Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Н.В.КОЛЫШНИЦЫНА
Становление политических демократических институтов в Херсонесе Таврическом

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Сведения о государственном управлении Херсонеса мы можем почерпнуть в основном из памятников эпиграфики: государственных декретов и почетных надписей, в которых упоминаются некоторые политические институты и магистратуры. Но в большинстве случаев херсонесские надписи представляют лишь одни названия магистратур, за редким исключением без присущих им функций. Поэтому приходится нередко прибегать к существующим сведениям о государственном устройстве других греческих государств.

Впервые народное собрание Херсонеса упоминается в двух декретах III в. до н.э. Однако мы можем предположить, что оно появилось в Херсонесе в более ранний период, не ашедший отражение в источниках. О функциях этого органа государственной власти Херсонеса мы можем судить на основании проксении родосцу Тимагору (IOSPE, I ,340) и декрету в честь Сириска (IOSPE, I ,344). На основании этих надписей мы можем утверждать, что народное собрание Херсонеса в первый период существования полиса выполняло функцию утверждения решений Совета, но так

же и обладало законодательной инициативой. В его состав входило все взрослое мужское население Херсонеса в количестве 2000-2500 человек. Народное собрание решало вопросы о даровании прав и привилегий иностранным гражданам, о чествовании своих сограждан и, как мы полагаем, внешнеполитические проблемы.

О херсонесском Совете мы располагаем столь же немногочисленными сведениями как и о народном собрании. В отличие от аттических декретов, где в преамбулах обычной является формула "постановление народа", в херсонесских декретах подобная формулировка не встречается вообще. Здесь речь идет о постановлениях С о в е т а и народа. Иными словами члены Совета готовили проекты постановлений, которые затем выносились на рассмотрение народного собрания. Численность Совета составляла 156 человек. Совет состоял из 12 эсимнетов и одного секретаря, которые сменялись раз в месяц. Поскольку Херсонес входил в куст мегарской колонизации, то община в нем делилась на филы и сотни, по которым и проходили выборы в Совет. По всей вероятности, в Херсонесе существовали три традиционные дорийские филы: гиппеиды, диманы, памфилы.

В Мегарах и их колониях, в том числе и Херсонесе, должность аналогичную афинским пританам занимали эсимнеты. Они являлись активной дежурной частью Совета и избирались сроком на месяц для ведения текущих дел. В других местах эсимнеты с подобными функциями не встречаются.

Согласно имеющимся в наличии эпиграфическим памятникам, из среды эсимнетов избирали проэсимнета (председателя эсимнетов), главу Совета и секретаря Совета и народа. Круг вопросов, обсуждавшихся в Совете, был тот же, что и в народном собрании. Способ избрания и социальный состав Совета неизвестны.

В отличие от Мегар, в Херсонесе был только один секретарь.

Кроме народного собрания и Совета в Херсонесе существовали магистратуры. Говоря о финансовом управлении государства следует назвать казначеев. Для поддержания порядка в городе и на агоре избирались агораномы и астиномы.

Нужно отметить, что к числу наименее известных в Херсонесе магистратур относятся военные магистратуры. Должность стратега считалась очень важной, так как в декретах упоминается наравне с царем и секретарем Совета и Народа. Стратеги выполняли ведущую роль в руководстве государством, выносили предложения о проксениях, устанавливали дипломатические связи, возглавляли гражданское ополчение.

В интересующий нас период данных о существовании в Херсонесе должности демиурга нами не обнаружено.

В Херсонесе существовали и экстраординарные магистратуры, выполнявшие специальные поручения в течении более или менее продолжительного срока. По свидетельству источников в Херсонесе существовали попечители построек, гимнасиархи и тиасиархи. Мы полагаем, что в этот период каждый гражданин херсонесского государства мог проявить свою политическую активность и гражданскую позицию. Все материалы исследования являются подтверждением того, что демократические политические институты стремились к лучшей организации внутригосударственного управления с привлечением широких масс граждан.

Можно согласиться с теми исследователями, которые полагают, что в Херсонесе IY - начала III в. до н.э. существовал остракизм, то есть, действительно, в Херсонесе закладываются государственные институты, характерные для демократического государственного устройства и законодательной инициативой обладали все полноправные граждане полиса.


Главная страница |
© 2001 г. Н.В.КОЛЫШНИЦЫНА
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ

office@centant.pu.ru