Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


Е. В. Никитюк
Иторико-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого греческого возрождения

Античное общество: проблемы истории и культуры. Доклады научной конференции 9 - 11 марта 1995 г.

Появление сочинения Павсания относится ко времени так называемой второй софистики, крупнейшими и наиболее известными представителями которой были Герод Аттик, Лукиан, Аппиан, Апулей и др.

О Павсании и его окружении мы знаем мало, так как в современной ему литературе почти нет упоминаний о нем или его сочинении. Следы использования "Описания Эллады" есть только у очень позднего автора Стефана Византийского (VI в. н. э.) в его лексиконе "Этника". На основании же кратких упоминаний самого Павсания можно сделать вывод, что I книга составлялась раньше других и была закончена к 155 - 160 гг. н. э., остальные написаны в 175 - 180 гг. Таким образом, вполне вероятный год рождения Павсания - 115 г. Попытки идентифицировать автора "Описания Эллады" с каким-либо другим автором того же времени и того же имени (Павсанием из Кесарии, софистом и учителем Элиана; Павсанием, автором истории Антиохии Сирийской) успеха не имели. Новейшие исследования указывают на Магнесию в окрестностях Сипила как на место рождения Павсания, поскольку он хорошо знает эти места и называет их своими. Происходил Павсаний, по всей видимости, из обеспеченной семьи, так как смог совершить большое путешествие, посетив важнейшие центры культурной и социальной жизни того времени - Пергам, Эфес, Смирну, Афины, Александрию, Рим, а также множество маленьких и средних городов. Павсаний получил, безусловно, хорошее образование. На основании широкого круга литературных источников, личных впечатлений и рассказов эксегетов и было составлено им большое историко-антикварное сочинение.

"Описание Эллады" состоит из десяти книг, каждая из которых посвящена одной из областей Пелопоннеса и Средней Греции. Изложение строится по заранее продуманному плану (III, 11, 1), включающему достопримечательности, достойные, как говорит автор, упоминания, обозрения и памяти у потомков. В основном Павсаний предпочитает старое - новому, тайное - общеизвестному, а в целом особое внимание он обращает на постройки V - III вв. до н. э. и различные сакральные памятники. В то же время, стремясь к полноте изложения, дает многочисленные описания памятников светского характера - зданий и статуй - не только знаменитых, но и маленьких городов.

Принцип построения каждой книги - топографический: от границы - к столице, по другой дороге обратно к границе, и так много раз до пересечения дороги к главному городу другой области. Попутно Павсаний сообщает огромное количество разнообразных сведений о местных достопримечательностях и связанные с ними мифы и исторические события. Такая сложная структура повествования вызвала до сих пор не завершенную дискуссию о назначении сочинения: было ли это реальным путеводителем, литературным произведением для развлечения, своего рода энциклопедией знаний. В любом случае "Описание Эллады" было предназначено для круга образованных и интеллигентных читателей, как и сам автор, владеющих греческим языком, как собственно греков, так и римлян, приобщенных к эллинской культуре. При этом было еще одно условие обращения к такому сочинению - сильный живой интерес к славному прошлому Эллады, еще не утратившей своей независимости.

Материал, собранный Павсанием, очень разнообразен. Он с трудом поддается систематизации, и хотя принято считать Павсания богатым источником для изучения именно античного искусства, все-таки можно выделить еще несколько крупных тем, которые представлены более или менее обширными экскурсами. Это экскурсы исторические, географические, этнографические и биологические. Исторические представлены в виде трех больших групп - генеалогий, кратких заметок и связных очерков по истории Греции со времени Филиппа II до конца I в. н. э. С помощью генеалогий главных родов каждой области Павсаний, вполне в традициях логографов, размещает события в хронологическом ряду, давая читателю ощущение древности описываемых событий и неразрывной связи всей греческой истории. Для коротких исторических пассажей всегда отправной точкой служит описание какого-либо памятника (II, 33, 3; VIII, 52, 1). Но наибольший интерес представляют большие связные исторические очерки, возбужденные общим интересом к описываемой области. Это, во-первых, подробный очерк спартанской истории, перемежающийся, впрочем, отступлениями мифологического и антикварного характера (III, 2-10), далее история Мессенских войн (IV, 4-27), обзор событий III Священной войны и рассказ о нашествии галатов на Грецию (X, соответственно гл. 2-3 и 19-23), наконец, ряд развернутых повествований по истории Ахейского союза (VII, 7-16) и о жизни и деятельности его лидеров - Арата Сикионского (II, 8-9) и Филопемена (VIII, 49-52).

Другие темы представлены не так объемно. Тем не менее наличие специальных экскурсов по мифологии, этнографии и даже по биологии свидетельствует о большой образованности и широком научном интересе как самого автора, так, очевидно, и той элитарной читательской среды, к которой было обращено его сочинение.

При всем том не следует упускать из виду, что главным содержанием сочинения Павсания было описание статуй богов и героев, старинных общественных зданий, гимнасиев, театров и т. д. К примеру, одних описаний агоры около полусотни, соответственно числу значительных городов. Все эти описания отличаются не только обстоятельностью и точностью, они исполнены, как правило, большого эстетического вкуса. Какую ценность представляют эти художественные описания Павсания для истории искусства, об этом можно судить хотя бы по тому, что он дает наибольшее (после Филострата) описание живописных полотен. А описания архитектурных памятников и целых комплексов служат теперь наряду с археологией надежным основанием для реконструкций. Антикварно-исторический акцент в сочинении Павсания не требует специального пояснения: он вполне был обусловлен как жанром самого произведения, продолжавшего древнюю традицию периегез, так и тем увлечением стариной, которое было так характерно для II в. н. э., с которым связывают не только развитие новой софистики, но и более широкое явление греческого возрождения.

Сказанным вполне определяется наше общее суждение о труде Павсания: продиктованный интересами эпохи, обращенный к воспрявшей вновь к жизни греческой интеллектуальной элите, этот труд органически сочетал в себе интерес к городам и памятникам с интересом к прошлому того народа, который их создал. С этой точки зрения, рассматривая сочинение Павсания как историко-антикварный труд, странными, если не сказать кощунственными выглядят некоторые западные издания "Описания Эллады", в которых нарочито опущены все исторические экскурсы, как чужеродные вкрапления.

Главная страница   |

© 1995 г. Е.В.Никитюк
© 1995 г. Центр антиковедения