Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


А.И.Климин
Триеры в саисском Египте

Жебелевские чтения-2 Тезисы докладов научной конференции. 26-27 октября 1999 г.

В VII в. до н.э. устанавливаются первые постоянные контакты между архаической Грецией и Египтом. Одним из выражений этого стало появление греческих наемников в войсках местных египетских владетелей. Греческие гоплиты сыграли, как известно, немаловажную роль в воцарении Псамметиха I - основателя XXVI саисской династии (Hdt., II, 151 - 152). Придя к власти, он даровал наемникам землю и поселил их на востоке Дельты (Hdt., II, 154). Благодаря грекам египтяне познакомились с новым, гоплитским вооружением и, возможно, с новым типом организации войска - фалангой. Но наравне с этим греки, вполне вероятно, внесли также свою лепту в модернизацию египетского флота, следствием чего стало появление в Египте триеры.

Преемник Псамметиха I Нехо II (610 - 595 гг. до н.э.) в самом начале царствования обратился к созданию нового флота. Это требовали внешнеполитические интересы страны, нуждавшейся в прочном обеспечении своих границ. Реформирование египетского флота, пришедшего к тому времени в упадок, состояло прежде всего в введении нового типа боевого корабля - триеры. Вот что сообщает на этот счет Геродот: "триеры были построены, одни - на Северном море, а другие - в Аравийском заливе Красного моря" (II, 159). Едва ли следует подвергать сомнению то, что под "триерами" в данном фрагменте понимаются именно боевые трехвесельные корабли.1 Однако откуда в таком случае они могли появиться в Египте, ведь очевидно, что триеры попали в эту страну извне. Геродот не говорит, кто построил их для Нехо II, но скорее всего это могли быть либо греки, либо финикийцы. Мы не будем специально затрагивать здесь вопрос, кто же из этих двух народов является создателем триеры. Заметим лишь, что традиционно ее появление связывают с греками. Основанием для этого служат указания Фукидида (Thuc., I, 113), Плиния Старшего (Hist. nat., VII, 207), Николая Дамаскина (Nic. Dam., FgrHist 90 F 58) и других авторов. Однако нельзя совершенно отрицать и возможное наличие триер в финикийском флоте уже в VII в. до н.э. Сохранились даже отголоски другой, "альтернативной" традиции, приписывающей изобретение триеры финикийцам (см., например, сообщение Клемента Александрийского, Stomateis, I, 16, 76).

Исследователи, непосредственно занимавшиеся проблемой появления триер во флоте саисских фараонов, приходят к прямо противоположным выводам, исходя из того, кому из двух народов следует отдавать приоритет в создании данного корабля. Так, Л. Баш полагает, что триеры появились в Египте исключительно благодаря финикийцам.2 Напротив, А. Ллойд традиционно признает за триерами Нехо II греческое происхождение.3 Что касается нас, то мы разделяем в отношении этого вопроса компромиссную гипотезу, неоднократно уже предлагавшуюся в научной литературе.4 Едва ли Нехо II обратился к услугам какого-то одного народа. Скорее всего он использовал в равной мере опыт и знания как греков, так и финикийцев, что позволило создать ему самый современный и мощный флот на то время. Пусть даже собственно триеры попали в Египет благодаря грекам, однако участие финикийцев в реформировании египетского флота кажется нам несомненным. В пользу этого говорят хотя бы такие факты, как использование египтянами ливанского кедра для постройки кораблей и осуществленное финикийцами по приказу Нехо II знаменитое плавание вокруг Африки (Hdt, IV, 42).

Что касается греков, то их причастность к нововведениям Нехо II подтверждается следующими аргументами. Геродот упоминает о верфях, построенных при этом правителе для сооружения триер (II, 159). В другом фрагменте он сообщает, что видел корабельные верфи на месте Стратопед - поселения греческих и карийских наемников на восточной границе Дельты (II, 154). А. Ллойдом уже высказывалось предположение, что Стратопеды могли выполнять помимо прочего роль военно-морской базы, о чем косвенно свидетельствует наличие на их месте вышеназванных верфей. Последние, возможно, служили для подъема боевых кораблей на сушу. Из этого следует вполне уместный вывод о том, что Стратопеды как раз могли быть одним из тех мест, где по повелению Нехо II развернулось строительство триер. Подтверждением тому, во-первых, может служить то, что слово nau`х , используемое Геродотом во фрагменте II, 154, само по себе как правило обозначает именно триеру.5 Во-вторых, такая версия не противоречит египетским источникам. В Элефантинской стеле, описывающей победу Амасиса над Априем в междоусобной войне во второй четверти VI в. до Р. Х., говорится, что армия фараона Априя включала в себя флот и что на его стороне сражались греки, обозначаемые термином "Хау-Небу". Можно предположить, что речь идет о греческих наемниках, которые выступили в поход на триерах из места своего основного сосредоточения - Стратопед. Более того, наемники Априя могли использовать как раз те самые триеры, которые были построены в Стратопедах при Нехо II.

Другим аргументом в пользу присутствия греков в египетском флоте является то, что египтяне не могли за короткий срок создать флотилию триер без обращения к иностранным специалистам. Несомненно, требовалось обучение будущих строителей триер, а само оно должно было проходить под наблюдением приглашенных экспертов. Также египетские гребцы должны были пройти обучение искусству вождения триеры. Таким образом, Египет нуждался в помощи хорошо знакомых с триерой иноземцев, то есть греков. По всей вероятности, в первую очередь, были востребованы корабельные плотники (nauphgoiv) и помощники кормчих (prwrei`х) . Последние были специалистами в конструкции кораблей и часто руководили строительством. Начальники гребцов (keleustai`) обучали египетских матросов гребле. Быть может, для этого на суше сооружались специальные макеты палубы в натуральную величину для более эффективного обучения гребцов, как это сделал, например, Хабрий в IV в. до Р. Х. в отношении египетских рекрутов (Polyaenus. Strat., III, 11, 7). Необходимые египтянам греческие специалисты могли набираться в различных поселениях греков в Египте, в том числе в Стратопедах и Навкратисе. Быть может, их востребованность стала наряду с наемничеством и развитием торговли одной из причин притока греков в Египет в архаическую эпоху. Нам трудно сказать, насколько греческим был экипаж триер. Нельзя, конечно, исключать того, что гребцы могли набираться из египтян, а командиры экипажей и находившиеся на триерах воины вполне могли являться греками.

Наконец, немаловажным доводом в пользу греческого участия в египетских морских делах служат те связи, которые прослеживаются между саисским Египтом и Коринфом - городом, где согласно Фукидиду были построены первые в Элладе триеры. Примечательно, что в истории обоих государств обнаруживаются на протяжении второй половины VII в. до н.э. отдельные хронологические совпадения. Так, к этому периоду относится как вероятное изобретение триеры в Коринфе, так и последующее, правда уже ближе к концу столетия, появление ее в Египте. Фараон Нехо II попытался соединить каналом Нил с Красным морем и его современник коринфский тиран Периандр предпринял попытку прорыть канал через Истм. Возможно, уже при тиранах Коринф включился в торговлю с Египтом. Нельзя также исключать возможности политических контактов между двумя государствами на самом высоком уровне, в пользу чего косвенно говорит тот факт, что племянник Периандра Кипсел II носил египетское царское имя Псамметих (Arist., Pol., 1315 b). В подобном контексте появление в Египте в последней четверти VII в. до н.э. триер и греческих специалистов в области кораблестроения представляется нам вполне закономерным.


1 Morrison J. S., Williams R. T. Greek oared ships (900 - 322 B. C.). Cambridge, 1968, p. 129; Lloyd A. B. Were Necho's triremes phoenician?// JHS, XCV, 1975, p. 60.

2 Basch L. Phoenician oared ships// The Mariner's Mirror, LV, 1969, p. 231 f.

3 Lloyd A. B. Triremes and the Saite Navy// JEA, LVIII, 1972, p. 268 ff.; Lloyd A. B. Were Necho's triremes phoenician? p. 52.

4 См. например: Braun T. F. R. J. The Greeks in Egypt// CAH, 2 ed., vol. III, part 3. Cambridge, 198, p.49.

5 Morrison J. S., Williams R. T. Greek oared ships, p.245.