Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


О.В.Кулишова
Современная историография о роли Дельф в общественно-политической жизни древней Греции

Жебелевские чтения-2 Тезисы докладов научной конференции. 26-27 октября 1999 г.

Многочисленные свидетельства античной традиции о крупнейшем панэллинском святилище и оракуле в Дельфах традиционно находятся в центре внимания исследователей древнегреческой истории и религии. В данном обзоре мы ограничимся лишь рассмотрением важнейших публикаций, авторы которых, используя различные подходы, пытаются дать общую оценку роли Дельф в общественно-политической жизни древней Греции архаического и классического времени - периода расцвета оракула. Противоположные взгляды на эту проблему были сформулированы в своем крайнем выражении еще в прошлом веке: с одной стороны, тезис Э.Курциуса о руководящей роли Дельф в важнейших событиях древнегреческой жизни, в частности колонизацией, c другой - крайне скептическое отношение к влиянию оракула Р.Пельмана.

В результате активного археологического изучения Дельф с конца прошлого века усилиями французской школы интерес исследователей в первой половине XX в. был сосредоточен, в основном, на осмыслении полученных в ходе раскопок материалов, которые были опубликованы в серии "Fouilles de Delphes" и журнале "Bulletin de Correspondance Hellenique", а также в работах Е.Бурже, Ж.До, П.Кост-Мессельера и др. Публикация новых археологических материалов и их интерпретация продолжаются до настоящего времени, из наиболее значимых работ последнего десятилетия следует назвать "Путеводитель по Дельфам" (1991), составленный профессором страсбургского университета Ж.-Ф.Бомлер и работу М.Мааса, сотрудника музея в Карлсруэ (Германия), "Античные Дельфы. Оракул, сокровища и памятники" (1993). Необходимо отметить также исследование К.Морган "Атлеты и оракулы" (1990), в котором развитие наиболее значимых греческих святилищ (Дельф и Олимпии) в VIII в. до н.э. рассматривается, прежде всего, на основании археологических данных в связи с процессом складывания государства у греков и ролью аристократической личности. Автор использует перспективный метод приложения археологических свидетельств к "социальным моделям поведения".

Несмотря на большое количество посвященных Дельфам изданий, выходящих в конце XIX и первые десятилетия XX века, первая попытка воссоздать общую картину истории оракула была сделана лишь в 1939 г. английским исследователем Г.Парком. Эта работа с учетом появившихся вновь археологических данных и исследований была положена в основу первого тома совместного издания Г.Парка и Д.Уормелла "Дельфийский оракул" (1956), второй том которого представляет собой собрание всех сохраненных традицией изречений пифии в Дельфах. Отмечая особенное влияние оракула в религиозной и моральной сферах общественной жизни, Г.Парк полагает, что в области политики Дельфы были оппортунистами, приспосабливаться к текущим обстоятельствам их вынуждала военная слабость, хотя в таких значительных вопросах, как колонизация, законодательство и др. жречество демонстрировало боvльшую независимость и беспристрастие. Автор отвергает высказанное в ряде исследований мнение, что оракул всегда отстаивал интересы аристократии, он полагает, что святилище занимало в некотором смысле консервативную позицию, но отнюдь не противостояло новым веяниям общественной жизни.

Исследование Г.Парка и Д.Уормелла было наиболее значительным в числе работ, увидевших свет в 50-е гг., которые были исключительным десятилетием по обилию опубликованных изданий о Дельфах (труды Ж.Дефрада, М.Делькур, У.Форреста, Г.Цайльхофера, Р.Краэя, П.Амандри, М.Нильссона). Основные проблемы, затронутые в этих исследованиях, касались происхождения оракула, его функционирования, некоторых частных вопросов дельфийской истории, а также дискуссии о достоверности сохраненных античной традицией пророчеств. Наиболее ярко гиперкритический подход к античным свидетельствам нашел отражение в работе французского исследователя Р.Краэя "Оракульная литература у Геродота" (1956). Эта неконструктивная, на наш взгляд, позиция имеет своих приверженцев и в историографии последних десятилетий, примером чему является исследование Дж.Фонтенроуза "Дельфийский оракул: его ответы и действия, с каталогом ответов" (1978). Однако значительная часть исследований 50-х гг. и последующего времени основывается на бережном отношении и доверии к традиции, авторитет Дельф в Греции не объявляется литературной фикцией, тем не менее степень влияния оракула на общественно-политическую жизнь оценивается различно.

В области религиозной приоритет Дельф отмечается почти единодушно. Кроме специальной литературы о Дельфах, для оценки роли святилища в религиозной жизни важны обобщающие работы по различным аспектам истории древнегреческой религии (О.Буше-Леклерка, Л.Фарнелла, М.Нильссона, У.Виламовица-Меллендорфа, Е.Доддcа и др.). Относительно влияния Дельф в сфере морали дискуссия касается проблемы существования особой дельфийской доктрины. Примером различного решения этой проблемы являются две работы французских исследователей: по мнению Ж.Дефрада, автора монографии "Темы дельфийской пропаганды" (1954), Дельфы вели целенаправленную пропаганду аристократического характера, М.Делькур в своей книге "Дельфийский оракул" (1955), напротив, считает, что Дельфы никогда не были миссионерским центром, откуда распространялась определенная доктрина.

Однако наиболее активная дискуссия, далекая от своего завершения и сейчас, связана с оценкой роли Дельф в политической жизни древней Греции. Уже упомянутые М.Делькур, Ж.Дефрада, Р.Краэй, не признают какого-либо реального влияния и инициативы, исходящей из Дельф, довольно скептически настроен и Х.Ллойд-Джоунз в обзоре "Дельфийский оракул" (1976). У.Форрест же (в статье "Колонизация и рост Дельф", 1957, а также в разделе "Дельфы в 750-500 гг." в "Кембриджской древней истории", 1982) напротив, считает, что именно активное вмешательство Дельф в политические дела VII в. (события Лелантской войны) и эта ранняя политическая ориентация Дельф обеспечила их успешное последующее влияние в общественных делах. В отличие от этих крайних мнений большинством исследователей даются более осторожные и взвешенные оценки. П.Амандри не исключает, хотя говорит об этом осторожно, возможности активного влияния Дельф на греческие дела. По мнению М.Нильссона ("Культы, мифы, оракулы и политика в древней Греции", 1951), Дельфы не имели политического лидерства, автор подчеркивает, что более важной для политической жизни была интерпретация пророчеств. Г.Цайльхофер ("Спарта, Дельфы и Амфиктиония в V в. до н.э.", 1959) говорит о реальном участии оракула в событиях Пятидесятилетия и Пелопоннесской войны.

Споры ведутся не только о степени влияния, но и о его характере, который также оценивается неоднозначно, в частности, как поддержка, с одной стороны, всем новшествам VII в. (У.Форрест) или как противостояние любым нововведениям (К.Смертенко в работе "Политические отношения дельфийского оракула", 1935), с другой. Особо следует отметить общий взгляд на роль Дельф в архаическое время, высказанный А.Хейсом (в очерке "Архаический период Греции как историческая эпоха", 1946), который обращает внимание на то, что Дельфы в сложное и нестабильное время архаики выступили в качестве носителя традиционных основ. Важные замечания и оценки сделаны также и в обобщающих работах по истории Греции архаического и классического периодов (В.Эренбергом, Г.Бенгтсоном, Л.Джеффри, Р.Сили, А.Снодграссом, Дж.Файном и др.).

В последние десятилетия (80-90-е гг.) наблюдается стремление решить эту основополагающую проблему через анализ отдельных вопросов, связанных с историей Дельф. Следует отметить статью Р.Паркера "Греческие государства и греческие оракулы" (1985), который пытается подойти к проблеме значимости пророчеств в реальной жизни греческого общества с точки зрения тех, кто вопрошал оракул. Необходимо в этой связи указать и на изучение уже ставших традиционными тем - Дельфы и колонизация в исследовании А.Малкина "Религия и колонизация в древней Греции" (1987), дельфийское жречество и лидийские правители в статьях М.Уайт, А.Хойса, Г.Парка, В.Буркерта, Х.Флауэра, вопрос о медизме Дельф в работе Д.Кинаста "Политизация греческого национального самосознания и роль Дельф в греко-персидских войнах" (1995), процедура прорицания в статьях Л.Маурицио, К.Морган, Т. Комптона.

Одним из факторов, оказывающих влияние на общие подходы к оценке вопросов, связанных с религиозной сферой, является отношение к религии в целом, степень религиозности общества, к которому принадлежит исследователь. Именно этот фактор (и в официальных установках и с точки зрения фактического положения вещей) претерпел существенные изменения с развитием отечественной исторической науки. Подход к исследованию религиозной проблематики в дореволюционной России вовсе не означал анализа древнегреческой религии со слепым фанатичным чувством веры и отказа от традиционных методов работы с источниками. Великолепными примерами специальных исследований прошлого века о Дельфах являются работы П.И.Люперсольского "Храмовый город Дельфы с оракулом Аполлона Пифийского в Древней Греции" (1869), А.В.Никитского "Дельфийские эпиграфические этюды" (1894-1896), а также рецензия Ф.Ф.Соколова на эту книгу "Новая книга о Дельфах" (1895), раздел об оракулах в исследовании В.В.Латышева "Очерк греческих древностей" (1899). В целом, отечественные исследования велись в общем русле и в тесной связи с развитием европейского антиковедения.

Общеизвестно положение с изучением религии в советскую эпоху, когда эта важнейшая сторона жизни общества оказалась на периферии исследовательского интереса и оценивалась с атеистических позиций, преимущественно негативно. В большинстве обобщающих и учебных пособий существование Дельф даже не упоминалось. Исключением являлись лишь труды Л.М.Глускиной, автора диссертационного исследования "Политическая роль Дельфийского оракула (Из истории Дельф VI в. до н.э.)" (1948), ряда статей по различным проблемам дельфийской истории, опубликованных в 1951-1961 годах, а также раздела о дельфийской общине в IV в. в издании "Античная Греция" (1983). Отдавая дань эпохе, автор видит одну из главных причин влияния оракула в Дельфах в экономическом факторе, рассматривает святилище как крупный экономический центр древней Греции. Значение Дельф в целом оценивается автором с точки зрения, которая до недавнего времени была господствующей в советской историографии и согласно которой религиозные институты рассматривались как консервативная сила в общественной жизни.

Сейчас, в эпоху формирования и складывания многообразия новых подходов к изучению общественной жизни, интерес к религиозной тематике велик. Отечественные исследователи активно изучают частные вопросы, связанных с различными сторонами деятельности Дельфийского оракула. Прежде всего, это роль святилища в событиях архаического и классического периодов: вопрос об участии Дельф в колонизационных предприятиях греков разрабатывается в статьях и подготовленной к печати монографии о мегарской колонизации Л.А.Пальцевой, проблемы этого периода в целом рассматриваются в диссертационном исследовании "Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков (архаический и раннеклассический период)" (1990) и ряде статей автора данного историографического обзора, вопросы дельфийской мантики и Пифийских игр анализируются в статьях Л.Л.Селивановой и др. Однако, по-прежнему в отечественном антиковедении отсутствует исследование, обобщающее современное состояние изучения проблем истории Дельф и их роли в общественно-политической жизни греков.