Конференции Центра антиковедения СПбГУ


Публикации Центра антиковедения СПбГУ

Главная страница | Конференции |


В. Р. Гущин
Клеон и митиленский вопрос в "Истории" Фукидида

Античное общество: проблемы истории и культуры. Доклады научной конференции 9 - 11 марта 1995 г.

В 428 г. до н. э. Митилена отложилась от Афин. Но, не дождавшись помощи со стороны спартанцев, вынуждена была сдаться на милость победителя. Вопрос об участии восставших активно дебатировался в Народном Собрании Афин. Здесь столкнулись мнения афинского демагога Клеона и Диодота, представлявшего, по-видимому, олигархическую оппозию демократам. В своем выступлении на Собрании Клеон обосновывал справедливость жесточайшей меры наказания, которой должны были подвергнуться все жители Митилены. Жестокость к митиленянам и к прочим союзникам представлялась Клеону справедливой и полезной мерой. Возражая демагогу, Диодот счел последнюю, несмотря на ее формальную справедливость, бесполезной. Он предложил избавить от наказания демос - потенциального союзника демократических Афин.
Естественно, митиленские дебаты не могли не привлечь внимание исследователей. Однако последними больше внимания обращается на позицию самого Фукидида. Одни, разделяя точку зрения историка, видят в данном эпизоде пример неразумной жестокости Клеона, другие (начиная с Дж. Грота), наоборот, усматривают в нем образец необъективности автора "Истории", третьи же рассматривали дискуссию через призму риторики.
Мы полагаем, что в митиленских дебатах Фукидид ставит более значительную проблему, поднимаясь до высот философского диалога. Это - проблема совместимости Империи и демократии. Нельзя не заметить, что первую часть своей речи Клеон посвящает обоснованию двух тезисов:

1. руководство союзниками - тирания;
2. демократическое устройство не соответствует задачам управления союзниками.

Обосновывая жизненную необходимость Империи, Клеон подводит слушателей к мысли о том, что демократия может стать угрозой существованию государства. Правда, в его словах еще не содержится антидемократической программы, но они служат ее идейной подготовкой.

Соответствуют сказанному демагогом и предлагаемые им меры, адекватные обращению тирана с поданными.

Оппонент Клеона Диодот отнюдь не из гуманистических побуждений отвергает жестокие меры наказания. Он предлагает такую модель взаимоотношений с союзниками, которая могла бы быть свойственна именно демократическому полису. Иными словами, он критикует основную идею Клеона. В итоге, предложение Диодота - пусть и с небольшим перевесом - принимается собранием.

Итак, Фукидид (а еще точнее - война) ставит серьезную, и едва ли разрешимую проблему. "Идеологическая" (по словам М. Когана) политика Диодота вскоре приведет к грандиозным потрясениям в Греции (примером чего служат, в частности, события на о. Керкира, где впервые была опробована "новая политика" Афин). Не меньшее потрясение (но уже внутри Афин) могла вызвать и "программа" Клеона.1

1 Любопытно, что проводником антидемократических идей является у Фукидида демагог Клеон. У М. Ланг, мы полагаем, были основания называть его олигархом.

Главная страница   |

© 1995 г. В.Р.Гущин
© 1995 г. Центр антиковедения