Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


А.В.Петров
Социологический подход в изучении античной магии

Жебелевские чтения-2 Тезисы докладов научной конференции. 26-27 октября 1999 г.

Использование социологического подхода в изучении средиземноморской магии является уже традиционным. Более широкое, чем ранее, принятие этого подхода связано с рядом событий в научной жизни середины века. Перечисляющий и анализирующий эти события Девид Он1 формулирует также и формы, в которых социологический подход используется в исторических исследованиях, посвященных магии. Это, в первую очередь, структурно-функциональный подход, существо которого выражается в формулировании специфики явления не через перечисление составляющих его элементов, т.е. не феноменологически, но через его социальную роль. Затем, это интеракционистский подход, сосредотачивающий свое внимание на явлениях, конституирующихся в момент социального конфликта, а за пределами его утрачивающих свою самостоятельность. Мы обращались к этим методам для исследования процессов формирования такой специфической формы средиземноморской магии, как теургия и хотим поделится некоторыми наблюдениями.

Во-первых, благодаря структурно-функциональному подходу удается корректно формулировать специфику теургии, основываясь не столько на процедурах и целях (так как собственно теургические процедуры и цели встречаются и за пределами этой практики, а принятые в обычном колдовстве усваиваются теургами), сколько на представлении теургии как элитарной магии, т.е. магии обоснованной и оправданной.

Во-вторых, удается по-новому определить ключевой момент в формировании теургии, связав его с деятельностью средних платоников и, в первую очередь, Апулея, позиция которого, будучи интерпретирована в терминах интеракционизма, оказывается ловким манипулированием размытыми народными представлениями и внутренне противоречивыми юридическими формулами, результатом которого становится изображение девиантногo (как антинормативного) поведения мага в виде элитарного (как сверхнормативного).

В третьих, возложение ответственности за формулировку нового идеологического контекста существования магии на Апулея имеет далеко идущие последствия. В частности, иначе представляется место Плотина в истории формирования теургии. Если раньше, выстраивая этапы ее возникновения, историк концентрировался на проблеме отношений Плотин - Порфирий - Ямвлих, то при социологической интерпретации историческая последовательность видится иной: стоики - Апулей - Порфирий - Ямвлих. Плотиновское же отношение к магии представляет собой тупиковый путь развития магической парадигмы стоиков.

В-четвертых, социологический подход, благодаря которому мы видим в теургии элитарную, философскую форму магии, позволяет нам разрешить старую дилемму: является ли теургия в большей степени практической (tevcnh) или теоретической (ejpisthvmh) дисциплиной: будучи по сути элитарной (т.е. обоснованной и оправданной) магией, теургия, как практика, естественно, не может быть отделена от обосновывающей ее теории.

Таким образом мы можем сказать, что благодаря использованию социологического подхода мы не только наблюдаем изменение общего климата исследования, но и, иначе формулируя проблемы, приходить ко вполне конкретным новым историческим выводам.


1 David E. Aune. Magic in Early Christianity // Aufschtiege und Niedergang der Romischen Welt, 1980, II-23-2, pp.1507-1557.