование авторитетного священного текста, с помощью которого достигается понимание богооткровенных истин, принимаемых верующим человеком непосредственно, без доказательства, именно как откровение. Общение людей друг с другом по поводу содержания веры уже подразумевает опосредование речью и мыслью. Апологетика - это та же логика, только применяемая для рассуждения, доказательства и убеждения других в истинности и правоте исповедуемой веры. Основной задачей средневекового образования была гармонизация отношений между верой и разумом. В деятельности апологетов, александрийской школы, каппадокийцев, Августина, Боэция и других представителей раннего Средневековья, блестяще знавших античную культуру, сформировалась новая образовательная парадигма, упроченная принятыми на Вселенских Соборах символе веры и догматике.

Сравнивая античную и средневековую образовательные парадигмы, можно сказать, что между ними наблюдается и прямая линия преемственности и радикальный скачок. Потребность в образовании в пределах каждой эпохи одинакова, только его формы качественно различны, поскольку различными становятся содержания. Можно предположить, что на протяжении всей истории существует единая парадигма образования человеческого рода, проявляющаяся и варьирующаяся в рамках каждого самостоятельного временного периода в соответствии с теми задачами, которые ставят и решают люди. Сравнительный анализ показывает, что античность задала и реализовала некий образовательный цикл, который сумел перейти в новый средневековый цикл через катастрофическую точку межэпохального перехода.


Главная страница |
© 2001 г. И.Б. Романенко
© 2002 г. Центр антиковедения СПГУ

office@centant.pu.ru