Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


М.П.МИЛЮТИН
Происхождение диархии у ранних дорийцев

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Устойчивое существование диархии зафиксировано только в Спарте. В последнее время в историографии появилось мнение, что спартанские басилеи, именно потому, что их было двое, не были монархами (Drews R. Basileus: Тhe Evidence for kingship in Geometric Greece. New Haven, 1983). Эта точка зрения должна быть решительно отвергнута, как противоречащая авторитетному направлению античной традиции, которое рассматривает спартанскую диархию как один из вариантов монархической формы правления (Tirt. fr. 4, 3; 5, 1. West; Xen. Lac.Pol., 13; 15; Plat. Leg., IV, 712 d-e; Arist. Pol., III, 1285a5-9). Политическая практика Спарты архаического времени (Herod.,V, 75; VI, 50, 73, 86) свидетельствует, что спартанскую диархию нужно оценивать как единую монархическую власть, а не как разделенные полномочия двух племенных вождей или высших магистратов полиса.

Согласно древним преданиям, диархия существовала в Спарте с момента основания дорийской общины (Herod., VI, 52-53). Это ставит вопрос о методологии исследования проблемы ее происхождения, так как, по мнению скептиков, невозможно реконструировать реалии ранней истории, опираясь главным образом на древние предания. Необходимо рассмотрение древней истории той или иной общины в русле общей модели раннегреческой истории (см., например: Starr Ch.G. The Credibility of early Sparta history// Historia. Bd.14, 1965, H.3. P.257-272).

Одним из вариантов практического применения данного метода является гипотеза о позднем (VIIIв. до н.э) происхождении диархии в результате давления на монархию Агиадов аристократии и присоединения "менее знатной" династии Эврипонтидов (Ю.Белох, Дж.Глариццо, К.Краймс, Л.Джеффри). Другой вариант - гипотеза о царях-филобасилеях, представителях традиционной родо-племенной аристократии (Л.Парети, В.Эренберг, Ю.В.Андреев).

Эти предположения справедливо подвергались критике как из-за невозможности доказать справедливость общей концепции авторов о преобладающем влиянии аристократии на ранних этапах спартанской истории, так и вследствии прямого противоречия с данными традиции и реалиями спартанской общины (два царя при трех филах?). Скепсис в отношении возможности решить проблему происхождения диархии занимает все большее место в историографии (Г.Бузольт, Г.Бенгтсон, П.Олива). На наш взгляд, главным условием позитивного результата должно быть возвращение с шатких оснований априорно принимаемых общих теорий к анализу условий возникновения диархии, нашедших отражение в античной традиции.

Не ставя под сомнение раннее происхождение двойной царской власти, мы должны признать, что она возникла в условиях миграций дорийских групп в южной Греции. В настоящее время преобладает точка зрения, что дорийские общины были основаны небольшими полукочевыми скотоводческими группами дорийцев, находившимися под контролем военных вождей, которые связывали свое происхождение с легендарной фигурой Геракла.

В этой связи, естественным выглядит предположение ряда исследователей, что диархия стала следствием объединения двух соперничавших дорийских общин, которые в разное время возникли на территории будущей Спарты в результате проникновения в Лаконию различными путями двух дорийских групп - первой во главе с Агиадами (Питана и Месоя) и последующей под руководством Эврипонтидов (Лимны и Киносура) (К.Нойманн, Г.Хаксли, В.Форрест). Однако, и эта гипотеза не выдерживает критики, поскольку: 1) традиция говорит о единовременном приходе дорийцев во главе с Гераклидами в Лаконию; 2) у древних авторов мы не находим указаний на существование на территории Спарты двух соперничавших независимых дорийских общин; 3) подобное положение вряд ли было возможно в условиях расселения по областям южной Греции мобильных и слабо конкурирующих между собой групп дорийцев.

Впрочем, нельзя не признать обоснованности обращения к реалиям миграционной эпохи и предположения, что диархия стала следствием объединения в спартанской общине двух самостоятельных групп населения. Поэтому, особый интерес вызывает мнение, высказанное еще во второй половине XIX века основоположниками изучения ранней спартанской истории К.Вахсмутом и Г.Гильбертом, что династия Агиадов была ахейского происхождения (из более современных последователей данной гипотезы можно назвать А.Момиглиано, В.Норвина, Т.Леншау, Ф.Мильтнера, Ф.Кихле, А.Тойнби). При этом, отправной точкой служило известное заявление царя Клеомена I (конец VI в.до н.э.) о своей принадлежности к ахейцам (Herod., V, 72). Клеомен был Агиадом, а эта династия считалась в Спарте старшей. Вполне вероятно, поэтому, что Агиады имели недорийское происхождение и первоначально возводили свой род к додорийским героям- правителям Лаконии. Объединение дорийских и ахейских этнических компонентов в одной общине и привело к появлению диархии. Поскольку преобладание получил дорийский элемент, сюжет об ахейском происхождении Агиадов вряд ли был очень популярен. В результате возникло предание о близнецах, которое было призвано утвердить равные древность и статус за двумя династиями.

Критические замечания в адрес данной гипотезы предполагают, что заявление Клеомена могло быть вызвано генеалогической принадлежностью Гераклидов к ахейскому роду Персея. Однако, сюжет о принадлежности Геракла к роду Персея мы находим в разработанном виде уже в гомеровских поэмах и произведениях Гесиода, так что в VIв.до н.э. он без сомнения был широко известен. Так, Пиндар, хронологически близко стоящий к эпизоду с Клеоменом, прямо называет Аргос родиной предков Геракла (Nem., X, 9). Можно ли допустить, что афинская жрица, принадлежавшая к интеллектуальной элите своего времени, не позволяла Клеомену войти в храм, не зная этого сюжета? Интересно, кроме того, что в исторических известиях о самой Спарте нет указаний на то, что здесь цари считались Персеидами. Следовательно, мотивировка заявления Клеомена вполне могла быть иной.

Основная остающаяся проблема - как примирить гипотезу об ахейском происхождении Агиадов с недвусмысленным указанием традиции, что их родоначальником был Гераклид Эврисфен? Причину этого расхождения можно увидеть, рассмотрев сообщение Павсания о доризации Сикиона, при котором крайне сомнительное возведение генеалогии местного правителя к Гераклу открыло путь для объединения в рамках одной общины исконных жителей и пришлых дорийцев, так как предводитель последних Фальк "сделал его соучастником власти" (Paus., II, 6, 6-7). Можно привести еще ряд примеров из преданий о миграциях, связанных с дорийцами. Полиэтнический характер собственно дорийцев, по-видимому, нашел отражение в легенде об их царе Эгимии, который передал Гераклу и его детям третью часть царской власти (Diod., IV, 37, 3; 58, 6; Strab., IX, 4, 10). В правление Прокла и Эврисфена спартанцы вкючили в свою общину новых переселенцев, миниев, которые вскоре стали требовать "долю в царской власти" (Herod., IV, 145-146).

Итак, образование диархии, как и возведение генеалогии местного правителя к Гераклу, были традиционными способами достижения синтеза разноэтнических компонентов в миграционную эпоху, что подчеркивает значительную роль вождей дорийского переселения в процессе возникновения новых общин на юге Греции.


Главная страница |
© 2001 г. М.П.МИЛЮТИН
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ

office@centant.pu.ru