Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
История греческой литературы
Рабочая программа. 36 часов. Экзамен. 3 семестр

 
История древнегреческой литературы определяет объект своего изучения в иных границах по сравнению с литературой современной как таковой, она включает, кроме художественной литературы в узком смысле слова, труды философские, исторические, судебные речи, эпиграфические и папирусные тексты.

ЛЕКЦИЯ 1. Введение. Хронологические рамки формирования всех основных жанров древнегреческой литературы, ее периодизация и основные этапы развития. Особенности древнегреческой литературы. Фольклорный период и последующая фиксация текста. Поэзия, предназначенная для пения или рецитации - древнейшая форма греческой литературы, возникающей на протяжении VIII-VI вв. до н.э. Возможности восстановления плохо известной устной традиции: археология, языкознание, сравнительно-исторический метод - типологические сопоставления с древнейшим фольклором других стран и народов. Проблемы сохранности текстов. Традиция прямая (папирусные находки) и опосредованная (цитаты и пересказы позднеантичных авторов в антологиях, лексиконах, грамматических и метрических трактатах). Первые издания текста и критерий отбора.

Архаический период.
ЛЕКЦИЯ 2. Эпические песни, поэтические агоны и формирование особого поэтического языка. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Проблемы изучения: мифическая традиция и авторско-художественное творчество. Гомеровский вопрос (унитарии и аналитики) и его современное состояние. Историчесая основа поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса. Формульный стиль (М.Пэрри, А.Лорд) и его связь с поэтикой поэм. Аэды и рапсоды. Киклические поэмы. Гомеровские гимны. Пародийный эпос. Степень сохранности, время создания, проблемы авторства.

ЛЕКЦИЯ 3. Гесиод и дидактический эпос. "Труды и дни". Мифология, календарь, моральные заповеди и конкретные наставления. Возможность влияния литератур Древнего Востока. "Теогония" в свете религиозно-космогонической традиции. Греческий пантеон, боги и персонифицированные массы как основы мироздания и бытия. Другие произведения Гесиода.

ЛЕКЦИЯ 4. Лирическая поэзия. Условность термина "лирика", принятого для того, чтобы отличать остальную поэзию до 500 г. до н.э. от эпоса и драмы. Если иметь в виду характер аккомпанемента, то большая часть такой поэзии исполнялась не под лиру, а под флейту или даже без аккомпанемента. Целесообразно делить эту поэзию на мелическую, ямбическую, элегическую, эпиграмматическую. Мелос - "песня" был хоровой и монодический (сольный). Изучение сравнительной метрики обнаруживает древнейшие формы стиха именно в мелической поэзии. Ямб - песенный и речитативный вид стихов в ямбах и других метрах. Элегия - первоначально исключительно метрическая категория, содержащая стихи, составленные в элегических дистихах. Эпиграммы никогда не пелись и не рецитировались, были предназначены не для устного исполнения, а для написания (на камне, металле, керамике и т.д.). Позднее эпиграмма занимает свое место в книжной литературе, когда надпись в стихах становится объектом литературной имитации.

Ионийский ямб. Архилох - основоположник европейской лирики. Поэзия элегическая и ямбическая. Ямбы Архилоха и культы Пароса. Поэт и воин. Инвектива и обсценность его поэзии. Семонид Аморгский "Ямбы о женщинах". Ямбограф Гиппонакт. Пародия и инвектива. Связь его лирического героя с образом фармака на Таргелиях. О ямбическом топосе жертв инвективы.

Элегические поэмы. VII в. до н.э. Каллин из Эфеса и Тиртей из Спарты. Патриотические призывы. Эмбатерой. Поколением младше Мимнерм из Колофона (Смирны). Элегия "Смирнеида" и сборник стихов "Нанно". Поэтика элегии. Солон Афинский - государственный деятель и поэт. Метафоры Солона. Феогнид Мегарский и его corpus. Сколии, гномы (Фокилид) и эпиграммы. "Философская" элегия: Ксенофан (VI в. до н.э.), его последователи Парменид(к. VI - н. V вв. до н.э.), Эмпедокл (V в. до н.э.)

ЛЕКЦИЯ 5. Эолийский монодический мелос. Сапфо из Митилены на Лесбосе. Поэзия женских содружеств и ее фольклорные истоки (эпиталамы, психологический параллелизм). Любовная тематика. "Песни борьбы" Алкея, сколии и эротические мотивы.Анакреонт и анакреонтика. Хоровая торжественная лирика. Парфении Алкмана. Драматизация лирических сюжетов. Стесихор прокладывает путь греческой трагедии - "лирическая триада": строфа, антистрофа, эпод. Ивик из Регия - странствующий поэт. Симонид Кеосский, его трены и эпитафии. Эпиники Пиндара. Горд своим предназначением поэта. Миф в его поэзии связывает прошлое и настоящее. Вакхилид. Эпиники, пеаны, дифирамбы, парфении. Пеан в честь Аполлона Делосского. Дифирамб "Тезей" в форме диалога с элементами мимической игры - предвестник драмы.

Классическая литература
ЛЕКЦИЯ 6. Драма. В основе жанра - столкновение противоборствующих сил как способ выражения напряженных общественных отношений. Влияние Элевсинских мистерий и культов героев. Аристотель о происхождении трагедии. Праздники Дионисийского круга и театр. Введение I актера поэтом Феспидом. Организация зрелищ и устройство театра.

Эсхил. Введение II актера дает возможность завязать конфликт и ввести диалогические партии. "Драмы, полные Ареса" (Аристофан). Автор единственной дошедшей трилогии "Орестея". Сценические контрасты, умение создавать и эффектно раскрывать сценическую ситуацию. Обобщенность и монолитность художественных образов. Особый характер языка.

ЛЕКЦИЯ 7. Софокл. Его трагедии - этические заповеди, иллюстрирует их миф. Введение III актера. Герои знают божественные заповеди, но вынуждены отходить от них, т.к. не умеют сочетать божественные нормативы с реальностью. Человек действует вслепую. Метафора слепоты в трагедии "Эдип-царь". Драмы Софокла как мастера гармонии - порождение расцвета и стабильности афинского общества V в. до н.э.

ЛЕКЦИЯ 8. Еврипид. На сцену приходят софистика и риторика, выносит на суд зрителя наболевшие вопросы своего трудного времени. Конфликт разума и чувств героя создает драматическую напряженность. Психологизм и патетика. Изобретение интриги. Повествование, а не ситуативные прологи. Deus ex machina.

ЛЕКЦИЯ 9. Древнеаттическая комедия. Ее происхождение и составные части. Творчество Аристофана, политическая направленность его комедий. Влияние Аристофана на Рабле, Свифта, Филдинга.

ЛЕКЦИЯ 10. Зарождение древнегреческой прозы и ее виды. Историография. Первые логографы VI-V вв. до н.э.: Ферекид, Акусилай, Кадм Милетский, Ксанф Лидикийский, Гекатей, Гелланик.

Геродот. "История" Геродота, позже получившая название "Музы", как первый опыт создания универсальной истории, от полумифического мышления логографов к объективному миропониманию и осмыслению связи происходящего в различных частях ойкумены через события греко-персидских войн. Композиция "Истории" и роль вставных новелл. Художественные особенности.

Фукидид. История Пелопоннесской войны в "Истории" Фукидида. Тщательный отбор сведений, проверка фактов, первый историк-документалист, беспристрастность изложения и художественный драматизм, характерные портреты государственных и исторических деятелей.

Ксенофонт. Ученик Сократа. Участник похода Кира Младшего против его брата Артаксеркса - царя Персии. "Анабасис", "Киропедия", "Греческая история", "Сократические сочинения" и др. Политические пристрастия Ксенофонта (лаконофильство - "Лакедемонская полития", "Агесилай") и субъективное переосмысление исторических данных. Мастерство прозаического изложения.

Последователи первых историков, авторы Аттид - истории Аттики и другие.

ЛЕКЦИЯ 11. Риторическая проза. Виды красноречия. По Аристотелю существовало 3 риторических жанра и 3 категории слушателей (Рит. I, 3): sumbouleutikon, dikainikon, epideiktikon. Исократ в дальнейшем прибавляет protreptikon- увещевательное красноречие. 10 афинских ораторов (Псевдо-Плутарх). Возникновение судебной риторики в Сицилии в сер. V в. до н.э. Влияние софистики. Taxis - правила членения речей и расположение главных мыслей. Лисий - мастер диэгезы и создания характеров в судебном красноречии. Исей - дела о наследстве. Учитель Демосфена.

Публицистика Исократа. Создание риторической школы. Предшественник эллинизма в стремлении к панэллинству и просвещенному монархизму. Словесная отделка речей. Разработка приодической фразы.

Демосфен. Судебное и политическое красноречие. Борьба за независимость Греции. "Филиппики" и антимакедонские взгляды. Высокий патриотизм и патетика. Высокий патриотизм и патетика. Уникальный синтез всего предшествующего красноречия, ораторский динамизм и художественное мастерство.

ЛЕКЦИЯ 12. Философская проза. Первые греческие философы досократики. Ионийские философы милетской школы, элеаты, Левкипп, Демокрит, Эпикур. Сократ и его ученики.

Философия Платона и создание им новой литературной формы - философского диалога. Эстетическое учение Платона и художественное значение его творчества. Академия. Аристотель - ученый энциклопедист. Ликей Аристотель и его ученики. Аристотель об искусстве и творчестве. "Поэтика".

Эллинистическая литература

ЛЕКЦИЯ 13. Условность термина "эллинизм" (И.Г.Дройзен). Общая характеристика и основные особенности литературы этого периода. Изменение общественной жизни и его отображение в литературной традиции. Эллинистическая образованность и "рафинированная литература". Эллинистическая поэзия. Литературная полемика и создание новых жанров. Соотношение эпоса и эпиллия. Тщательная отделка стиха, интерес к внутренней жизни человека. Александрийская поэзия. Каллимах - ученый и поэт. Новые пути эпической поэзии. Аполлоний Родосский и его "Аргонавтика". Поэзия Арата и Никандра Колофонского. Феокрит - основоположник жанра идиллии. Мосх, Бион и другие его последователи. Косский кружок поэтов. Эпиллии Эвфориона. Ликофрон Халкидский. Парфений из Никеи. Эпиграмма дорийская и ионийская. Поэтические антологии: "Венок" Мелеагра Гадарского, "Палатинская антология".

ЛЕКЦИЯ 14. Прозаические жанры эллинистической литературы. Историография (Полибий, Тимей) и риторика. Средняя и новая аттическая комедия. Менандр и его творчество. Мимиямбы Герода. Греческая литература периода римского владычества.

ЛЕКЦИЯ 15. Особенности поздней литературы как переходного этапа от античной греческой литературы к византийской. Римское влияние в культурной жизни Греции. Вторая софистика. Аттикизм и азианизм. Дионисий Галикарнасский, его "Римская археология" и трактат "О старинных ораторах". Анонимный трактат "О возвышенном". Риторика второй софистики, представленная Геродом Аттиком, Элием Аристидом. Традиции греческой истории продолжает "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского. "География" Страбона сообщает также сведения по истории, мифологии, литературе, говорит о знаменитых людях. Стоическая философия к. I - н. II в. - Эпиктет, Дион Хрисостом - философ и оратор, Марк Аврелий. Историки-аттикисты: Арриан, Аппиан, Дион Кассий, Геродиан.

Плутарх - историк и философ-моралист. "Параллельные жизнеописания" - биографии исторических деятелей Греции и Рима представляют собой ключевые моменты античной истории, переданные в деятельности ее выдающихся представителей. "Моральные сочинения".

ЛЕКЦИЯ 16. "Греческое возрождение" в эпоху Антонинов. Павсаний. "Описание Эллады" как преклонение перед ее великим прошлым.

Творчество Лукиана. Пародия, памфлеты, сатирический диалог. Борьба со всеми видами суеверий, разочарование в современных ему философии, риторике, историографии. Ареталогия. Вопрос о нравственной ответственности человека. Влияние Лукиана на Рабле, Свифта, Вольтера.

Энциклопедические сочинения. Диоген Лаэртский "Жизнеописания и мнения знаменитых философов". Афиней из Навкратиса "Пирующие софисты". Клавдий Элиан и его "Пестрые истории" - сборник рассказов на исторические, мифологические и литературные темы.

ЛЕКЦИЯ 17. Греческий роман. Название жанра средневековое. Происхождение греческого романа и его источники. Фантастика, приключения, большой территориальный охват, идеализация предмета любви. Папирусные фрагменты. Сохранившиеся романы: "Повесть о Херее и Каллирое" Харитона, "Лвкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия, "Эфиопика" Гелиодора, буколистический роман Лонга "Дафнис и Хлоя". В сокращенном виде дошел роман Ксенофонта Эфесского "Повесть об Аброкоме и Антии", в латинском переложении анонимный роман "История Аполлония, царя Тирского"; в пересказе константинопольского патриарха Фотия (IX в.) - "Вавилонские повести" Ямвлиха, "Чудеса по ту сторону Фулы" Антония Диогена. Историзованная мифологическая хроника: Диктис "Дневник Троянской войны", Дарет "Рассказ о разрушении Трои". Переработка старого мифологического материала. Роман об Александре - 90 версий на 24 языках. Латинская обработка Юлия Валерия (III в.) "Александрия" Псевдо-Каллисфена.

Эпистолография. Фиктивные "Письма" Алкифрона (II в. н.э.). Поздняя риторика: Гимерий из Прусы в Вифинии, Фемистий из Пафлагонии, Либаний из Антиохии (IV в.). Поздние греческие поэты. Квинт Смирнский "Послегомеровское". Поэма заполняет промежуток мифической истории между "Илиадой" и "Одиссеей" (IV в.) Нонн из Панополя (V в.) "Дионисиака", Мусей: поэма "Геро и Леандр". Эпические поэмы: Колуф "Похищение Елены", Трифиодор "О взятии Трои" (к. V в.) Анакреонтика и эпиграммы. Поэзия Павла Силенциария и Агафия (VI в.) Жанр эпиграммы наследует византийская литература, которая создает антологии предшествующей поэзии: "Антология" Константина Кефалы (X в.), "Антология", известная под именем Максима Плануды (XIV в.). В этих сборниках содержатся стихи от Алкея и Сапфо до ранних византийских поэтов.

ЛЕКЦИЯ 18. Ранняя христианская литература и ее основные представители. Святое Писание и "Отцы Церкви" (Климент Александрийский, Синезй и др.). Христианские проповедники Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Представители светской и церковной истории в литературе раннехристианского периода (Прокопий и его продолжатели, Евсевий).