Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Н. С. Широкова
Муниципальный строй в Римской Галлии

Античное общество: проблемы истории и культуры. Доклады научной конференции 9 - 11 марта 1995 г.

Как и в других западных провинциях римского мира, города, строившиеся в Римской Галлии, получали муниципальное устройство, которое должно было придать им социально-политическую организацию типа римской цивитас или греческого полиса.

Чтобы разобраться в особенностях муниципального устройства Римской Галлии, следует разделить все галльские общины римского времени на две категории: группа общин, называвшихся римскими колониями и общинами латинского права, и группа общин, которые подобных титулов не имели.
Общины первой группы имели римско-латинский тип социально-административного устройства, который они получали от императора в виде Lex coloniae. Это была латинская коллегиальная система управления городом: дуумвиры, эдилы, квесторы.

Однако, городские общины с римским и латинским правом занимали лишь незначительную часть галльской территории. Четыре пятых всей страны были заняты галльскими общинами, которые сложились во времена независимости, сохранили прежние названия, прежнюю территорию и границы, и в момент присоединения к империи не получили муниципального устройства от императорского правительства, сохранив также и прежнюю социально-административную организацию.

Правда, сразу же начался процесс трансформации галльских государственных образований в общины римского типа (civitates). Следует различать две стороны в этом процессе: введение коллегиальной латинской системы в управление галльскими общинами, а также перестройку взаимоотношений города и окружающей его сельской территории по римскому образцу.

Реформа высшей магистратуры в галльских общинах была осуществлена достаточно быстро. Результат ее становится особенно очевиден, если учесть, что имеются свидетельства о наличии двойной высшей магистратуры не только в городах Нарбоннской Галлии, раньше и быстрее всего романизировавшейся галльской провинции, но и у целого ряда племен в Трех Галлиях, где римская колонизация в I в. н. э. была очень незначительной.

Гораздо более медленно и постепенно происходил в галло-римских общинах процесс, упорядочивавший отношения города и территории общины, цель которого состояла в том, чтобы эти отношения перевернуть - утвердить господство города над окружавшей его сельской территорией по образцу римской civitas, а не наоборот, как это было в Галлии периода независимости. Преобразование галльской общины в римскую civitas приблизилось к своему завершению, когда по эдикту Каракаллы между 212 и 217 гг. все подданные римской империи получили права римского гражданства. С этого времени исчезло различие в статусе жителей главного города общины и сельской территории. Однако, последствия эдикта Каракаллы не сказались немедленно на устройстве галло-римских общин. Для этого потребовалась большая административная реформа, предпринятая в конце III, в начале IV в. императорами Диоклетианом и Константином.

Последним и весьма показательным моментом в реформе галло-римской общины явилось наименование общины, которое давалось двумя способами: или по названию городского центра, или по имени галльского племени, населявшего общину. Эти два способа свидетельствуют о продолжении существования двух традиций (римской и галльской) в организации общин, по-разному проявлявшихся в разных частях Галлии.

Перенос названия города на все население общины свидетельствует очевидно о более сильном притяжении городского центра. Так дело обстояло в Нарбоннской Галлии, где интенсивная колонизация расчленяла кельтские племена, и из-за этого раздела имя народа теряло всякое значение и всякое основание для своего существования. В Трех Галлиях ввиду незначительности римской колонизации галльские общины остались целостными. В связи с этим там долгое время не было причин менять старинные названия общин, носившие имена населявших их галльских имен, на новые, соответствующие новым городам, еще не имевшим большого влияния на кельтский этнос.

Главная страница   |

© 1995 г.Н.С.Широкова
© 1995 г. Центр антиковедения