Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


С.А.УСОЛЬЦЕВ
Традиции и новации в изображении "Вавилона" в Откровении Иоанна

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Образ вавилонской блудницы в Откровении Иоанна имеет большое значение для понимания мировоззрения ранних христиан. Этот образ надежно укрепился в христианской эстетике и дошел до наших дней. При этом смысл данного пассажа часто не до конца ясно воспринимается. В экзегетике сложилось два основных мнения, которые оказали влияние на исследователей раннего христианства: под Вавилоном в Откровении подразумевается либо Рим, либо абстрактное царство Антихриста. Ф.Энгельс, опираясь на Б.Бауэра, полагал, что под Вавилоном подразумевался именно Рим. Вслед за Ф.Энгельсом отечественные исследователи (Я.А.Ленцман, И.А.Крывелев, И.С.Свенцицкая) трактовали образ Вавилона как иносказательное изображение города на семи холмах, разрушения которого ожидали христиане. Клерикальные исследователи чаще трактуют Вавилон как царство антихриста. (Болотов В.В.) Для лучшего понимания смысла символов Откровения, связанных с Вавилоном, необходимо обратиться к тексту Ветхого завета с тем, чтобы выяснить природу традиционных символов.

В Откровении "Вавилон великий" изображается как "мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:5). С нею блудодействуют земные цари (Откр. 17:2). Жена сидит на звере с семью головами. "Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена" (Откр. 17:9). "Жена… есть великий город, царствующий над земными царями" (Откр. 17:18). В библейской символике города часто ассоциируются с женщинами: "дочь Сиона" (Плачь 1:6 и др.), "дочь Вавилона" (Иер. 50: 42). Блуд символизирует поклонение языческим богам (Иез. 16:28-52). Так, книга пророка Осии основана на сравнении Израиля с блудницей (Ос. 1:2).

Согласно книге Бытия, Бог смешал языки строителей башни и рассеял их по всей земле. Поэтому, городу, где это произошло, было дано имя Вавилон ("Бабель"), то есть "Смешение".

Чаще всего Вавилон фигурирует в Библии в связи с политикой Нововавилонского царства, которое расширяло границы своего влияния, стяжало большие богатсва, переселяло и смешивало народы. Вавилон стал пристанищем переселенцев из разных стран. Многочисленные купцы разносили молву о великолепии города, говорящего на разных языках. Как известно, вавилонские завоевания представляли серьезную опасность для Иудеи и привели, в конечном счете, к разорению Иерусалима, Храма Яхве и к депортации иудеев в Вавилон.

Для пророка Иеремии в допленный период Вавилон был не более, чем великим городом, столицей враждебной державы. Иеремия был убежден, что Иудее не устоять под натиском вавилонян (Иер. 21:1-9). Он живописно рисовал картины будущих несчастий Израиля. Однако, Вавилон не изображался источником зла, Вавилон - всего лишь орудие возмездия Бога за грехи народа.

Произведения, датируемые периодом вавилонского плена, весьма эмоциональны. Самое ужасное, что могли помыслить пророки - разрушение храма Яхве, Иерусалима; все эти кары, которыми угрожали допленные пророки, обрушились на Израиль. Насколько серьезным потрясением это явилось для иудеев, можно судить по такому яркому произведению ветхозаветной литературы, как Плач Иеремии, а также по некоторым псалмам этого периода (Пс. 136; Пс. 78). Отчаяние звучит в псалме 21: "Боже мой! Боже мой! для чего ты оставил меня?" (Пс. 21:2; Ср.: Пс. 73:1) Примечательно, что именно эти слова Марк и Матфей вкладывают в уста умирающего на кресте Иисуса (Марк 15:34; Матф. 27:46). Однако, кроме сокрушений псалмопевцев, Библия не дает сведений о серьезных бедствиях иудеев в Вавилоне. На новом месте переселенцам были созданы условия для существования. Но, тем не менее, годы изгнания навсегда стали для Израиля годами плена, а Вавилон - олицетворением нечестия.

Если допленные пророчества основывались на угрозах Израилю за его грехи, то в период плена пророки сулят бедствия Вавилону. Вавилон должен пасть под натиском мидян и понести наказание за храм Яхве (Иер. 51:11), за его народ (Иер. 51:10, 35, 49).

Не только разорение Иудеи вменялось в вину Вавилону. Вавилон стал символом гордыни. Он изображается как краса царства и гордость халдеев (Ис. 13:19), как золотая чаша, опьяняющая землю, из которой пили вино народы и безумствовали (Иер. 51:7). Символично, что чаша золотая. Позднее, в книге пророка Даниила Вавилонское царство будет сравнено с золотой головой истукана, который олицетворял смену мировых держав (Дан. 2: 37-43). То, что чаша опьяняет всю землю, должно было символизировать влияние Вавилона. Мы не исключаем, что именно к этому пассажу восходит фраза из Откровения: "С нею (блудницею. - С.У.) блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле" (Откр. 17:2; Ср.: Откр. 18:2-3). Ветхий завет отдает должное внешнему великолепию и могуществу города, которые были дарованы Богом до времени.

Царь вавилонский - денница, сын зари. Он захотел стать подобным Всевышнему, поставить свой трон выше звезд и сесть в сонме богов, и за это был повержен в ад (Ис. 14:12-15). Не случайно "Денница", "Утренняя звезда", "Люцифер" становится в христианстве одним из имен Дьявола. В Откровении зверь царствует над народами, поэтому вавилонский царь, также царствующий над народами, мог быть воспринят христианами в образе Сатаны.

Вавилон, жители которого поклоняются истуканам, сравнивается с Содомом и Гоморой. Таким образом, блуд фигурирует среди основных грехов этой державы.

Можно сказать, что именно в период плена формируются основные оценки, которые повлияли на становление новозаветного образа Вавилона. Так, в книге Даниила уже заметны тенденции стереотипного отношения к Вавилону, как к первой из мировых языческих держав, которая наделена перечисленными выше грехами. Железно-глиняное царство Селевкидов, четвертое и последнее в ряде мировых держав, оценивается автором книги Даниила через описание золотого Вавилона. Подобный прием мы обнаруживаем в Откровении, с той разницей, что современная Иоанну держава, которая должна погибнуть в крайние времена, сама приобретает символическое имя Вавилон. Иоанн берет на вооружение ветхозаветную символику, идею Даниила о смене царей и создает известный образ блудницы. В контексте Откровения, не принимающего светскую власть зверя, а также в контексте ветхозаветных книг "Вавилон великий" предстает, скорее, не в качестве великого города Рима, а в качестве мировой ("смешение") языческой империи, и государства как такового.

Таким образом, традиционными символами можно считать такие, как: образ жены, блудницы, прельщение (упоение) народов, падение великого города. Сопутствующий образ зверя, на котором восседает жена, восходит, вероятно, к книге пророка Даниила. Основное новшество, введенное Иоанном - изображение Вавилона как орудия власти Дьявола. Также Вавилон располагается у Иоанна на семи холмах. Этот не ветхозаветный образ можно расценивать как намек на всем известные холмы Рима.


Главная страница |
© 2001 г. С.А.УСОЛЬЦЕВ
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ

office@centant.pu.ru