Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


А.В. ПЕТРОВ
Антиковедение в интернете: проблемы научной коммуникации

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001, с. 7-10

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Целью нашего сообщения является некий предварительный анализ наиболее заметных тенденций в создании и функционировании отечественных интернет-страниц, посвященных античности. В частности, нас интересует соотношение (забегая вперед, скажем - конфликт) стереотипов интернет- и научных коммуникаций.

Антиковедение как часть европейского гуманитарного знания вырастало постепенно из филологических штудий, превращаясь поначалу в науку о древностях, а затем - в полноценную историческую дисциплину, при этом сохраняя свои исходные пристрастия: так, филология до сих пор остается для антиковедения чем-то большим, нежели вспомогательной дисциплиной, а наука о древностях, вещная история, занимает в нем более значимое место, нежели в других разделах европейской истории. Однако приоритет в антиковедении принадлежит реконструкции исторических событий с характерным для любого научного исследования вниманием к обоснованию и проблемным, идеологически, методологически или иным образом заостренным, моментам.

Как и всякая гуманитарная наука, история античности тяготеет к обыденному языку и к общекультурной системе ценностей в большей мере, чем естественные или точные науки. Результатом этого является постоянно значительное число дилетантов, пытающихся вносить свой вклад в общее научное дело. Это не обязательно плохо: если роль, скажем, Фоменко, как с общекультурной, так и с внутринаучной точки зрения, скорее негативная, то роль Шлимана, с тех же точек зрения, в большей степени положительная. Интернет же, в силу целого ряда особенностей (физическая и техническая доступность как компьютера, так и интернета, отношение широкой публики и профессионалов-антиковедов к новым технологиям и т. п.), в большей степени предполагает участие дилетантов, нежели профессионалов. Среди известных мне антиковедов России (а таких около ста человек) лишь незначительная часть постоянно пользуется интернетом в научных целях. С другой стороны, количество людей, набирающих в поисковых системах ключевые слова, связанные с античной историей, нельзя назвать малым.

Наряду с этим свое влияние оказывают и первоначальные цели, с которыми создавалась компьютерная сеть - быстрая передача утилитарно значимой информации и общение разработчиков компьютерных технологий. На самом поверхностном уровне это означает большую посещаемость (а, следовательно, и важность) сайтов, оснащенных форумами, и сайтов с оригинальным (прогрессивным) дизайном.

Это - общие соображения. Более тщательный анализ антиковедных интернет-ресурсов выявляет и другие особенности. Прежде всего, уточним роль дизайнерского момента в создании и приобретении популярности антиковедных интернет-страниц. В начальный период существования созданного Центром антиковедения сайта подавляющее большинство писем, приходивших от пользователей, касалось оформления: это были советы, ободрения и критика. Такие письма продолжают приходить и до сих пор. Для сравнения заметим, что при чтении печатной литературы об античности такие эстетические требования к изданию предъявляются, очевидно, реже, хотя я не стал бы на этом настаивать. Анализ доступной через форумы переписки показывает, что как для значительного числа создателей антиковедных сайтов, так и для пользователей представленный в сети материал является не столько самостоятельно значимым, сколько удачным поводом для создания собственной информационной структуры и ее репрезентации. Именно эти темы - удобство навигации и красота оформления - обсуждаются наиболее активно.

Второй важной особенностью является специфическое отношение к авторству. Анонимность и виртуальность - два основных фактора, определяющих это отношение. Возможность и даже стереотипность использования ник-неймов в интернет-переписке создает совершенно неожиданные конфликты языковых культур в рамках одного форума. Речевые обороты, невозможные при личном общении студента и профессора (речь идет не обязательно о грубых выражениях), оказываются статистически нормальными. Иллюзия равенства, порождаемая анонимностью сообщений, лишает собеседников возможности оценить исходную значимость высказываний. Тотальная замена вертикальных связей (старший - младший) горизонтальными (равный - равный) почти всегда приводит к профанации дискуссии. Решается это почти исключительно через утрату анонимности. Здесь следует заметить, что в условиях превалирования прозвищ над реальными именами редко появляющееся настоящее имя обычно воспринимается как ник-нейм (вряд ли будет обоснованным предположение о том, что Лебединский профессор, а Альбан - доктор). Следует также отдавать себе отчет в том, что интернет предоставляет уникальные возможности для перформанса. Естественная, особенно для подростков (а они составляют заметную часть не только пользователей, но и создателей сайтов по античности), потребность в представлении себя другим выражается уже не в анонимности, но в псевдонимности сайтов и участников форумов. В результате всего этого складывается ситуация, когда человек, находящийся в сети, не относится всерьез к разного рода подписям. Отсюда - господствующее безразличие и к авторству публикуемых на сайтах текстов. Мы очень редко обнаружим указание, откуда заимствован тот или иной текстовый блок. В лучшем случае, будет указан интернет-адрес, с которого он скачан.

Наконец, последнее, что хотелось бы отметить. Наряду с единичными сайтами профессионалов (к таковым я отношу лишь тех, кто занимается созданием антиковедных интернет-ресурсов по долгу службы, а не только от избытка чувств), и более многочисленными (хотя количеством тоже не достигающими и десяти), сайтами дилетантов, существуют - и их подавляющее большинство - сайты, которые, может быть, стоит называть развлекательными, в том, правда, смысле, что развлекают они в первую очередь своих создателей. Таковы практически все сайты, посвященные мифологии - одной из самых запутанных в антиковедении тем, но одновременно и производящей впечатление общедоступности. Более всего среди таких сайтов меня поразил сайт, созданный одной московской девушкой - на нем страница по античной мифологии мило соседствует с описанием ее поездок в Чехию и рассказами о любимом спаниеле.

В таких условиях неудивительно, что иной раз при наборе слов "древняя Греция" в поисковой системе профессиональные страницы антиковедов начинают появляться лишь с десятой позиции, а на первых местах - любопытные, красивые, но совершенно лишенные какой-либо научной ценности интернет-страницы.
 


Главная страница |
© 2001 г. А.В. Петров
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ