Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
Программа специального курса "Античное воспитание и образование" (36 часов)

 
1. Введение.
Предмет курса: воспитание и образование как один из аспектов античной культуры.

Характеристика источников (литературных, изобразительных) и литературы по курсу.

I. Греция архаического и классического периодов (18 ч.)
1. Воспитание и образование по поэмам Гомера "Иллиада" и "Одиссея". Аристократический идеал Гомера. Первые опыты диалога "учитель- ученик" (Феникс- Ахилл). Поиски и варианты воспитания после Гомера. Ориентация на практическую трудовую деятельность у Гесиода. Воспитание аристократического самосознания у поэтов- лириков. Понятие аристократической доблести - арете - у Феогнида.

2. Воспитание и образование в Спарте. Домашнее воспитание (до 7 лет). Организация государственного воспитания (агелы, илы, ирены). Воспитание спартанских девушек. Особенности спартанского типа воспитания и образования. Преимущественная ориентация на подготовку социальной и военной элиты.

3. Воспитание и образование в Афинах. Положение женщины в семье. Домашнее воспитание. Воспитание и образование афинских девушек. Начальные школы. Обучение грамоте и счету. Мусическое и гимнастическое образование. Гимнасии и их устройство. Высшее образование в школах риторов и философов: школа Исократа, школа Антисфена в Киносарге, Академия, Лицей. Военная служба (институт эфебии). Принципиальная ориентация воспитания и образования в Афинах на гражданские идеалы. Ремесленное и специальное художественное образование. Внешкольное образование (роль театра, общегреческих и местных спортивных состязаний, изобразительного искусства).

4. Просветительская деятельность софистов, их роль в формировании специальных знаний - политики, экономики, риторики. Протагор, Продик, Горгий. Младшие софисты, общая характеристика их деятельности. Школы софистов. Методы знаний. Критика софистического метода школой Сократа. Отображение деятельности софистов в греческой литературе (Аристофан).

5. Тема воспитания и образования у Сократа. Сократ об истинном знании. Методы обучения Сократа (тема анамнесиса, роль учителя и диалога, значение иронии в обучении). Сократовские школы (мегарская, элидо-эритрейская. киническая, киренская).

6. Педагогические воззрения Ксенофонта. Идеи воспитания по трактатам "Экономик", "Агесилай" и мнимо-историческому роману "Киропедия". Понятие калокагатии и образ идеального человека у Ксенофонта.

7. Тема воспитания и образования у Исократа. Литературная деятельность. Педагогические взгляды. Выработка теории воспитания в речах "Против софистов" и "Наставления Демонику и Никоклу" (I-III). Идеальная программа воспитания в "Ареопагитике". Школа Исократа.

8. Воспитание и образование в идеальной системе Платона. Педагогические взгляды Платона по диалогам "Пир" т "Федр". Воспитание и образование по "Государству" и "Законам". Создание системы воспитания идеального человека для идеального государства. Сочетание физических и интеллектуальных аспектов воспитания. Школа Платона (Академия).

9. Педагогическая система Аристотеля по "Политике" и "Этике". Большой реализм программы, предложенной Аристотелем, по сравнению с Платоном. Вклад Аристотеля в разработку системы свободных искусств. Школа Аристотеля (Лицей).

II. Эллинистический период (4 часа)
1. Теория и практика просвещения в Афинах. Низшее образование. Гимнасии. Эфебия. Философские школы (Академия, Лицей, стоическая, эпикурейская).

2. Образовательная практика в других культурных центрах эллинистического мира (Милет, Теос, Родос).

3. Пергам. Организация гимнасия. Жизнь и воспитание эфебов по пергамским надписям.

4. Александрийская школа. Мусейон. Его особенный характер и значение как предшественника академий и университетов Нового времени.

III. Республиканский Рим (6 часов).
1. Традиционное воспитание и образование по Катону. Система семейного воспитания.

2. Система школьного образования в Римской республике. Низшая школа (ludi). Грамматические школы. Риторические школы. Практическое обучение.

3. Греческое воздействие на римлян. Проникновение греческой учености. Лекции риторов и философов, занятия грамматиков. Поездки молодых римлян для завершения образования в греческие и эллинистические центры (Афины, Родос и др.).

4. Педагогические идеи Цицерона. Важнейшие для Цицерона области образования - политика и риторика. Техника риторического образования у Цицерона (по трактату "Об ораторском искусстве"). Внимание Цицерона к книжной культуре. Цицерон в общении с римскими и греческими эрудитами. Образование Цицерона младшего.

IV. Рим времени империи (8 часов).
1. Практическая система воспитания и образования. Домашнее воспитание. Воспитание римских девушек. Низшая школа (ludi). Грамматические школы. Школы риторов и философов.

2. Римские педагогические теории (Сенека, "Нравственные письма к Луциллию"; Квинтиллиан, "Наставление оратору"; Тацит, "Агрикола", "Диалог об ораторах"; "Письма" Плиния Младшего; Марк Аврелий, "К самому себе").

3. Высшие школы в поздний период Римской империи (Афины, Константинополь, Рим, Милан). Выработка метода обучения. Составление пособий.