Публикации Центра антиковедения СПбГУ | | Главная страница | Конференции | |
В Откровении "Вавилон великий" изображается как "мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:5). С нею блудодействуют земные цари (Откр. 17:2). Жена сидит на звере с семью головами. "Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена" (Откр. 17:9). "Жена… есть великий город, царствующий над земными царями" (Откр. 17:18). В библейской символике города часто ассоциируются с женщинами: "дочь Сиона" (Плачь 1:6 и др.), "дочь Вавилона" (Иер. 50: 42). Блуд символизирует поклонение языческим богам (Иез. 16:28-52). Так, книга пророка Осии основана на сравнении Израиля с блудницей (Ос. 1:2).
Согласно книге Бытия, Бог смешал языки строителей башни и рассеял их по всей земле. Поэтому, городу, где это произошло, было дано имя Вавилон ("Бабель"), то есть "Смешение".
Чаще всего Вавилон фигурирует в Библии в связи с политикой Нововавилонского царства, которое расширяло границы своего влияния, стяжало большие богатсва, переселяло и смешивало народы. Вавилон стал пристанищем переселенцев из разных стран. Многочисленные купцы разносили молву о великолепии города, говорящего на разных языках. Как известно, вавилонские завоевания представляли серьезную опасность для Иудеи и привели, в конечном счете, к разорению Иерусалима, Храма Яхве и к депортации иудеев в Вавилон.
Для пророка Иеремии в допленный период Вавилон был не более, чем великим городом, столицей враждебной державы. Иеремия был убежден, что Иудее не устоять под натиском вавилонян (Иер. 21:1-9). Он живописно рисовал картины будущих несчастий Израиля. Однако, Вавилон не изображался источником зла, Вавилон - всего лишь орудие возмездия Бога за грехи народа.
Произведения, датируемые периодом вавилонского плена, весьма эмоциональны. Самое ужасное, что могли помыслить пророки - разрушение храма Яхве, Иерусалима; все эти кары, которыми угрожали допленные пророки, обрушились на Израиль. Насколько серьезным потрясением это явилось для иудеев, можно судить по такому яркому произведению ветхозаветной литературы, как Плач Иеремии, а также по некоторым псалмам этого периода (Пс. 136; Пс. 78). Отчаяние звучит в псалме 21: "Боже мой! Боже мой! для чего ты оставил меня?" (Пс. 21:2; Ср.: Пс. 73:1) Примечательно, что именно эти слова Марк и Матфей вкладывают в уста умирающего на кресте Иисуса (Марк 15:34; Матф. 27:46). Однако, кроме сокрушений псалмопевцев, Библия не дает сведений о серьезных бедствиях иудеев в Вавилоне. На новом месте переселенцам были созданы условия для существования. Но, тем не менее, годы изгнания навсегда стали для Израиля годами плена, а Вавилон - олицетворением нечестия.
Если допленные пророчества основывались на угрозах Израилю за его грехи, то в период плена пророки сулят бедствия Вавилону. Вавилон должен пасть под натиском мидян и понести наказание за храм Яхве (Иер. 51:11), за его народ (Иер. 51:10, 35, 49).
Не только разорение Иудеи вменялось в вину Вавилону. Вавилон стал символом гордыни. Он изображается как краса царства и гордость халдеев (Ис. 13:19), как золотая чаша, опьяняющая землю, из которой пили вино народы и безумствовали (Иер. 51:7). Символично, что чаша золотая. Позднее, в книге пророка Даниила Вавилонское царство будет сравнено с золотой головой истукана, который олицетворял смену мировых держав (Дан. 2: 37-43). То, что чаша опьяняет всю землю, должно было символизировать влияние Вавилона. Мы не исключаем, что именно к этому пассажу восходит фраза из Откровения: "С нею (блудницею. - С.У.) блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле" (Откр. 17:2; Ср.: Откр. 18:2-3). Ветхий завет отдает должное внешнему великолепию и могуществу города, которые были дарованы Богом до времени.
Царь вавилонский - денница, сын зари. Он захотел стать подобным Всевышнему, поставить свой трон выше звезд и сесть в сонме богов, и за это был повержен в ад (Ис. 14:12-15). Не случайно "Денница", "Утренняя звезда", "Люцифер" становится в христианстве одним из имен Дьявола. В Откровении зверь царствует над народами, поэтому вавилонский царь, также царствующий над народами, мог быть воспринят христианами в образе Сатаны.
Вавилон, жители которого поклоняются истуканам, сравнивается с Содомом и Гоморой. Таким образом, блуд фигурирует среди основных грехов этой державы.
Можно сказать, что именно в период плена формируются основные оценки, которые повлияли на становление новозаветного образа Вавилона. Так, в книге Даниила уже заметны тенденции стереотипного отношения к Вавилону, как к первой из мировых языческих держав, которая наделена перечисленными выше грехами. Железно-глиняное царство Селевкидов, четвертое и последнее в ряде мировых держав, оценивается автором книги Даниила через описание золотого Вавилона. Подобный прием мы обнаруживаем в Откровении, с той разницей, что современная Иоанну держава, которая должна погибнуть в крайние времена, сама приобретает символическое имя Вавилон. Иоанн берет на вооружение ветхозаветную символику, идею Даниила о смене царей и создает известный образ блудницы. В контексте Откровения, не принимающего светскую власть зверя, а также в контексте ветхозаветных книг "Вавилон великий" предстает, скорее, не в качестве великого города Рима, а в качестве мировой ("смешение") языческой империи, и государства как такового.
Таким образом, традиционными символами можно считать такие, как: образ жены, блудницы, прельщение (упоение) народов, падение великого города. Сопутствующий образ зверя, на котором восседает жена, восходит, вероятно, к книге пророка Даниила. Основное новшество, введенное Иоанном - изображение Вавилона как орудия власти Дьявола. Также Вавилон располагается у Иоанна на семи холмах. Этот не ветхозаветный образ можно расценивать как намек на всем известные холмы Рима.
| Главная страница | |