Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Е.П. ШИШКО
Представления Платона о единоличной власти

Античное общество V. Тезисы докладов научной конференции 2-3 апреля 2002 года.
Настоящая работа опубликована только в Internet. При цитировании ссылаться на электронный адрес: [www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2002-04/shishko.htm]


ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Проблема единоличной власти проходит через всю жизнь Платона и его творчество. Так, в юности он пережил первое разочарование в тираническом режиме, столкнувшись с кровавым, террористическим правлением Тридцати (404-403). Это обстоятельство охладило пылкое стремление Платона к политической карьере (Epist., VII, 324c-325a) и, как кажется, должно было вызвать стойкое отвращение к тирании. Однако в дальнейшем, во время своих многолетних странствий, Платон не отказался от возможности познакомится с одним из могущественнейших тиранов своего времени - Дионисием Старшим, правившим на Сицилии (эта поездка состоялась приблизительно в 388г.). И это столкновение с тиранией закончилось для него плачевно - как передает традиция, он был продан в рабство на о. Эгина, по приказу разгневанного (смелыми рассуждениями философа) тирана (D.L.,III,18-19; Plut., Dion,4-5). Такое близкое знакомство с тиранией, возможно, и позволило Платону дать подробнейшее описание в "Государстве" этой форме власти. Но парадоксальным является то, что Платон до конца своих дней не обходил вниманием эту форму правления и продолжал не только связывать с ней честолюбивые планы осуществления "рая на земле", но и предпринял ещё две поездки на Сицилию (366г. и 361г.), уже в достаточно преклонном возрасте, надеясь, по всей видимости, на возможность реальных, позитивных перемен в Сиракузах (например, см.- III, 217,315d,319a-b; VII,328c,332e-333a). Не добившись существенных результатов в реальной политической деятельности, Платон, тем не менее, внес значимый вклад в историю политической науки, обогатив её классификацией и максимально точными определениями всех существующих государственных форм власти (что наиболее ярко представлено в "Государстве", "Политике" и "Законах").

Единоличная власть представлена у Платона в двух ипостасях - монархии и тирании. В то время как первая представлялась ему самой благородной, вторая - самой низкой (Resp., 576d). В чем Платон видел принципиальное различие между этими двумя, в отдельных чертах сходными, политическими режимами? Главным, на наш взгляд, для Платона было моральное право на власть, которым обладает монарх, и которого нет у тирана. Но что включает в себя это понятие - "моральное право"?

1) Духовное превосходство монарха над тираном. Власть должна принадлежать совершенному, высоконравственному правителю. В то время как подлинными правителями, по мысли Платона, становятся те, у кого преобладает разумное начало, должным образом развитое воспитанием - в тиранов же превращаются те, у кого изначально преобладает самое презренное из всех душевных свойств - вожделеющее. Если обстоятельства складываются неблагоприятно и эта низкая часть души получает соответствующее развитие, рождается корыстолюбивая, эгоистичная и несправедливая натура. При сопоставлении души тирана и души подлинного философа-царя в глаза бросается безнравственность первого и образцовый моральный облик второго.

2) Следующей составляющей "морального права" является знание. Сократическую мысль о том, что править должны только знающие, Платон сделал краеугольным камнем своей политической теории. Философы возглавляют государство, потому что они знают как править. Наиболее последовательно эта мысль развита в диалоге "Политик". Искусство править Платон считает царским умением (Polit., I, 259b). Основано оно на знании, суть которого состоит, как это было уже изложено Платоном в "Государстве", в понимании высших абсолютных величин - идей. Подражать этим идеальным, божественным образцам и призван правитель. От всех обладателей власти истинного правителя отличает владение политическим искусством (Polit., 259b; 276e; 292d-e).

3) И последней составляющей "морального права" является общественное благо. В "Государстве" Платон рисует яркую картину прихода к власти тирана и его правления (Resp., 565c-569c). Всеми поступками тирана всегда руководит собственное удовольствие и выгода, для достижения которых он ни перед чем не остановится, повергая свой народ в нищету и рабское состояние. Своего благоденствия тиран добивается за счет народа. В правильном же государственном устройстве правитель должен стремиться к всеобщему благоденствию, ставя интересы государства выше своих собственных. Так, в идеальном государстве Платона высшее сословие - философы, должны принести всю свою жизнь, и духовную и личную, в жертву государству. Для Платона, как и для многих представителей полисной культуры, личность отдельного гражданина была неразрывно связана со всей государственной системой в целом. Отсюда и его аналогии государства с душой человека, а кроме того и вывод о том, что тиран, осуществляющий террор над собственным народом, приносящий несчастья собственному государству - не может быть счастлив. Поэтому он утверждает, что душа тирана несчастна.

Из всего выше изложенного следует, что истинным правителем может стать только тот, кто обладает нравственным совершенством, владеет политическим искусством и заботится об общем благе.

Часто исследователи задаются вопросом: А считал ли сам Платон свои проекты осуществимыми? Слишком идеалистическими они представляются на первый взгляд. Скорее всего, на этот вопрос стоит ответить утвердительно. В "Государстве" Платон предполагает такую уникальную возможность, что философы или правители, проникшиеся любовью к философии, перестроят государство на новых началах, выслав всех граждан старше 10-ти лет в сельскую местность, а оставшихся детей воспитав должным образом (Resp., III, 415d-e; VII, 540d-541a). В "Законах" же говорится, что легче всего преобразовать то государство, в котором установлен тиранический режим (Leg., IV, 709e-710a). Но при этом выдвигается два условия - тиран должен быть молод, наделен способностью к учению, памятливостью, мужеством и великодушием, то есть должен обладать необходимыми правильными задатками ( в нем должно преобладать разумное начало над вожделеющим (Leg., IV, 710 a-b)); кроме того судьба должна свести тирана со славным законодателем, который сможет дать ему необходимые советы по реформаторской деятельности. Этот пример свидетельствует о своеобразной попытке сближения монархии и тирании. Здесь стоит заметить, что неудачная попытка перевоспитания Дионисия Младшего во время второй поездки (366г.), тем не менее не заставила Платона отказаться от этой идеи, раз мы находим подобные рассуждения в "Законах", написанных в 50-е годы. Этот отрывок подтверждает общепризнанное мнение о том, что тирания для Платона, несмотря на всё его негативное отношение к этой форме власти, до конца жизни представлялось удобным средством для осуществления его великих замыслов.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя Платон и классифицировал тиранию как самую худшую форму власти, дал обличительную критику и самому режиму, и тираническому правителю, тем не менее она на протяжении всей жизни оставалась для него притягательной. Суть этой притягательности заключалась в неограниченных возможностях, которые дает единоличная власть. В столкновении с жизнью все идеалистические построения Платона оказались утопией, что подтверждают все три сицилийские поездки.


Главная страница |
(c) 2002 г. Е.П. Шишко
(c) 2002 г. Центр антиковедения СПбГУ