Публикации Центра антиковедения СПбГУ | | Главная страница | Конференции | |
Фюстель де Куланж начало традиции социальной помощи, как государственной политики компромисса между богатыми и бедными, возводит к законам Солона о занятости ремеслами граждан (см. Плутарх. Солон.22; Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. - перев. с 14 изд. Н.Н.Спиридонова - М.1895, с.324, прим.1). Взгляд на то, что социальная политика в Афинах начинается не с реформ Перикла, а в более раннее время, представляется оправданным, так как существовал закон Солона о содержании за счет государства солдат-инвалидов (Плутарх. Солон.31, со ссылкой на Гераклида Понтийского). С другой стороны, на размышления о существовании традиции социальной помощи до времени Перикла наводит чтение источников, повествующих о введении Периклом жалованья для судей. Обращает внимание то, что средства, за счет которых было введено жалованье, у Аристотеля (Аф. Пол.27.4) определяются как принадлежащие народу: "надо давать народу его же собственные средства"; у Плутарха (Перикл.9, со ссылкой на Аристотеля) - как "общественные". Такое словоупотребление нам кажется не случайным. Если будет верно предположение, что эти выражения отражают укоренившийся в народе взгляд на государственную казну, где каждый имеет свой посильный вклад в виде общественного труда и причитающуюся долю, а не сочинены и не привнесены поздними авторами, то этот взгляд должен указывать на предшествовавшую практику раздела общественных доходов.
О случае раздела общественных доходов в предшествовавшее Периклу время рассказывают Геродот (7.144), Аристотель (Аф. Пол. 22.7), Плутарх (Фемистокл.4) и Корнелий Непот (Фемистокл 2). Речь идет о распределении между гражданами 100 талантов из государственной казны, полученных от добычи серебра в Лаврийских рудниках в 484-3гг до н.э.. Давно, в последней четверти 19 в., В. Ллойд высказал интересное мнение о том, что эти старинные раздачи вместе с общественными расходами при жертвоприношениях, священных процессиях, спектаклях, как бы санкционированных богами и поэтому имевших сакральный смысл, послужили прецедентами для распределения доходов государства при Перикле (Lloyd W.W. The age of Pericles. A History of the politics and arts of Greece from the Persian to the Peloponnesian war. - London. 1875, v. 1, p. 98). В отечественной историографии впервые мысль о преемственности социальной политики Перикла по отношению к обычаю делить доход казны между гражданами высказал В. Бузескул (Бузескул В.П. История афинской демократии. - Харьков.1909, с.161). В последнее время идея о социальной политике, как традиции, практически забыта - не акцентируется внимание на разделе лаврийского серебра как примере социальной помощи. Поэтому сопоставим сообщения. Геродот (7. 144) пишет, что "эти деньги полагалось разделить между гражданами", Аристотель (Аф.Пол. 22.7): "некоторые советовали поделить эти деньги народу"; Плутарх (Фемистокл. 4): "у афинян был обычай делить между собой доходы от серебрянных копей на Лаврии"; Корнелий Непот (Фемистокл. 2): "Nam, quum pecunia publica, quae ex metallis redibat, largitione magistratuum quotannis interiret, ille persuasit populo, ut ea pecunia classis centum navium aedificaretur." - "Ибо, когда общественные деньги, которые поступали из рудников, ежегодно истощались из-за щедрой раздачи властями, он (Фемистокл - М.Г.) убедил народ, чтобы на эти деньги построили флот в сто кораблей." (перевод наш). Характерно употребление выражений: "полагалось", "был обычай", "общественные деньги", "ежегодно". Это свидетельствует, что такие раздачи были постоянными, повторялись много раз и были закреплены, видимо, обычаем. Если это так, то обычай распределения общественных доходов уходит в глубокую древность. Этот случай стоит особняком и уцелел в источниках лишь благодаря тому, что на эти деньги, пожертвованными гражданами на общее благо, был построен флот, составивший могущество Афин. Остальные примеры, видимо, безвозвратно потерялись в пыли веков. Таким образом, система социальной помощи в Афинах существовала еще до Перикла и ведет свою традицию, как регламентируемая государством политика, со времени Солона. Эта система уже тогда включала законы о занятости населения, о помощи наименее социально защищенным гражданам, традиционные раздачи народу в порядке обязательной и постоянной помощи, освященной обычаем.
Греко - персидские войны оказали сильное воздействие на афинское государство в целом, трансформировав социально-экономические и политические процессы. Не обошли они стороной и традицию государственной помощи. Успехи Афин в ходе этих войн были достигнуты дорогой ценой. После нашествий Ксеркса и Мардония в 480-479 гг. до н.э. большое число жителей Аттики понесло значительные потери и осталось без средств к существованию. Видимо, это и было причиной совета Аристида у Аристотеля в Афинской политии (24.1) переселиться гражданам из деревень в город для заработка: "Пропитание, говорил он, будет у всех - у одних, если будут участвовать в походах, у других, если будут нести гарнизонную службу, у третьих, если будут исполнять общественные обязанности: тогда-то они и возьмут в свои руки гегемонию". В городе, следовательно, вырос удельный вес малоимущих. Это не могло не поставить перед властями вопрос о социальном обеспечении граждан. Возможно, что совет Аристида найти заработок в городе - лишь проекция информации о системе оплат должностей при Перикле на более раннее время, но вопрос, как говорится, уже стоял на повестке дня.
Рост количества бедных, по меткому наблюдению Аристотеля, сделанному в Политике (5.2.7), влияет на государственный строй: "Государственные перевороты происходят также вследствие несоразмерного возвышения … государство состоит из отдельных частей; из них некоторые вырастают зачастую незаметно, хотя бы, например, масса неимущих в демократиях и политиях". Как показано А.И. Доватуром, основой для этого вывода послужили изложенные в Афинской политии (26.1) и Политике (5.2.8) примеры убыли состоятельных граждан в итоге войн, которые вели Афины в 460-454 гг. в Египте, 458-456 и 447 гг. до н.э. в Средней Греции (Доватур А.И. Аристотель о социальных причинах изменения афинского государственного строя в 60-30 гг. 5 в. до н.э. - в кн.: Древний Восток и античный мир. Сборник статей. - М. : изд-во МГУ. 1980, с.152-158). В результате в Афинах доля бедноты в составе гражданства неуклонно возрастает. Поскольку, по справедливому, на наш взгляд, мнению Л.М. Глускиной афинские органы власти воспроизводили в разрезе социальную структуру общества в целом (Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии.- в кн.: История древнего мира. - под ред. И.М. Дьяконова.: М.1982, кн.2, с.185-186), то эти процессы, несомненно, отразились на составе народного собрания, гелиэи, буле и магистратур. Так как наибольший всплеск роста бедных приходится, по-видимому, на 480-479 гг., то вскоре после этих лет начинается процесс роста удельного веса бедноты в органах власти. Количественное преобладание бедных перед зажиточными гражданами, как нам кажется, преломилось в сообщении Аристотеля (Аф.пол. 25.1) о возрастании политического влияния народа в течение семнадцати лет после греко-персидских войн. В его крайне сжатом повествовании об этом периоде наблюдается оппозиция: аристократическое правление Ареопага - рост силы народа. Кажется, прав будет С.И. Ковалев, полагая, что зажиточные слои афинского гражданства препятствовали законопроектам, направленным на улучшение жизни бедноты (Ковалев С.И. История античного общества. Греция. - Л. 1936, с. 209). Только с уходом с политической арены значительной части состоятельных и знатных граждан была устранена преграда реформам в пользу простого народа. Таким образом, основой введенного Периклом жалованья за государственную службу является древняя традиция раздела общественных доходов. Возможно, в дальнейшем она становится избирательной, направленной на помощь наиболее нуждающимся членам общества. Если ранее данная традиция функционирует на основе обычного права, то впоследствии она оформляется в виде законодательных актов. Ее трансформация становится возможной благодаря росту удельного веса бедноты в важнейших институтах афинской демократии.
| Главная страница | |