Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
Программа курса "История античного искусства" (64 часа)

 
I. ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Общая характеристика античного искусства. Периодизация. Источники. История изучения греко-римского искусства. Значение античного художественного наследия.
II. Искусство Эгейского мира (6 часа)
Археологические исследования Шлимана, Эванса, Депфельда. Периодизация Эгейской культуры. Архитектура Крита, особенности ее развития. Большой Кносский дворец. Дворец в Фесте. Критская живопись. Фрески Кносса C.M.III, П.М. Фрески на Мелосе и Фере (Санторине). Расписной саркофаг из Агиа-Триады. Вазовая роспись и ее стили. "Камарес", "морской", "дворцовый". Разнообразие форм и декоративных приемов в мастерских Крита. Пластика Крита. Развитие центров Эгейской культуры на материке. Дворцы-крепости Тиринфа и Микен. Строительные приемы. Шахтовые гробницы XVII-XVI вв. до н.э. Их инвентарь. Живопись Микен. Микенская керамика. Пластика: "Львиные ворота", терракоты. Падение культурных центров Эгейского мира в XII-XI вв. до н.э.
III. Искусство "геометрического стиля" (XI в. до н.э.) (2 часа)
Керамика XI-IX вв. до н.э. Ее декоративная орнаментация. Развитие мелкой глинянной и бронзовой пластики. Аттика, Коринф, Беотия - важнейшие области производства художественной керамики "геометрического стиля". Аттические "дипилонские" вазы, их художественное значение.
IV. Архаическое искусство древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) (4 часа)
"Ориентализирующее" направление в искусстве Греции и Ионии в конце VIII-VII вв. до н.э. Архитектура архаического периода. Храм - ведущий тип общественного здания. Сложение дорического и ионического стилей в архитектуре. Архаическая скульптура. Связь круглой каменной скульптуры с деревянными прототипами. Зарождение монументальной пластики из потребностей культа. Развитие типов обнаженной мужской фигуры ("куроса") и женской, задрапированной в одежды ("коры"). Пелопонесская, ионийская и аттическая художественная школы.
V. Коллекция памятников архаического искусства в отделе античного искусства Государственного Эрмитажа (4 часа)
История создания эрмитажной коллекции греческих и римских древностей. Брнзовая и глинянная мелкая пластика, восходящая к типам монументальной архаической скульптуры. Греческая вазопись времени архаики. Мастера чернофигурного стиля. Мастера "мелкофигурных киликов", Экзений, Амазис, Никосфен. Мастера краснофигурных ваз старого стиля: Андокид, Эпиктет, Евфроний.
VI. Искусство 1-ой пол. V в. до н.э. (ранняя классика) (2 часа)
Архитектура. Храм Афины Афайи на острове Эгине, храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Эгинская школа. Скульптуры храма Зевса в Олимпии. Строгий и переходный стиль греческой пластики. Творчество Пифагора Регийского, Мирона. Сложение классического стиля греческой скульптуры.
VII. Искусство выскокой классики (450-410 гг. до н.э.) (6 часов)
Архитектурный ансамбль Афинского акрополя. Творчество Фидия, Поликлета. Воплощение эстетических идеалов классического периода в архитектуре и скульптуре. Искусство переходной эпохи (времени Пелопонесской войны). Архитектура. Эрехтейон, особенности архитектуры. Скульптура. Алкамен, Каллимах, Пэоний. Рельефы. Развитие живописных тенденций в скульптуре.
VIII. Искусство поздней классики (4 часа)
Продолжение и развитие классических традиций. Появление новых задач: проблема передачи переживаний человека, творчество Скопаса. Глубокое художественное выражение трагических противоречий эпохи. Творчество Праксителя. Лирическая линия греческого искусства IV в. до н.э. Творчество Лисиппа. Расширение традиционных жанровых рамок греческой скульптуры.
IX. Обзор коллекции памятников классического искусства Государственном Эрмитажа (4 часа)
Вазопись времени ранней классики: "Мастер Панайтия", Бригос, Дурис, "Мастер Пана". Скульптура строго и высокого стиля. Памятники, восходящие к творчеству Пифагора, Мирона, Поликлета, Фидия. Вазопись высокого стиля. "Мастер Клеофана", "мастер шуваловской амфоры". Рельефы 2-ой половины V в. до н.э. Греческий портрет 2-ой половины V в. до н.э. Алкамен. Памятники, восходящие к творчеству Скопаса, Праксителя, Лисиппа.
X. Искусство эпохи эллинизма (4 часа)
Александрийская, пергамская и родосская художественные школы. Памятники эллинистического искусства в Эрмитаже. Коллекция античной глиптики в Эрмитаже.
XI. Античная живопись V-I вв. до н.э. (2 часа)
Полигнот, Аполлодор, Зевксис, Паррасий и мастера эллинистической эпохи.
XII. Искусство Этрурии (2 часа)
Архитектура, живопись, скльптура, прикладное искусство.
XIII. Искусство республиканского Рима III-I вв. до н.э. (2 часа)
Сложение основных черт римского портрета.
XIV. Искусство эпохи Августа и принципата Юлиев-Клавдиев (к. I в. до н.э. - I в. н.э.) (4 часа)
Архитектурные ансамбли августовского Рима. Римская декоративная живопись. Портер времени ранней империи.
XV. Архитектура и изобразительное искусство Рима времени правления Флавиев, Траяна и династии Антонинов (I-II вв. н.э.) (4 часа)
XVI. Искусство римских провинций (I-III вв. н.э.) (2 часа)
Галлия, Германия, Дунайские провинции, Сирия и Египет. Портрет Пальмиры и Фаюма.
XVII. Искусство поздней античности (III-IV вв. н.э.) (2 часа)
Разложение традиционных художественных форм античного искусства.
XVIII. Памятники римского искусства в Государственном Эрмитаже (4 часа)
Коллекция римского скульптурного портрета (I в. до н.э. - IV в. н.э.). Монументальная скульптура, рельефы, прикладное искусство.
XIX. Искусство Северного Причерноморья (2 часа)
Ольвия, Херсонес, Боспорское царство. Взаимное проникновение античной традиции и художественных традиций местного населения (по материалам Государственного Эрмитажа).