Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Е.В.ФАРАШЯН
Оформление института викариата в административной системе Поздней Римской империи IV в.

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

ПРЕДЫДУЩЕЕ

СЛЕДУЮЩЕЕ


Зарождение административной системы Поздней Римской империи представляет собой результат длительной трансформации основных властных институтов эпохи Принципата. Системный кризис III в., затронувший все основы общественной жизни, ярко продемонстрировал потребность римского государства в реформировании прежнего аппарата управления. Данный процесс растянулся более чем на столетие, и о его результатах мы можем судить главным образом по данным Notitia Dignitatum.

Общепризнанной особенностью новой административной системы стала трехуровневая структура регионального управления: префект претория - викарий - правитель провинции. Все данные звенья представляются ключевыми в гражданском администрировании империей. При этом особо пристального внимания заслуживает викариат, так как именно эта средняя инстанция вот уже более ста лет находится в центре исследовательских интересов. Однако в историографии до сих пор остается спорным вопрос о природе их происхождения. Все известные на сей счет теории, связывают появление региональных викариатов либо с префектурой претория, либо с другими гражданскими институтами. Несмотря на то, что в обоих случаях приводятся те или иные аргументы, достигнуть единства так и не удается. Особенностью административных построений современной историографии являются не реальные управленческие ситуации, а модернизированные схематические конструкции. Иными словами, выводя викариат исключительно из гражданских органов, необоснованно абсолютизируется принцип разделения властей для системы управления Римской империи конца III - начала IV вв. и не учитывается вся ее богатая предыдущая административная традиция. В этой связи нам представляется возможным предложить иной подход к решению данной проблемы, основывающийся на принципе преемственности военно-гражданских управленческих структур Принципата для эпохи Поздней империи. То есть появление диоцезов - территориальных округов подведомственных викариям - следует выводить в первую очередь из института дуксов.

Дуксы ведут свое начало со II в., когда складывались экспедиционные корпуса, состоящие из легионных вексилляций. Командиры этих корпусов назывались duces и подчинялись исключительно императору. К III в. военная необходимость привела к тому, что вексилляции не успевали возвращаться в свои легионы, постепенно превращались в самостоятельные армейские единицы. Соответственно экстраординарные должности командующих экспедиционными войсками становятся административной нормой. Кроме того, в наиболее стратегически важных регионах империи, к середине III в., под давлением обстоятельств центральная власть вынуждена была пойти на чрезвычайные меры - объединение нескольких провинций в единый оборонный комплекс - ducatum. Легаты провинций, обладающие как военными так и гражданскими полномочиями, очевидно, находились в подчинении дуксов, поэтому и власть последних распространялась на обе данные сферы управления. Однако подобная практика превращала командующих дукатами в наиболее дестабилизирующий, взрывоопасный элемент, так как наделенные огромной властью в крупных регионах, именно дуксы чаще других становились узурпаторами в середине и второй половине III в. Осознавая необходимость борьбы с подобной опасной тенденцией, Диоклетиан стал ставить дукаты под контроль цезарей и пошел даже на изъятие гражданских полномочий у дуксов и превращение их из командующих войсками легионов в duces limitum. Тем самым Диоклетиану удалось переломить опасную тенденцию локальных узурпаций со стороны военных, а некогда могущественные дуксы оказались на "задворках" политической жизни. Но прежние региональные военно-гражданские административные единицы, дукаты, не исчезли бесследно. На их основе при Константине I формируются диоцезы, которые включали в себя также несколько провинций, но были уже исключительно гражданской административной структурой. При этом следует заметить, что хотя географическое совпадение территории дуката и диоцеза не всегда наблюдается, это не достаточное основание для отрицания преемственности диоцезов от дукатов, ведь состав и количество провинций в диоцезах постоянно варьировался на протяжении всего IV в.

Таким образом возникновение викариата стало возможным вследствие глубокой реорганизации дукатов. Возникший в результате вышеописанных трансформаций вакуум гражданской власти и были призваны заполнить викарии. Поэтому и в начале IV в. сохраняется присущая римской административной истории преемственность гражданских органов от военных, вызванная кризисной ситуацией III в.


Главная страница |
© 2001 г. Е.В.ФАРАШЯН
© 2001 г. Центр антиковедения СПбГУ
© 2001 г. Изд-во СПбГУ

office@centant.pu.ru