Публикации Центра антиковедения СПбГУ | | Главная страница | Конференции | |
Античное общество: проблемы истории и культуры. Доклады научной конференции 9 - 11 марта 1995 г.
В 428 г. до н. э. Митилена отложилась от
Афин. Но, не дождавшись помощи со стороны
спартанцев, вынуждена была сдаться на милость
победителя. Вопрос об участии восставших активно
дебатировался в Народном Собрании Афин. Здесь
столкнулись мнения афинского демагога Клеона и
Диодота, представлявшего, по-видимому,
олигархическую оппозию демократам. В своем
выступлении на Собрании Клеон обосновывал
справедливость жесточайшей меры наказания,
которой должны были подвергнуться все жители
Митилены. Жестокость к митиленянам и к прочим
союзникам представлялась Клеону справедливой и
полезной мерой. Возражая демагогу, Диодот счел
последнюю, несмотря на ее формальную
справедливость, бесполезной. Он предложил
избавить от наказания демос - потенциального
союзника демократических Афин.
Естественно, митиленские дебаты не могли не
привлечь внимание исследователей. Однако
последними больше внимания обращается на
позицию самого Фукидида. Одни, разделяя точку
зрения историка, видят в данном эпизоде пример
неразумной жестокости Клеона, другие (начиная с
Дж. Грота), наоборот, усматривают в нем образец
необъективности автора "Истории", третьи же
рассматривали дискуссию через призму риторики.
Мы полагаем, что в митиленских дебатах Фукидид
ставит более значительную проблему, поднимаясь
до высот философского диалога. Это - проблема
совместимости Империи и демократии. Нельзя не
заметить, что первую часть своей речи Клеон
посвящает обоснованию двух тезисов:
1. руководство союзниками - тирания;
2. демократическое устройство не соответствует задачам управления союзниками.
Обосновывая жизненную необходимость Империи, Клеон подводит слушателей к мысли о том, что демократия может стать угрозой существованию государства. Правда, в его словах еще не содержится антидемократической программы, но они служат ее идейной подготовкой.
Соответствуют сказанному демагогом и предлагаемые им меры, адекватные обращению тирана с поданными.
Оппонент Клеона Диодот отнюдь не из гуманистических побуждений отвергает жестокие меры наказания. Он предлагает такую модель взаимоотношений с союзниками, которая могла бы быть свойственна именно демократическому полису. Иными словами, он критикует основную идею Клеона. В итоге, предложение Диодота - пусть и с небольшим перевесом - принимается собранием.
Итак, Фукидид (а еще точнее - война) ставит серьезную, и едва ли разрешимую проблему. "Идеологическая" (по словам М. Когана) политика Диодота вскоре приведет к грандиозным потрясениям в Греции (примером чего служат, в частности, события на о. Керкира, где впервые была опробована "новая политика" Афин). Не меньшее потрясение (но уже внутри Афин) могла вызвать и "программа" Клеона.1
1 Любопытно, что проводником антидемократических идей является у Фукидида демагог Клеон. У М. Ланг, мы полагаем, были основания называть его олигархом.
| Главная страница |
© 1995 г. В.Р.Гущин
© 1995 г. Центр антиковедения