Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


И.В. АЛЛЕНОВА
Образ идеального правителя у Платона

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001, c. 31-34

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


В первые десятилетия IV в. до н. э. Платон создает проект идеального государства. Огромную роль в этом государстве он отводит классу философов-правителей - создателям и руководителям государства. При этом не столь важно, идет ли речь о единовластии или о коллегиальном правлении царей, главное, что носители власти, по Платону, должны отвечать особым требованиям и быть способны обеспечить благополучие государства и его граждан.

Выбор Платона теснейшим образом связан с его учением об истине, о роли философского знания, которое может указать путь к истине. Только философ, человек, достигший высшей ступени мудрости, в том числе политической, может взять на себя управление государством. При этом Платон стремится сломать стереотип того образа философа-отшельника, который утвердился в представлении греков и "портрет" которого мы встречаем в сочинениях и самого мыслителя (Государство, VI, 487 d-e; Феэтет, 173 cff). Мудрец, обладающий истинным знанием и лучше других понимающий недуги современного ему мира, не может устранить зло и усовершенствовать жизнь общества, пока он не наделен властью. Только соединение философского знания и высших государственных полномочий может создать условия для активного преобразования жизни общества (Государство, V, 473 d-e)

При создании проекта идеального государства, философ, видимо, ориентировался на ту роль, которую он сам мог бы играть в государстве. В связи с этим встает вопрос, в каком качестве видел себя Платон в этом теоретически построенном государстве? Наиболее обоснованным нам кажется подход, сторонники которого считают, что Платон хотел бы выступить в роли советника тех, кто уже наделен властью (VII, 332 d-e, 333 a).

Требования Платона к человеческим добродетелям при выборе личных качеств философа-правителя - чрезвычайно высоки. Выбирая лучшие черты человеческого характера, Платон отмечает, что для философа главным является стремление к истине и справедливости (Государство, VI, 485 b; 490 a). Поэтому все предписанные качества направлены на достижение этой цели. Сам Платон признает, что сочетание высших качеств в человеке встречается крайне редко (Государство, VI, 503 c-d). А при рождении подобной личности, испорченные нравы общества могут помешать сохранить ей эти достоинства. Таким образом, достичь искомого идеала трудно, однако философ не теряет надежды осуществить это при помощи воспитания.

Особая система воспитания и образования, будущих философов является одним из важных аспектов проекта Платона. Ведь управление государством - это сложное политическое искусство, которым нужно овладевать всю жизнь (Государство, VII, 536 d-e) Помимо образования и воспитания совершенствованию человека способствует образ жизни, предписанный создателем проекта государства.

Характер политической власти и полнота полномочий философов в идеальном государстве Платона по-разному трактуются исследователями. Одни ученые считают, что его правителям дана абсолютная власть. Другие видят в них лишь пассивное орудие, исполнителя "божественного проекта". Нам кажется, следует рассматривать характер государственного мужа у Платона, как явление неоднозначное. Ключевым для определения сути этого вопроса представляется убеждение Платона, что вся организация государства, права и обязанности его граждан, в том числе и правителей-философов, должны быть подчинены главной цели: достижению блага и счастья для всего общества. Платон в своем проекте определяет цели и задачи деятельности правителей.

Главной из них является основание государства. Еще одним очень важным делом для философа должно стать создание законов, по которым будет жить государство. Платон видит в правителе прежде всего творца, создателя, который при необходимости может и должен внести исправления или улучшения в государственный строй, как истинный художник совершенствует созданную картину. В этом Платон видит основную задачу дальнейшего его правления (Государство, VI, 501 b-c).

Попытка Платона реализовать хотя бы отчасти свой план воспитания философа-правителя не были удачны. Они убедили философа в несовершенстве человеческой природы и послужили подтверждением утопичности созданного им образа правителя. Тем не менее, на наш взгляд, это не дает основания считать учение Платона о философе-правителе бесплодным.

Во-первых, несомненно, воздействие политического учения философа на его современников. В эпоху кризиса, когда место республиканских лидеров с полисным кодексом чести все чаще стали занимать политические авантюристы, демагоги и выскочки, опирающиеся в стремлении к власти на отряды наемников, Платон предложил грекам новый идеал высоконравственной и профессионально подготовленной личности. Его позитивная программа, положенная в основу переустройства общества и государства, была протестом против деградации норм политической жизни. Во-вторых, образ философа-правителя сыграл немалую роль в дальнейшем развитии политической теории, послужив образцом для греческих, а затем и римских мыслителей более позднего времени (Полибия, Цицерона, Сенеки).


 


Главная страница |
© 2001 г. И.В. Алленова
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ