Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
Программа курса «История античной общественной мысли» (36 часов)

 
Начало политической мысли в Греции. Факторы возникновения политической теории в V в. до н.э. Кризисные явления в традиционной морали и религии. Роль демократии в осознании конвенционального и изменчивого характера политических норм. Развитие научного и философского знания и перенесение на политику рациональных методов исследования и доказательство.

Противоположность «природы» и «закона» в общественной мысли V в. до н.э. и применение ее в вопросах политической теории. Зарождение идеи первоначального звериного состояния людей и последующего возникновения и прогресса культуры.

Характер софистического движения. Конструктивные и деструктивные элементы в критике софистами традиционных норм.

Политическая теория Протагора. Учение о «политической добродетели» и методах ее воспитания. Теория возникновения культуры Протагора. Агностицизм Протагора в вопросе о возникновении социальных свойств в человеке. Исторический «миф» как средство обоснования демократической концепции способности всех граждан участвовать в приеме политических решений. Принцип «человек – мера всех вещей» в применении к изменению законов в демократическом государстве. Рациональная теория ответственности и наказания.

Этико-политические воззрения Демокрита и его теория возникновении культуры. Попытка преодоления господствующего в этике утилитаризма – поиск внутренних регуляторов поведения. Роль воспитания в создании «второй натуры» человека. Примат интересов общества над интересами индивида. Умеренно- демократический идеал и рекомендации по достижению классовой гармонии.

Источники и проблемы реконструкции учения Демокрита о возникновении культуры. Животное состояние людей в первобытный период у Демокрита в сравнении с другими аналогичными концепциями. Роль нужды, случая, интеллектуальных способностей людей в техническом прогрессе. Конвенциональная теория языка Демокрита и полемика о возникновении языка в V-IV вв. Теория возникновения религии и ее отношение к теориям Продика и крития. Факторы социального объединения: факторы возникновения общества (страх перед животными) и факторы сохранения общества (привычка и симпатия). Отражение теории Демокрита в «генеалогии морали» Полибия. отличие градуалистической теории Демокрита от теории «изобретения» общества и политических институтов. Влияние теории возникновения культуры Демокрита на последующих мыслителей (Платон, Эпикур, Гекатей Милетский, Посидоний).

«Натуралистические» теории софистов, делающие «природу» ориентиром для поведения людей и их противостояние существующим политическим институтам. Теория софиста Антифонта. Проблема идентичности софиста и оратора. Противопосталение природы закону в духе эскапизма во фрагментах «Об иститне». Унивирсалистические воззрения софиста Гиппия. Критика рабства с точки зрения природного равенства всех людей (Ликофрон, Еврипид). Теория права сильного на власть как естественного закона (Калликл в «Горгии», Фрасима в «Государстве»).

Либеральные теории возникновения общества из договора. Ограничение функций закона гарантией личных прав граждан у Ликофрона.

Сократ. Его жизненный путь как выражение его воззрений на отношение человека к обществу. Противостояние сократа релятивизму его современников, его метод исследования понятий справедливости и других добродетелей. Воспитательный метод Сократа. Интеллектуализм этики Сократа. Критика им демократических институтов с позиции интеллектуализма. Характер конфликта Сократа с Государством.

Политическая теория Платона. Критика софистических концепций договорного происхождения общества в «Государстве» и противопоставление им органической теории возникновения общества. Иерархическая система «Государства». Теория воспитания. Коммунизм в образе жизни правителей. Тоталитарные четы в платоновском понимании нравственности. Критика Платоном существующих государствееных устройств, его политические цели.

Попытки Платона реализовать его политический идеал (поездки в Сицилию). Создание Академии и ее место в общественной жизни.

Обоснование идеальной монархии в «Политике». Проэкт государства, основанного на господстве закона – «Законы». Примитивизм и прогрессизм в воззрениях Платона на развитие общества («Политик» и «Законы»).

Политическая теория Аристотеля. Теория естественного возникновения и органического развития государства. Иерархия целей в жизни государства и примат интересов общества над интересами граждан. Нравственное совершенство граждан как высшая цель государства.

Идеальный государственный строй Аристотеля и система воспитания. «Средний» государственный строй. Отношение проэктов Аристотеля к политической действительности. Анализ существующих форм государственного устройства и причин их деградации.

Экономические воззрения Аристотеля и их консервативный характер. Морализм его концепции и влияние на средневековые теории.