Публикации Центра антиковедения СПбГУ | | Главная страница | Конференции | |
Один из важнейших аспектов массового политического сознания греков эллинистического Востока заключается в том, как воспринимали отношения гражданских общин и территориального государства сами жители греческих городов, в каком качестве - гражданами полисов или подданными державы - они воспринимали себя, получило ли в III-II вв. до н.э. развитие представление об общегосударственном единстве и сформировалось ли чувство державного патриотизма.
В греческих и эллинизированных городах Малой Азии, Восточного Средиземноморья, Междуречья и других регионов эллинистического мира в II-I вв. до н.э. сохранялись гражданские коллективы и институт полисного гражданства, развитая система самоуправления, городская военная организация, собственные полисные законы, культы и финансы, сложная общественная жизнь.
Официальные тексты и надгробные надписи показывают, что отдельный человек по-прежнему связывал свое положение и место в мире с конкретным городом, но не с территориальным государством. Для определения происхождения и общественного статуса человека по-прежнему принципиально важным было, из какого полиса он родом (например, Клеон из Пергама- OGIS.329). Цари, характеризуя в своих документах или посланиях какое-либо лицо, часто указывают, уроженцем какого города оно является (Мегон из Эфеса - RC-49, имярек из Мирины - RC.50).
В науке достаточно популярно мнение, согласно которому именно в эпоху эллинизма широко распространяются идеи космополитизма, нарушается или слабеет политическая и духовная связь гражданина с полисом. Между тем, космополитические идеи получили развитие в философских системах эллинистического времени, но не отразили черт массового политического сознания. Они явились порождением и достоянием узкой части общества - высоко образованных людей или маргиналов, утративших или сознательно оставивших устойчивое общественное положение.
Эллинистическая эпоха, оказав значительное влияние на общественное сознание греков Востока, в том числе на политическое сознание, вместе с тем, в некоторых аспектах не нарушила фундаментальных основ их политического мышления. В сознании греков, которые проживали в полисах, входивших в состав эллинистических царств, не сформировалось понимание общности в рамках территориального государства, причастности к широкому политическому единству, не зародилось чувство общегосударственного, имперского патриотизма. Как следствие этого - отсутствовал "державный" стиль политического мышления.
Данное утверждение не отрицает очевидного факта понимания греками принадлежности полисов к территориальному государству, но последнее воспринималось как внешняя, стоящая над общинами сила, внутренне слабо связанная с ними. При этом отношения с государством носили персонифицированный характер, т.е. строились как отношения полиса лично с правящим царем.
В массовом политическом сознании отдельный человек по-прежнему воспринимал себя членом общины, а полис оставался в представлении греков естественной формой организации жизни населения.
| Главная страница | |