Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


А.В.КАРАСЕВА
Стилизация как элемент политической борьбы

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


С конца 70-х годов в среде изучающих историю Римской республики и раннего принципиата зарождается новое понимание политической ориентации и применяемых в обществе политических технологий, а, следовательно, и переосмысление сложившихся с середины ХХ века моделей политической жизни Рима. Они призвали отказаться от преувеличения роли наследственного нобилитета, аристократических factiones и все всепроникающей и всеохватывающей сети зависимости и клиентеллы и рассматривать политическую жизнь как арену, на которой лидеры боролись за политическое влияние посредством риторики, демонстрации политических и военных достижений, ожесточенных дебатов не только в Сенате, но и в открытом космосе Форума перед собранием римских граждан. Воздействие на римский народ формировалось как итог опосредования интересов и народ реально обладал силой и властью, постоянно делая выбор в судах, в народных собраниях и на сходках. За исключением встреч в Сенате, вся политическая жизнь происходила вне помещений, sub conspectu populi Romani - главным образом на Форуме, в народных собраниях, на сходках, в процессиях - триумфальных, религиозных, во время игр (таких, как Ludi Romani), в цирке, на театральных представлениях и в речах. B I веке до н.э. изменяется характер взаимодействия внутри factio - factio скорее напоминает consilium. Дух соперничества пронизывал и политическую и культурную деятельность поздней Римской Республики, почти вся публичная активность была следствием борьбы за престиж и почести. При этом от участников соревнования требовалось тщательно обдумывать каждый свой шаг, предусматривать последствия. Политический и культурных деятель должен был доказать, что достоин предлагаемой модели. Большую роль при этом играло искусство политика, постоянно отслеживающего реакцию соперников и народа не только на совершенные поступки, но и на слово, жест и даже отказ от поступка. Соответственно большое значение в глазах окружающих приобретало не только то, что делал борющийся за свою dignitas, auctoritas и в конечном счете за laus и honos, но и то, как он это делал. Рим превращался в большой театр под открытым небом , в котором жест, слово, формула становились частью ритуализированного действа. Правящая элита контролировала своих членов при помощи аристократической системы ценностей и духа постоянного соперничества, а также mos majorum, становящимся экзистенциальным опытом вследствие системы воспитания Обостренное внимание к моральному облику политического и культурного деятеля, к системе ценностей во многом наряду с dignitas исполняемых должностей определяло auctoritas политика и его место в обществе. Нередко политики демонстрировали сопричастность традиционной нравственности в системе ценностей. Исследование риторического образа действий выявило сложность, утонченность, комплексность существовавших в обществе кодов поведения, созданных в процессе развития Римской Республики. Язык тела и жеста активно использовался и в речах на форуме и contiones в судебной практике, при создании политически значимых образов и конструктов Следствием было повышение семиотичности окружающего социо-культурного пространства, превращение жизни политика и культурного деятеля и его близких в текст, стилизация жеста, поступка, образа жизни, повышенная театральность поведения.

Со II века до н.э. в политической жизни древнего Рима прослеживается влияние эллинистического Востока, политической практики эллинистических монархий. Политические лидеры Римской республики не только использовали, но и широко внедряли поклонение легионеров и покоренного населения победоносным полководцам. Существовали культы Сципиона Африканского, Квинкция Фламинина, Суллы, Метелла, Лукулла, Помпея, Антония, Октавиана и других полководцев. Сципион Африканский подчеркивал установившуюся связь с божествами-покровителями Рима даже внешне, длинными кудрями напоминая о своем избранничестве. Легенда о происхождении Сципиона должна была внедрить образ нового Александра, сына Юпитера, которому предстоит завоевать весь мир под власть Рима.

Начиная с I века до н.э. политические лидера активно используют идею апофеоза героев и посмертного приобщения их к богам. Так, Сулла получил божеские почести. Он имел два прозвища "Felix" - "счастливый" и "Эпафродит" - "любимец Афродиты". Любимцем Афродиты он называл себя в переписке с греками, используя эллинистические представления о харизме. Своим детям он дал имена "Фавст" и "Фавста", тем самым подчеркивая принадлежность felicitas полководца всему своему роду, как, впрочем, и покровительство божественных сил. Перед рострами Сулле была поставлена позолоченная конная статуя, что дозволялось только небожителям. После смерти его тело было провезено по всей Италии в сопровождении всех жрецов и жриц по коллегиям. Спустя несколько лет после его смерти его портрет был помещен на денариях 63-62 гг. до н.э. его сыном Фавстом.

Начиная с Помпея и Цезаря становятся регулярными обращения жрецов к богам, сопровождаемые обетами за политического деятеля. До этого Рим не знал индивидуальных обетов, обращенных к богам ради одного лица. Культ Помпея связывался с культом Александра Великого, его сын Секст Помпей помещал на монетах портреты отца, выполненные в блестящей идеализирующей манере эллинистического искусства.Построенные Помпеем монументальные сооружения в Риме (театр Помпея, храм Венеры, портики) должны были напоминать о блистательных победах на Востоке и о славе Помпея, полученной в результате его felicitas и покровительство богов. Даже пьесы, предназначенные для постановки в театре Помпея, подбирались таким образом, чтобы аудитория по деталям и намекам вспоминала триумфальные процессии Помпея в Риме. Устраиваемые им в 61 году до н.э. игры в Риме должны были в воображении аудитории возвысить его до легендарного Александра Македонского. Сам Секст Помпей также будет претендовать на божественные почести, причем ради создаваемого им культа он в определенной степени стилизует свой облик: как сын Нептуна он будет носить одежду лазоревого цвета в знак покровительства Нептуна. Также Секст Помпей устраивал жертвоприношения коней и людей божеству.Юлий Цезарь еще более усовершенствовал культ.

Октавиан Август также связывал себя и свой род с покровительством богов: Венерой, покровительницей всего рода Юлиев, Пакс (Pax), Викторией, Нептуном, Марсом и Аполлоном. Головы этих божеств появляются на монетах 30-27 гг. до н.э. Кроме того, он подчеркивал свою связь с приемным отцом, предпочитая остаться в начале своей карьеры "сыном бога" - "священным" Августом.Так как Октавиан не мог похвалиться военными талантами и по причине слабого здоровья не мог проявить себя в сражениях, он должен был быть очень осторожен в использовании уже апробированного опыта своего отца и предшественников. Так он лишь намеками подчеркивал свою тождественность Александру Великому. Очень осторожно и постепенно Октавиан Август внедряет в сознание идею о своей связи с Аполлоном, опираясь на заложенную Селевкидами традицию. Играла свою роль и пропаганда идеи наступившего "золотого века" и вечности. Так как Август активно внедрял идею о "respublica restituta", он стилизовал свое повседневное поведение и облик под строгого, ведущего деятельную и простую жизнь римлянина ранней Республики, поэтому на бытовом и поведенческом уровне свою обожествленность подчеркивал только в силу необходимости, при отправлении государственных обязанностей. Характерно, что свою жизнь Октавиан Август на склоне лет воспринимал как хорошо сыгранный спектакль.

Марк Антоний в своей политической деятельности пытался соединить восточные мотивы и традиционные формы греко-римской религии, воспроизводил в повседневной жизни божественную сущность свою и своих близких. Он зявлял, что предок Антония появился от Геракла. На монетах появляется изображение Диониса. Плутарх отмечает, что Антоний пошел еще дальше в учреждении своего культа Антония - Диониса - Озириса или Антония - Нового Диониса: он подражал Дионису и укладом жизни. Характерно, что горожане воспринимали поведение Антония как игру, охотно в нее включались и оценивали поведение Антония используя понятия из жизни театра: они говорили, "что для римлян он надевает трагическую маску, дли них - комическую". Антоний шел по пути создания культа семьи, дополнявшего его собственный культ, он пытался превратить ее в некую институцию, которой бы поклонялись легионеры и население провинций. Для скорейшего восприятия населением зарождающегося культа использовались приемы общественных зрелищ и театральных представлений.

Так как он, по-видимому, ориентировался на эллинистический вариант оформления единоличной власти, стилизация облика, поведения, повседневной жизни оказалась наиболее органичной, полнокровной и целостной.


Главная страница |
© 2001 г. А.В.КАРАСЕВА
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ

office@centant.pu.ru