Публикации Центра антиковедения СПбГУ | | Главная страница | Конференции | |
Впервые народное собрание Херсонеса упоминается в двух декретах III в. до н.э. Однако мы можем предположить, что оно появилось в Херсонесе в более ранний период, не ашедший отражение в источниках. О функциях этого органа государственной власти Херсонеса мы можем судить на основании проксении родосцу Тимагору (IOSPE, I ,340) и декрету в честь Сириска (IOSPE, I ,344). На основании этих надписей мы можем утверждать, что народное собрание Херсонеса в первый период существования полиса выполняло функцию утверждения решений Совета, но так
же и обладало законодательной инициативой. В его состав входило все взрослое мужское население Херсонеса в количестве 2000-2500 человек. Народное собрание решало вопросы о даровании прав и привилегий иностранным гражданам, о чествовании своих сограждан и, как мы полагаем, внешнеполитические проблемы.
О херсонесском Совете мы располагаем столь же немногочисленными сведениями как и о народном собрании. В отличие от аттических декретов, где в преамбулах обычной является формула "постановление народа", в херсонесских декретах подобная формулировка не встречается вообще. Здесь речь идет о постановлениях С о в е т а и народа. Иными словами члены Совета готовили проекты постановлений, которые затем выносились на рассмотрение народного собрания. Численность Совета составляла 156 человек. Совет состоял из 12 эсимнетов и одного секретаря, которые сменялись раз в месяц. Поскольку Херсонес входил в куст мегарской колонизации, то община в нем делилась на филы и сотни, по которым и проходили выборы в Совет. По всей вероятности, в Херсонесе существовали три традиционные дорийские филы: гиппеиды, диманы, памфилы.
В Мегарах и их колониях, в том числе и Херсонесе, должность аналогичную афинским пританам занимали эсимнеты. Они являлись активной дежурной частью Совета и избирались сроком на месяц для ведения текущих дел. В других местах эсимнеты с подобными функциями не встречаются.
Согласно имеющимся в наличии эпиграфическим памятникам, из среды эсимнетов избирали проэсимнета (председателя эсимнетов), главу Совета и секретаря Совета и народа. Круг вопросов, обсуждавшихся в Совете, был тот же, что и в народном собрании. Способ избрания и социальный состав Совета неизвестны.
В отличие от Мегар, в Херсонесе был только один секретарь.
Кроме народного собрания и Совета в Херсонесе существовали магистратуры. Говоря о финансовом управлении государства следует назвать казначеев. Для поддержания порядка в городе и на агоре избирались агораномы и астиномы.
Нужно отметить, что к числу наименее известных в Херсонесе магистратур относятся военные магистратуры. Должность стратега считалась очень важной, так как в декретах упоминается наравне с царем и секретарем Совета и Народа. Стратеги выполняли ведущую роль в руководстве государством, выносили предложения о проксениях, устанавливали дипломатические связи, возглавляли гражданское ополчение.
В интересующий нас период данных о существовании в Херсонесе должности демиурга нами не обнаружено.
В Херсонесе существовали и экстраординарные магистратуры, выполнявшие специальные поручения в течении более или менее продолжительного срока. По свидетельству источников в Херсонесе существовали попечители построек, гимнасиархи и тиасиархи. Мы полагаем, что в этот период каждый гражданин херсонесского государства мог проявить свою политическую активность и гражданскую позицию. Все материалы исследования являются подтверждением того, что демократические политические институты стремились к лучшей организации внутригосударственного управления с привлечением широких масс граждан.
Можно согласиться с теми исследователями, которые полагают, что в Херсонесе IY - начала III в. до н.э. существовал остракизм, то есть, действительно, в Херсонесе закладываются государственные институты, характерные для демократического государственного устройства и законодательной инициативой обладали все полноправные граждане полиса.
| Главная страница | |