Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


А.Б. ШАРНИНА
Пифийские игры в межполисных отношениях и особенности Дельфийской автономии

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001, c. 89-93

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Cвоеобразие дельфийской автономии заключалось в том, что контроль над святилищем и оракулом Аполлона и храмовой казной, а также над священными землями, осуществляли не дельфийцы, а члены Пилейско-Дельфийской амфиктионии. Дельфы даже не всегда имели своего представителя в амфиктионии. Только в списках членов амфиктионии IV в. до н. э. дельфийцы названы отдельно от фокидян. Пилейско-Дельфийская амфиктиония, которая в отдельные периоды древнегреческой истории играла важную роль в политических делах Греции, формально была религиозным союзом, который создавался не только для попечения над общими святилищами: Аполлона в Дельфах и Деметры в Антеле, но и для совместного проведения обрядов в этих святилищах. Главным празднеством в Дельфах, учрежденным амфиктионами, как писали античные авторы, в результате первой Священной войны в начале VI в. до н. э., были Пифийские игры, по значению и популярности в эллинском мире вторые после Олимпийских.

Пифийские игры проводились раз в четыре года в месяц Букатий дельфийского календаря (август-сентябрь), в то же время, когда проходила осенняя сессия (пилея) амфиктионов, на которую съезжались представители греческих общин. Собравшиеся на сессию гиеромнемоны-посланцы полисов распоряжались и во время игр. В сложных отношениях греческих полисов, союзов друг с другом и с соседними государствами вопрос о руководстве играми иногда приобретал большое политическое значение. В 371 г. до н. э. тиран города Феры Ясон готовился к походу на Дельфы ко времени Пифийских состязаний, как пишет Ксенофонт, "сам, имея в виду распоряжаться празднеством и состязаниями" (Hell., VI, 4, 30), однако осуществлению замысла помешала гибель тирана.

Пифийские игры оказались важным инструментом политической борьбы в Элладе после победы амфиктионов в третьей Священной войне. В 346 г. до н. э. Филипп Македонский, получив голоса в совете амфиктионов, как председатель совета амфиктионов руководил Пифийскими играми. За союз с фокидянами амфиктионы отлучили от участия в Пифийских играх Коринф. В свою очередь Афины отказались послать делегацию на Пифии, которые проводились Филиппом.

Примером использования Пифийских игр для политической демонстрации служит и эпизод начала III в. до н. э., когда впервые, насколько известно, в истории Греции, было перенесено отправление культа, связанного с определенным местом мифом и многовековой традицией, в другой город. Деметрий Полиоркет, провозглашенный царем Македонии, в 290 г. до н. э., когда подошло время Пифийских игр, так как перевалы, ведущие в Дельфы, были заняты этолийцами, устроил состязания и всенародное празднество в Афинах. Перенесение Пифий в Афины было протестом против этолийской оккупации Дельф. Но, помимо всего, Деметрий, вероятно, хотел утвердить свою власть в глазах греков и показать, кто хозяин в Элладе, демонстрируя, что он, как македонский царь, являясь председателем Амфиктионии, может проводить игры по своему усмотрению.

Совет амфиктионов решал вопросы, связанные с программой праздника и проводил сами игры. Сохранилось много почетных постановлений в честь гиеромнемонов и их помощников, проявивших особое усердие при проведении игр или заботу о гостях праздника. Среди обязанностей гиеромнемонов было и судейство во время состязаний.

Многие почетные декреты, принимавшиеся амфиктионами, подтверждают то, что жители Дельф не имели решающего голоса при проведении игр, в частности, в распоряжении местами зрителей, зданиями на территории святилища.

Подготовкой к празднику также занимались амфиктионы. "Закон амфиктионов" (афинская копия 380 г. до н. э.) предписывает гиеромнемонам-представителям городов перед началом праздника привести в порядок храм Аполлона, стадион, святилище Афины Пронайи, источник. За невыполнение им грозит штраф, который должны уплатить или сам гиеромнемон или город, который он представляет. В надписи 247 г. до н. э. деньги на проведение работ в святилище даются из кассы амфиктионов, и казначеи амфиктионов проверяют исполнение контрактов. Но подрядчиками работ являются дельфийцы, которые, вероятно, извлекали определенную выгоду из этих подрядов. В любом случае, будь то правила 380 г. или 247 г. до н. э., бремя расходов по подготовке к празднеству лежало на полисах, которые входили в состав Амфиктионии, а не на дельфийцах.

Гиеромнемоны, а, следовательно, и их полисы, по "закону амфиктионов" также были обязаны привести в порядок дороги и мосты, ведущие к святилищу. Таким образом, почти вся Эллада была занята подготовкой к общему торжеству. И эти совместные приготовления объединяли греков не меньше, чем само празднество. Члены Амфиктионии должны были также заботиться о безопасности на этих дорогах, охранять паломников, направлявшихся на Пифии.

На жителей Дельф "Законом Амфиктионов" налагалась только одна обязанность во время подготовки к празднику - отправить священных послов (феоров) ко всем эллинам, где бы они ни жили. Дельфийцы должны были отправить послов с извещением о Пифиях и о священном перемирии за шесть месяцев до начала праздника. Если же они не пошлют феоров, то должны заплатить штраф. Делегации феоров посещали не только греков Балканского полуострова, но и Азии, Италии и Понта Эвксинского. Надпись, содержащая составленный по географическому принципу список феородоков - людей, принимавших дельфийских послов - с 245 г. до н. э. до 150 г. до н. э., показывает, что дельфийские феоры посещали не только большие города и столицы, но и небольшие селения. Это может говорить как о тщательно организованной пропаганде, так и о личной заинтересованности дельфийцев.

Путешествия, конечно, были небезопасны. Однако вряд ли можно считать эту обязанность тяжкой повинностью. Судя по данным источников, дельфийские феоры встречали самый радушный прием в тех местах, куда прибывали. Специально назначенные общинами люди для приема священных послов - феородоки - обеспечивали им жилье, угощение, подарки. Сами общины посылали дары Аполлону. Феории были скорее привилегией, чем обязанностью дельфийцев. Они способствовали росту благосостояния не только святилища, но и дельфийских граждан.

Дельфийцы не меньше, чем амфиктионы были заинтересованы в том, чтобы хорошо провести Пифийские игры. Об этом говорит хотя бы тот факт, что почетные постановления в честь отличившихся гиеромнемонов принимали не только амфиктионы, но и дельфийские граждане.

Главной частью Пифий был обряд жертвоприношения. Делегации греческих полисов приносили в жертву Аполлону огромное количество животных. Значительная часть жертвенного мяса доставалась дельфийцам. Жители Дельф также получали, вероятно, доходы от сдачи в аренду жилья на время празднеств прибывающим в Дельфы паломникам. Если подвести итог сказанному, можно сказать, что хотя формально г. Дельфы не имел решающего голоса при проведении главного дельфийского праздника - Пифий, однако дельфийские граждане извлекали больше всего выгод из него.


Главная страница |
© 2001 г. А.Б. Шарнина
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ