Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Л.П. ГОРОХОВСКАЯ
Венера в цезаревской идеологии власти

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001, c. 161-163

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Как известно, в цезаревской идеологии большую роль играло почитание Венеры. До кризиса Римской республики эта богиня не играла большой роли в религиозной жизни Рима. Будучи первоначально прежде всего богиней весеннего цветения, она даже среди аграрных божество уступала первое место своим "коллегам" Флоре и Феронии. Но затем роль Венеры стала возрастать, она становится в первую очередь богиней любви, красоты, женской нравственности и целомудрия. Однако определенные черты хтонического божества, покровительствующего всякому возрастанию, у нее сохранились и были перенесены на мир государства, так что Венера становится богиней, покровительствующей возрастанию Римского государства, являясь в форме Victrix, ибо именно военные победы обеспечивали рост Римской республики. Ее государственная роль еще более укрепилась в эпоху кризиса и падения республики в I в. до н. э. Усиливается политическая роль религии. Культ всегда находился преимущественно в руках правящей знати. За период с 275 до 27 г. до н. э. все фламины, 87 % понтификов и 81 % авгуров принадлежали к nobilitas, и всего 19 фамилий обеспечивало 40 % всех религиозных функций.

Обычно принимается, что римская религия была формальной, довольно сухой и официальной, мало затрагивая внутреннюю сущность человека и его интимную связь с миром богов. Однако в суровый период гражданских войн положение резко изменяется. Именно тогда граждане стремятся установить свою личную связь с богами. Особенно это касается образованной части политической элиты и тех политических и военных деятелей, которые претендуют на особое положение в обществе и даже на власть. Цицерон говорит о необходимости почитать богов с благоговением, чтить их искренне, чисто и беспорочно. На первый план выдвигаются моральные ценности религии. Катулл взывает к богам и утверждает, что условиями счастья являются благочестие, верность в любви и договоре, отказ от призыва к богам ради обмана.

В этот период возрастает тяга к иноземным божествам и культам, которые больше связаны с внутренним миром человека, чем римские. Уже Марий отправлялся в Малую Азию для поклонения Великой богине. Возрождаются воспоминания об этрусских богах и культах, распространяются этрусские предсказания. И все это ведет к увеличению значения Венеры. Вспоминают об этрусской Туран, которая тоже была богиней любви и красоты, но которая выступала также как властвующая богиня, сидящая на царском троне и повелевающая миром. На культ и образ Венеры повлияла не только греческая Афродита, но и финикийская Астарта, особенно ее эрицинская ипостась. А в образе Астарты всегда присутствовало властное начало. Недаром финикийцы называли ее "рабат" - великой. Она покровительствовала победам и военному счастью. Сулла, первым, пожалуй, использовавший новые религиозные веяния для достижения и укрепления власти, называл себя Феликсом, но от греков требовал, чтобы они именовали его Эпафродитом. Покровительство Венеры Победительницы называл Габиний в качестве одного из условий военного счастья Помпея.

В этих условиях выдвижение Цезарем культа Венеры не является чем-то принципиально новым, оно полностью соответствует религиозной атмосфере того времени. Но он не только еще более увеличил значение этой богини, но и выдвинул на первый план иное ее качество - Прародительницы. Само величие Рима было во многом обусловлено тем фактом, что предком римлян являлся Эней, сын Венеры, так что Венера оказывается прародительницей римского народа. Но она была прародительницей и рода Юлиев, восходящего к тому же Энею. И это молодой Цезарь подчеркивал еще в своей речи над гробом тетки, вдовы Мария. Тем самым как бы устанавливается равновеликость двух элементов - римского народа и рода Юлиев, ибо оба они восходят к одной божественной прародительнице. Тем самым определяется и взаимозависимость Цезаря и Рима: Цезарь может достигнуть вершин власти и почета лишь как лидер римского народа, а римский народ исполнить божественную волю и встать во главе мира только с помощью Цезаря. Культ и образ Венеры, таким образом, оказывается важнейшей частью цезаревской идеологии.


Главная страница |
© 2001 г. Л.П. Гороховская
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ