Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
История античной религиозной философии от Антиоха Аскалонского до Плотина (I в. до н.э. - III в. н.э.)

 
I. Общая характеристика религиозных направлений в греко-римском обществе I в. до н.э. - III в. н.э.
1. Этническая и социальная палитра мнений: элитарная и низовая религиозность; специфика Рима, Александрии, сиро-палестинского региона.

2. Соотношение консервативных и инновационных тенденций.

3. Место философских концепций в развитии религиозных идей этого периода.

I. Общая характеристика понятия среднего платонизма.
1. Концепция Дж.Диллона, В.Витта и Л.Г.Виттакера.

2. Невозможность сводить его к эклектизму и стоицизму.

3. Характерные черты и степень распространенности среднего платонизма.

II. Философские идеи и направления в I в. до н.э.
1. Стоицизм как доминирующая форма философствования. Сферы интересов стоиков: богословие, физика, мораль. Популярность стоицизма на римской почве. Консервативный потенциал стоицизма: свидетельство Цицерона.

2. Скептическая академия. Основные философские положения.

3. Другие философские учения: эпикурейство, неопифагореизм.

4. Возрождение платонизма в Афинской академии.

III. Начальный этап формирования среднего платонизма: Филон из Лариссы и Антиох Аскалонский.
1. Состояние источников. Трудность реконструкции идей. Проблематичность существования целостного учения.

2. Суть полемики Филона и Антиоха: эклектика или возрожденный платонизм.

3. Основные идеи Антиоха:

а. Переосмысление роли Древней Академии в ее отношении к аристотелизму и стоицизму.

б. Реанимация платоновского идеализма и его корректировка. Возникновение учения об идеях как мыслях бога.

в. Физика и этика.

IV. Платоническая философия в к. I в. до н.э. - первой половине I в.н.э.
1. Преемники Антиоха: Аристей, Теомнест, учитель Плутарха Аммоний Александрийский. Платонизм "Тускуланских бесед" Цицерона: развитие антиоховских идей.

4. Зависимость Филона Александрийского от антиоховского варианта платонизма: учение об идеях, уме и логосе.

3. Кодификация платонизма. Фрасилл.

V. Философия Плутарха Херонейского и его ученика Кальвизия Тавра.
1. Общая характеристика творчества Плутарха. Сочинения. Направление мысли.

2. Среднеплатонические философские положения у Плутарха в учении у боге, демонах и душе.

3. Использование Плутархом платонизма для асимиляции и критики нетрадиционных религиозных систем: религия Осириса, зороастризм, низовая религиозность (колдовство)

4. Кальвизий Тавр: альтернатива антиоховскому варианту платонизма. Его влияние на Герода Аттика и Авла Геллия.

VI. Платонизм II в.н.э.
Школа Гая. Общая характеристика. Известные представители: Альбин, Алкиной, Апулей, анонимный автор комментариев на "Федона".
VII. "Койне" философов II в.н.э. Основные термины и правила их употребления (Бог, Ум, Демиург, Логос, мыслимое, душа и т.д.)

VIII. Среднеплатонический язык и богословские принципы христианских авторов II в.н.э.

1. Учение о Первом и Втором Умах у Юстина Философа

2. Учение о Первом и Втором Умах у Татиана и Афинагора

3. Учение о Первом и Втором Умах у Иренея Лионского.

4. Клемент Александрийский. Формулировка радикальной трансцендентности Первого Ума.

5. Стоико-платонические идеи у Тертуллиана.

IX. Среднеплатонический язык околохристианских религиозных мыслителей II в.н.э.: гностический вариант.
1. Среднеплатонические проблемы в интерпретации гностичческих авторов (по данным ересиологов и трактатов из Наг-Хаммади): Первый и Второй Ум, непознаваемость Первого Ума, несовершенных характер Второго Ума, интерпретация его как Демиурга. Отождествление Демиурга с Сатаной. Учение о спасении: душа в ее отношении и Первому и Второму Уму.

2. Первые попытки использования среднеплатонических идей в практических религиозных целях.

а. Вульгарный гностицизм авторов греческих магических папирусов из Египта.

б. Гностические сотериологические практики.

X. Среднеплатонический язык инновационных языческих религиозных систем: "Халдейские оракулы"
1. Общая характеристика памятника. Проблемы его реконструкции. Вопрос об авторстве и аудитории.

2. Идеологическая заряженность "Халдейских оракулов"

3. Диалектика двух Умов.

4. Учение о душе и свободе.

XI. Последнее достижение среднего платонизм: философия Нумения из Апамеи.
1. Источники и состояние реконструируемых текстов.

2. Значение Нумения: окончательное разделение Первого и Второго Умов; доплотиновский вариант диалектики Бога.

XII. Догматический вариант платонизма у Плотина и дальнейшие перспективы развития религиозно-философсккой мысли.
1. Плотин.
а. История и нынешнее состояние изучения его философии

б. Учение об ипостасях как резюме среднеплатонических построений.

в. Консервативные доминанты в философии Плотина.

г. Значение философии Аристотеля для учении Плотина

2. Альтернативы плотиновскому варианту платонизма.
а. "Колебания" Порфирия

в. Новая конструктивная позиция Ямвлиха. Окончательное усвоение аристотелизма.

3. Послеплотиновский платонизм как возврат к более гибкому среднеплатоническому богословию.