Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Л. А. Пальцева
Мегарские эсимнеты

Античное общество: проблемы истории и культуры. Доклады научной конференции 9 - 11 марта 1995 г.

Институт эсимнетии, как один из феноменов политической истории Греции, неоднократно привлекал к себе внимание исследователей. В ряде работ были подвергнуты анализу свидетельства Аристотеля об эсимнентии архаического периода, выполнявшей особую функцию социального посредничества в эпоху гражданских смут и политической нестабильности, а также документальные источники и классического и эллинистического периодов, зафиксировавшие эсимнетию как высшую полисную магистратуру в некоторых ионийских полисах (Милет, Наксос, Теос, Самос, Эфес). Важное значение имеет тезис о древнем, восходящем к микенской эпохе, происхождении эсимнетии и намеченное в ряде работ общее развитие этого института. Так, Э. Д. Фролов предлагает убедительную схему эволюции института эсимнентии в ионийских полисах: от обязанности судьи-устроителя в инициативном агоне к должности судьи в любом состязании или споре и далее к ординарной магистратуре с широкими полномочиями.

Несколько особняком в традиции о древней эсимнетии стоят свидетельства источников о мегарских эсимнетах. Некоторые аспекты мегарской эсимнетии, как нам представляется, недостаточно исследованы, что оправдывает наше обращение к этой теме.

Как известно, в Мегарах эсимнетия приобрела необычную, несвойственную другим полисам форму. Эсимнеты составляли в Мегарах дежурную часть Совета, функционировавшую в течении одного месяца, что позволяет сопоставлять их с афинскими пританами. Деление Совета на комиссии, члены которых именовались эсимнетами, зафиксировано источниками и для мегарских колоний (Селинунт, Калхедон, Селимбрия, а также основанные Гераклеей Каллатия и Херсонес, что позволяет говорить о существовании этого института в Гераклее). Отмечая это особое качество мегарской эсимнетии, исследователи, как правило, связывают его с тем, что Мегары, в отличие от других полисов, где известна должность эсимнетов, были дорийским городом (это относится и к мегарским колониям). Между тем, как нам представляется, вряд ли можно объяснить особенности мегарской эсимнетии наличием каких-то особых традиций в функционировании этого института у дорийцев. По-видимому, правы те авторы, которые связывают эсимнетию прежде всего с областью расселения ионийцев (Г. Бузольт, К. Ганель). В этой связи особенно значимыми представляются данные античной традиции о том, что в древнейшие времена Мегарида была заселена ионийцами (Strabo, III, 5, 5, p. 171; IX, 1, 5, p. 392; Plut., Thes., 25). Ионийцы занимали Мегариду и после дорийского вторжения в Пелопоннес. Согласно традиции, дорийцы утвердились в Мегариде после неудачного похода пелопоннесцев против Афин в правление афинского царя Кодра (1069 г. до н. э.; Euseb., Chron., II, p. 175, Karst). Это дает основание говорить об ионийских корнях института эсимнетии в Мегарах. Логично было бы предположить, что в ионийский период истории Мегариды эсимнетия здесь имела свойственный ей в древнейшую эпоху религиозно-агональный характер. Изменение функции мегарских эсимнетов должно было произойти в силу действия каких-то внешних факторов, прервавших естественную эволюцию этого института. Таким фактором могло, на наш взгляд, явиться дорийское завоевание, в результате которого должна была существенно измениться не только этническая среда, но и политическая организация завоеванной территории. По-видимому, в это время в Мегарах, ставших центром нового, дорийского государства, рядом с царем (скорее всего - дорийцем) формируется совет, члены которого унаследовали название древней и весьма авторитетной должности эсимнетов. Совет эсимнетов, включавший, видимо, представителей старой ионийской аристократии, следует рассматривать как обычный для послемикенского времени совещательный орган при царе. Таким образом, можно говорить о своего рода компромиссе между дорийскими завоевателями и представителями местных правящих родов, что имело место и в других областях Греции (Коринф, Сикион, Аркадия, Спарта).

Для суждения о времени появления в Мегарах совета эсимнетов имеют значение следующие соображения. Наличие этого института уже в самых ранних колониях Мегар дает основание говорить о том, что в самой метрополии он сложился не позднее VIII в. до н. э. Передаваемая Павсанием этиологическая легенда об Эсимнии (Paus., I, 43, 3) увязывает появление этого сооружения, бывшего местом заседаний совета с упразднением древней царской власти микенской поры. Легенда показывает, что ассоциация эсимнетии с советом возводилась к самому началу послемикенской эпохи. В начале I тысячелетия до н. э., по мере ослабления власти дорийского царя и усиления аристократического Совета, численный состав последнего увеличился. Результатом реформирования Совета (видимо, в целях упорядочения его деятельности) явилось деление его на комиссии, попеременно осуществлявшие руководство текущими делами. С этого времени (не позднее VIII в. до н. э.) эсимнетами стали называть членов дежурных комиссий мегарского Совета.

Главная страница   |

© 1995 г. А.Л.Пальцева
© 1995 г. Центр антиковедения